СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе "На дорогах войны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-познакомить учащихся с творчеством А.Твардовского, К.Симонова, А.Ахматовой, Ю.Друниной, С.Гудзенко, в чьих стихах – правда войны;

- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "На дорогах войны"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЛУГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Комаричского района Брянской области









Конспект урока на тему:

«Поэты - фронтовики

О Великой Отечественной войне

1941 – 1945 г.г.»















Учитель русского языка и литературы:

Урекина В.А.

2017 г.

(сл.1) На дорогах войны.

Тема: Поэты – фронтовики о Великой Отечественной войне

(1941-1945)

Цели:

-познакомить учащихся с творчеством А.Твардовского, К.Симонова, А.Ахматовой, Ю.Друниной, С.Гудзенко, в чьих стихах – правда войны;

- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников; выразительное чтение; анализ стихотворений; беседа по вопросам.

Задачи:

Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и её народ.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация. Записи песен военных лет.

Формы и методы работы:

Слово учителя, выступление учеников, анализ поэтического текста, беседа, работа в парах, словарная работа, создание ассоциативного куста, синквейн.

Ход урока

I.Организационный момент.

(Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация)

Слово учителя:

-пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца и сердца наших гостей тёплыми, добрыми чувствами.

Звучит песня: «За того парня» (слова Р.Рождественского, муз. Фрадкина)

Слово учителя:

- подумайте, ребята, как наша песня связана с темой сегодняшнего урока.(мы будем говорить о войне).

Война. Великая Отечественная война. Много лет прошло со Дня Победы, а память о героях, о подвиге народном живёт.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки».

Эти слова поэта А.Твардовского обращены ко всем поколениям. И, конечно, к вам, правнукам тех, кому довелось узнать , что такое война.

(2сл.) Эпиграф: «…Люди!

Покуда сердца

Стучатся,

- Помните!

Какой ценой

Завоёвано счастье,

-Пожалуйста,

Помните!...» «Реквием» Р.Рождественский.


II.Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя: -цель нашего урока – понять ту боль, что перенёс мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших народу мир и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и её роль в грозные годы. И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Мы узнаем сегодня, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными.

-Какие чувства возникли у вас при слове «война»? Какие слова можете подобрать?

(составление ассоциативного куста на + и -)

( мужество, победа, гордость, верность, стойкость. героизм,

страх, трусость, предательство, боль, кровь, жертвы)

Беседа.

- Когда началась?

- Какой город первым принял на себя удар врага?

(Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость. Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами. Стены рушились. Казармы горели. У защитников крепости не было пищи, воды. Не хватало патронов. Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Но над чёрными от копоти стенами в дыму и огне реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.

Слово учителя.

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.

III,Работа по теме урока.

- Прошло уже более 7 десятков лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но память хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.

(3сл.)

Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой народа и их собственной».

С первого дня они почувствовали себя мобилизованными и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Они уходили на фронт. Война стала для них , вчерашних школьников и студентов, досрочным началом «взрослой» жизни.

Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение – документальное свидетельство тех лет. Многие из них погибли в боях за Родину, другие прожили дольше.

(4сл. – 15сл.)

Слово учителя:

-Ребята, мы сегодня познакомимся с произведениями фронтовых поэтов: Александра Твардовского, Юлии Друниной, Семёна Гудзенко, фронтового корреспондента Константина Симонова и поэтессы Анны Ахматовой, выступающей в блокадном Ленинграде по радио и в госпиталях перед ранеными.

В течение урока вы будете заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, изображённые в произведениях.

Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А.А.Ахматова. «Мужество»


С.П.Гудзенко. «Перед атакой»


Ю.В.Друнина. «Зинка»


К.М.Симонов. «Жди меня»



(сообщение ученика)

(сл.16, 17, 18) Твардовский Александр Трифонович

(1910 – 1971), русский советский поэт. Родился в д.Загорье смоленской губернии в семье крестьянина-кузнеца. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, но с 3-го курса ушёл и в 1939 году окончил Московский институт философии, литературы и истории.

Писать стихи начал рано; в 14 лет отважился послать их в смоленскую газету «Рабочий путь», где тогда работал Михаил Исаковский, который помог юному поэту напечататься.

В 1936 году была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия», получившая широкую известность

В 1939 году призван в Красную Армию, участвовал в завоевании Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании находился на фронте в качестве военного корреспондента. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах.

