СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории 7 класс "Традиции и новшества в культуре России XVII века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории 7 класса "Традиции и новшества в культуре России XVII века" по технологии проблемного обучения. Учебник Пчелова Е.В., параграф 26. Презентация к данному уроку приложена на сайте

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории 7 класс "Традиции и новшества в культуре России XVII века"»

Урок истории в 7 классе: «Традиции и новшества в культуре России XVII века».

  1. Постановка проблемы урока.

Задание А. Прочитать документ №1 на стр. 162 «Свидетельство Павла Алеппского» и ответить на вопросы:

Патриарх приказал испортить иконы, чтобы не рисовали по-старому и католическому образцам. Он провел церковную реформу и требовал, чтобы книги, иконы были написаны по определенным канонам.  Никон призывал использовать новые правила в русском искусстве.

Вопросы:

- Кто такой Никон?

- Чем известен патриарх, почему он так относился к старым иконам?

- Почему Никон приказал выколоть глаза у икон?

- Никон призывал сохранить традиции или использовать новые правила в русском искусстве?


Ответ: патриарх приказал испортить иконы, чтобы не рисовали по-старому и католическому образцам. Он провел церковную реформу и требовал, чтобы книги, иконы были написаны по определенным канонам.  Никон призывал использовать новые правила в русском искусстве.


Доска: русская культура XVII века – новые правила.


Задание Б. Прочитать документ №2 на стр.162 «Из трактата об иконописи» Иосифа Владимирова и ответить на вопросы:

«Иосиф Владимиров, иконописец призывает сохранять традиции: «обычай считается законом неписаным…».

Ответ: 

Царский иконописец призывает сохранять традиции или использовать новые правила в русском искусстве?

Доска: русская культура XVII века – сохраняются традиции.

Какая проблема нашего урока?


На доске проблема урока:

Что преобладало в русской культуре XVII века - традиции или новшества?


Мы изучали культуру в разные периоды истории.

Какие составные части культуры (духовной сферы) вы помните?

Ответ:  живопись, архитектура

По ходу исследования будем заполнять таблицу:

элементы культуры

новые правила

сохраняются традиции

архитектура



живопись




Построим план нашего исследования по проблеме?

Что необходимо узнать для ответа на наш вопрос?

Примерный план, предлагаемый учениками:

  1. Какие традиции сохранились, и какие элементы нового появились в культуре (например, в науке, образовании и книжном деле, литературе, архитектуре и живописи)? 

  2. Каких признаков больше?


Мы проанализирует два элемента культуры. В конце сделаем вывод по нашей проблеме  –  каких признаков больше: новых или традиций?

Прочитайте на стр. 190 – 193 первый вариант


Прочитайте с. 194 – 197 второй вариант


С помощью конкретных фактов определите и докажите свою позицию: русская архитектура и живопись сохраняют черты религиозного аскетизма или становятся более светскими?

Аскетизм – довольствование малым.  Скромность во всем. Чувство умеренности.


 Сделайте вывод: что преобладало в архитектуре  (в особенностях строительства) и в живописном искусстве – традиции или новшества? 


Примерные выводы первой группы:

Архитектура XVII века становится более нарядной (здания увенчиваются высокими шатрами, собор Василия Блаженного расписан яркими красками).

Здания украшали изразцами (на керамических изразцах делали выпуклые изображения птиц и цветов).

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском был с причудливыми узорами, удивительной резьбой.

Каменные храмы украшали наличниками, колонками, крылечками, что было в традиции русской деревянной архитектуры.

В конце XVII века появился новый стиль «московское барокко» с сохранением русского стиля, для которого была присуща пышность.


Примерные выводы второй группы:

В живописи преобладала иконопись, но иконы стали создавать по-новому, старались передавать живость лица, лица и тела писались объемными (Симон Ушаков).

 Кроме икон стали писать портреты – «парсуны», на которых изображали как духовных так, и светских.

 

Вывод: Искусство становится более светским. В архитектуре и в живописи преобладали русские традиции, новое только появилось.

Итог работы над темой:

  1. Мы послушали результаты работы  обеих групп. Как мы ответим на проблемный вопрос нашего урока?

Ответ: Во всех элементах духовной сферы появилось новое, которое было отступлением от канонов, но, по–прежнему,  преобладали традиции, ростки нового появлялись медленно.

  1. Нам удалось решить все вопросы и проблему?

  2. С какими новыми терминами мы познакомились? Поясните - что  означает «светская культура»; парсуна; «школяры»?

  3. Какое учебное заведение было открыто в 1687 году? (славяно-греко-латинская Академия).

  4. Скажите, что вас удивило, что вы узнали? Начните со слов – оказывается…

Оценивание.

Домашнее задание:

 Составить рассказ по п.26 «Приметы нового в русском искусстве 17 века» с использованием в рассказе новых терминов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!