СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории России 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Отечественная война 1812 года"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России 9 класс»

Класс: 9

Тема «Отечественная война 1812 года».

Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия Отечественной войны 1812 г. для Российской империи; сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из славных страниц отечественной истории, в которой нашел свое отражение массовый героизм армии и народа.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать уважение к историческому наследию народов России, интереса к истории как науке; формировать умения применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные : формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия; развивать у учащихся самостоятельность; развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные: развивать умение работать с учебником, картой; овладевать понятиями; анализировать документы по Отечественной войне 1812г.

Оборудование: проектор, презентация, историческая карта

План урока.

I. Изучение нового материала.

  1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812 года.

  2. Характер войны, соотношение сил.

  3. Вторжение Наполеона в Россию.

  4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

  5. Бородинское сражение.

  6. Совет в Филях и оставление Москвы.

  7. Партизанское движение и народное ополчение.

  8. Отступление и гибель «Великой армии».

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: Учебник «История России 1801-1914» издательства «Русское слово», 9 класс, под редакцией Соловьева К.А., Шевырева А.П., ТСО

Эпиграф урока:

«Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский Бог?»

А.С. Пушкин


Ход урока.

- Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления

Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.).

- Вспомните, пожалуйста, словосочетания со словом Отечество

(«Наше Отечество», «Моё Отечество», «Славлю Отечество!», «Любовь к Отечеству» и др.)

- Какой смысл мы вкладываем в эти слова? (дети предлагают различные варианты ответа, обобщают) любовь к своей Родине

- Как вы думаете, какой же смысл вложил историк А.И.Михайловский-Данилевский в 1839 году, в название своего труда «Описание Отечественной войны в 1812 году», впервые используя термин «Отечественная война»? (он описал освободительный характер войны)

- А какой характер, по совокупности стратегических черт, по-вашему мнению, имели «наполеоновские войны»? (захватнический)

- О каких планах Наполеона идёт речь, исходя из его приказа «по Великой армии» от 10.06.1812: «…Через 5 лет я буду господином мира, остается Россия, но я раздавлю ее…»( завоевать мир, «раздавить», захватить Россию)

- Сформулируйте тему и цели урока

- Тема урока «Отечественная война 1812 года». Это одна из ярких страниц нашей истории, один из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812 года называют народной, Отечественной.

Мы с вами рассмотрим следующие вопросы:

  1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812 года.

  2. Характер войны, соотношение сил.

  3. Вторжение Наполеона в Россию.

  4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

  5. Бородинское сражение.

  6. Совет в Филях и оставление Москвы.

  7. Партизанское движение и народное ополчение.

  8. Отступление и гибель «Великой армии».

- По ходу урока мы будем с вами выполнять задание по контурной карте, а в конце - вы заполните карту эмпатии: я узнал…, я понял…, я испытал…, я почувствовал и т.д.

1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

- А теперь приступаем к изучению нашей темы, но прежде чем мы начнем, хотелось бы вспомнить, почему в тот исторический момент Отечественная война 1812 года была делом времени?

Беседа с учащимися.

- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

(европейское и ближневосточное)

- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?

(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить осуществления Францией дальнейших захватов и прекращение угрозы независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и в 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).

- Что такое континентальная блокада?

(прекращение торговых отношений с Англией)

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России;

2. Россия оказалась в изоляции;

3. авторитет Александра резко упал

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.

- Назовите причины войны.

Запись на доске и в тетрадях

Для Франции

Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;


3. падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.


2. Характер войны, соотношение сил.

Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.

- Какого было соотношение сил?

Франция

Россия

600 тыс. человек

220 тыс. человек

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Франция

Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Франция

Россия

Захватническая, грабительская война

Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины


- Как расположена была русская армия перед началом войны?

(Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман; 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии; 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

Учитель показывает на карте расположение русской армии.

- Какие цели преследовал Наполеон?

(Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)

3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

- В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны.

(Просмотр отрывка из анимационного серила «Нашествие» (Отечественная война 1812 г.)

Задание: внимательно проследите по карте в атласах, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны. Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения. Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

- Однако долгое отступление вызвало в народе недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.

5. Бородинское сражение.

- Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону. Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.

- Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы.

(Силы приблизительно равны)

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Прослушивание аудиозаписи отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

Задание: внимательно по схеме проследите о ходе Бородинского сражения, выделяя для себя основные моменты битвы.

Беседа с классом.

- У какой деревни произошло сражение перед Бородинской битвой? Каково его значение?

- Сколько атак по подсчетам историков предприняли французы на Багратионовы флеши?

Назовите места наиболее ожесточенных действий.

- Что помешало Наполеону начать общую атаку после захвата Багратионовых флешей?

- До или после Бородинского сражения французы вступили в Москву?

- Как объяснял Кутузов свое решение об оставлении Москвы французам?

- По картам атласа определите, направление движения русских войск после оставления Москвы французам. Что такое Тарутинский маневр?

Хотя в Бородинской битве не было победителей, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

  1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

  2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

  3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода;

  4. Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

6. Совет в Филях.

Запись на доске и в тетради:

1 сентября 1812 года - совет в Филях.

На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов сказал: «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…».

- Вспомните, какую цель преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.

7. Партизанское движение и ополчение.

- Кто такие партизаны?

(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Краткие сообщения учащихся о партизанах времен Отечественной войны 1812 года.

  1. Д. Давыдов;

  2. А.С.Фигнер;

  3. А.Н. Сеславин.

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение?

(Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.

8. Отступление и гибель «Великой армии».

А где русские войска во главе с Кутузовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.

Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.

После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

- Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.

Запись на доске и в тетради:

6 января 1813 года Александр I подписал Манифест об окончании войны.

Фронтальный опрос

-Кто сыграл главную роль в победе над врагом?

- Как проявился полководческий талант М.И. Кутузова?

- В чем историческое значение Отечественной войны для России?

Отечественная война 1812 г. – величайшее событие русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, безответная любовь к Родине всех слоев населения. Однако она нанесла значительный ущерб экономике России.

- Современное общество по разному оценивает события 1812 года. Как относитесь к этому вы?

Вывод.

Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

II. Рефлексия.

- Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали на уроке?

- Получили ли вы полное представление о Отечественной войне 1812 г?

III Домашнее задание

  1. Составить хронологическую цепочку событий Отечественной войны 1812 года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам.

  2. Прочитать параграф 5-6, подготовить сообщение о женщинах – партизанах Отечественной войны 1812 года.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!