Слово учителя.

Твардовский никогда не жаловался на судьбу, но так же , как и многие его сверстники, он прожил очень непростую жизнь. Пройдя через все трудности. Он не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком.

Во время войны многие писатели и поэты работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей.

Ученик читает стих – е «Рассказ танкиста»

Беседа по содержанию:

- Отступлению или наступлению войск посвящено стихотворение?

Докажите.

(наступлению, «Мы прорывались к площади, вперёд»)

- О каком событии идёт речь в стихотворении?

(геройский поступок мальчика, который помог танкистам уничтожить вражескую пушку)

- Каким вы представляете себе танкиста: молодым, весёлым, задорным, или степенным, неторопливым, основательным?

- Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют бедовым? Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

(Ему 10 -12 лет. Он озорной и смышлёный. Очень любопытный)

- Можно ли поступок мальчика считать геройским?

- Почему командир принял помощь ребёнка, не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(бой трудный и жестокий, а помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни)

- Как отблагодарил мальчишку танкист? Объясните такое отношение танкиста к мальчику.

(Помощь оказалась важной. Танкист пожимает ему руку с уважением и благодарностью)

- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может этого себе простить?

(Он хочет знать, кто помог ему и его товарищам)

- От чьего имени идёт рассказ?

(Автор рассказывает историю не от своего имени, а от имени бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца.

- В стихотворении Твардовского война показана как тяжёлая работа, страшная работа, где нужна смелость. Сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения)

(Был трудный бой…Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен…Я вытер пот. Душила гарь и копоть. От дома к дому шёл большой пожар)

- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому?

(19сл.) Перед вами репродукция картины Юрия Непринцева «После боя» изображён отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, который рассказывает, видимо, смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист свою историю про страшный бой и храброго мальчишку.

- А возможно и самому поэту танкист рассказал эту историю. И поэт пронёс её через годы и поведал нам. Для чего?

(Для того. чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны)

Словарная работа.

(Работа с лексикой стихотворения, карточки у учеников)

-всё нынче как спросонку… - …

- бедовый, из тех, что главарями у детей - …

- а он гвоздит – не выглядит из башен…

- заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом ,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём…-

Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – знаменитая российская поэтесса 20-го века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях

30 –х годов.

Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе.

Первое образование Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в фундуклеевской гимназии Киева.

Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»). В 1914 году был опубликован второй её сборник «Чётки» тиражом 1000 экземпляров. Именно он принёс Анне Андреевне настоящую известность. Ещё через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге «Белая стая», в два раза большим тиражом.

Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души. Лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа. а не только личными переживаниями.

В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А.Ахматовой «Мужество». А.Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными.

(сл.20,21)

Ученик читает стихотворение «Мужество»

  1. Объясните смысл названия стихотворения.

  2. Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?

  3. Раскройте символическое значение этого выражения.

  4. Определите стихотворный размер.

(Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Её стихотворение «Мужество» - это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв автора к гражданам. Они д.б. мужественными в защите своего государства. На кону не только судьба России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли в руки оружие. Всё стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха – амфибрахий. Ключевыми являются Ахматовские эпитеты «свободное и чистое русское слово». Это значит, что Россия должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык , но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый, без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять русскую речь.)

К сожалению, сейчас мы теряем русский язык. Он превращается в язык информативный. Куда вливаются иностранные слова, где появляется целый стиль, пропагандирующий неправильное написание. И что в результате? Война выиграна, но русский язык утрачивается.


Ученик:

Константин Симонов – русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом – преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошёл учиться на токаря. В 1931 году вместе с семьёй отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики идёт работать на авиационный завод и работает до 1935. В эти годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 году. Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г.Чернышевского, затем в Литературном институте им. Горького, который окончил в 1938 и был назначен редактором «Ленинградской газеты». В 1939 году Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин – Гол в Монголию и в институт больше не вернулся.

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился на в действующей армии, был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя» и др. в 1942 году Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 –звание подполковника, а после – полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Слово учителя.

«Певец боевой молодости» - так во время В.О.войны назвал К.Симонова его старший собрат Н.Тихонов. военная лирика К.Симонова – головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино всё: война, любовь, Родина, зрелость. В творчестве Константина Симонова тема В.О.войны занимает особое место.

То, что произошло со стихами Симонова в годы войны, -редкий случай в мировой поэзии. Их знали все – на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, особенно охотно - во фронтовых. Их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом», «Майор привёз мальчишку на лафете», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня», звучавшее, как заклинание.

(сл.22) Ученик читает стихотворение «Жди меня».

  1. Какие поэтические приёмы использует поэт?

  2. Какие чувства лирического героя передаёт автор?

  3. Определите стихотворный размер.

  4. Основная мысль стихотворения.

(Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, бойца, обращённого к любимой женщине. Монолог носит разговорный характер. Каждая строфа имеет кольцевую композицию. Ключевые слова: жди меня. Каждая строфа начинается с этих строк, поэтому они звучат, как заклинание. Любовь – великая сила, побеждающая смерть. Она способна сберечь воина в смертельном бою. Такова основная мысль стихотворения. В стихотворении сочетаются трёхстопный и четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная. Однообразие ритма усилено проникновенностью одного всеохватывающего душевного состояния. Поэт использует различные средства художественной выразительности: анафору (каждая строфа), эпитет (жёлтые дожди», «горькое вино»). Метафору («ожиданием своим ты спасла меня»), фразеологизм («всем смертям назло»).


(сл.23,24) В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жён и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться.


(сл.25) Семён Гудзенко родился 5 марта в Киеве в семье инженера-строителя. В 1929 поступил в школу. По окончании десятилетки в 1939 году поступил в Московский историко-философский и литературный институт, который не пришлось закончить – началась война.

В июле1941 Гудзенко уходит добровольцем на фронт, в действующую армию. Рядовым бойцом он участвовал в боях под Москвой. Зимой 1942 вместе с лыжным отрядом действовал в Смоленской области, где был ранен. После выздоровления работал литсотрудником военной газеты. Первые свои стихи Семён Гудзенко опубликовал в 1941 в армейской печати. В следующие годы вышли его книги: «Однополчане»(1944), «Стихи и баллады»(1945), «После марша»(1947), «Битва»(1948), «Новые края»(1953).

В одном из стихотворений Гудзенко писал: « Мы не от старости умрём – от старых ран умрём». 15 февраля 1953 года на 31-м году он ушёл из жизни, как и предполагал, от старых ран.


(сл.26) Стихотворение «Перед атакой» - читает ученик.

  1. Как понимаете строчку «Когда на смерть идут – поют»?

  2. Какие чувства охватывают героя стихотворения?

  3. Перечислите факты из армейской жизни, запечатлённые в произведении?

  4. Какие рифмы использует автор? Приведите примеры.

Стих – е «Перед атакой» было написано в 1942 году. Война – это страшное явление, противное человеческому разуму и самой человеческой природе. Именно эта мысль лежит в основе этого стихотворения. Война – это боль, смерть, страдания, страх. Это то, к чему невозможно привыкнуть.

Смерть, по мысли поэта, жестока и беспощадна, она уничтожает всё и всех, не разбирая заслуг и званий: Разрыв – и умирает друг. И значит – смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черёд. За мной одним идёт охота. И этот мотив смерти проходит сквозь всё произведение, становится своеобразным лейтмотивом. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («страшный час»), олицетворение («смерть проходит мимо»),

Слово учителя.

Юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по – мужски смотреть в глаза смерти вместе с тем остро чувствовали, что жизнь может оборваться в самом начале.

В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю.Друнина.


(сл.27) Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Жили в коммуналке, бедно. Юля училась в московской школе. В конце 1930 – х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.

После начала В.О.войны в семнадцатилетнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (районное общество Красного Креста) работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестёр. Ехать вместе со школой в Сибирь в эвакуацию не хотела, но согласилась из – за болезни отца. После смерти отца уехала в Хабаровск, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов.

Узнав о том, что девушек – медиков, в порядке исключения, всё – таки направят в действующую армию, она спешно нашла своё свидетельство об окончании курсов медсестёр и уже через несколько дней получила направление на фронт.

В 1943 году Друнина была тяжело ранена. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества.


(сл.28) Стихотворение «Зинка» Юлия посвятила санинструктору Зинаиде Самсоновой, погибшей в бою за белорусскую деревню Холма. Она пыталась вынести раненого бойца в нейтральную полосу, но пуля немецкого снайпера остановила храбрую девушку. Произведение стало крайне популярным среди солдат. Многие бойцы знали его наизусть.

(сл.29, 30)

В своих стихотворениях Ю.Друнина рассказывала о девичьей, женской судьбе и её связи с судьбой Родины.

Задание классу: пересказ стих – я прозой.

  1. Каковы особенности композиции произведения?

  2. В чём заключается трагизм людей военного поколения?

  3. Какие чувства выражены в стихотворении?

(Стихотворение состоит из 3-х частей. В первой поэтесса упоминает важную деталь, касающуюся характера главной героини, через её прямую речь: «Знаешь, Юлька, я против грусти…». Становится понятно, что санитарный инструктор Самсонова обладала весёлым нравом, старалась не унывать, несмотря на трудности и войны.

Единственное, что заставляет девушку печалиться – старушка – мать, оставшаяся в одиночестве и с нетерпением ждущая возвращения дочери домой. Зина рассказывает, что у неё нет никого кроме матери на целом свете – ни друзей, ни любимого мужчины.

Вторая часть стихотворения посвящена описанию подвига, совершённого Зиной Самсоновой. Светлокосая девушка сумела спасти свой батальон, попавший в окружение под Оршей. Вот только для самой Зины геройский поступок обернулся смертельным ранением.

Третья часть рифмуется с первой. Но если сначала мы видели прямую речь Самсоновой, то в финале слышим голос лирической героини. Самое сложное для неё теперь - написать матери Зинаиды о гибели дочери. Ей трудно подобрать подходящие слова, потому что словами невозможно облегчить горе старушки, узнавшей о ранней смерти собственного ребёнка).

Впоследствии Друнина и в прозе вспоминала о дружбе с Самсоновой. По словам Юлии Владимировны, девушек в батальоне было всего две. Спали они на одной шинели, укрываясь другой, ели из одного котелка. Как при таких обстоятельствах не возникнуть дружеским отношениям? Друнина сожалела, что немного совместного времени выделила им война.

  1. О чём говорят девчонки?

  2. Из каких деталей складывается образ малой родины?

  3. Как думаете, с какими чувствами героини говорят о доме?

(малая родина живёт в душе каждого солдата)

*близкие люди: мама, мамка, друзья, любимый;

*родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кустики;

*запахи дома, тепла и уюта: квашня, значит свежеиспечённый хлеб, дым, значит русская печь.


Ощущение чего – то родного, бесконечно близкого, всеобъемлющей любви и нежности , с одной стороны. А с другой – грусть, тоска по дому.

Преданность своей стране, любовь к Родине, переживание за будущее своей Отчизны мы слышим в её стихотворениях.

Только вдумайся, вслушайся

В имя «Россия»!

В нём и росы, и синь,

И сиянье, и сила.

Я бы только одно

У судьбы попросила,

Чтобы снова враги

Не пошли на Россию.


IV.Рефлексия.

Слово учителя.

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым…

Поэтому я предлагаю вам составить четверостишие по рифме, оно находится на ваших листочках.

(сл.33)

«О войне необходимо знать всё, - утверждал К.Симонов, - надо знать, и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли, каких жертв нам стоила война».

(сл.34, 35, 36, 37)

  1. Над чем вас заставил задуматься сегодняшний урок?

  2. Что нового для себя вы узнали на уроке?

  3. Какое впечатление осталось от урока?

  4. Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?

Синквейн.

Война

Беспощадная, напрасная

Стреляют, убивают, допрашивают

Война – это зло, позорящее человеческий род

Смерть

Война

Отечественная, жестокая

Побеждают, проигрывают, сдаются

Война несёт людям несчастье

Ужас

(сл.38)

V.Подведение итогов урока.

Слово учителя.

- «Они погибли очень рано. Но не только эта трагическая судьба двадцатилетних поэтов волнует нас. Волнуют их стихи, даже тогда, когда мы осознаём их несовершенство», - писал о поэтах военных лет Давид Самойлов. Волнуют потому, что в них запечатлены характерные мысли и чувства целого поколения, запечатлены цельно и неповторимо. А мысли эти и чувства – звено в закономерном развитии русской поэзии, тот мостик, который соединяет довоенное поколение советской поэзии с послевоенным. И сегодня они вызывают то щемящее чувство, которое так хорошо выразил А.Твардовский.

(сл.39, 40)

(сл.41)Музыка вечного огня




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!