Урок истории в 7 классе: «Традиции и новшества в культуре России XVII века».
Постановка проблемы урока.
Задание А. Прочитать документ №1 на стр. 162 «Свидетельство Павла Алеппского» и ответить на вопросы:
Патриарх приказал испортить иконы, чтобы не рисовали по-старому и католическому образцам. Он провел церковную реформу и требовал, чтобы книги, иконы были написаны по определенным канонам. Никон призывал использовать новые правила в русском искусстве.
Вопросы:
- Кто такой Никон?
- Чем известен патриарх, почему он так относился к старым иконам?
- Почему Никон приказал выколоть глаза у икон?
- Никон призывал сохранить традиции или использовать новые правила в русском искусстве?
Ответ: патриарх приказал испортить иконы, чтобы не рисовали по-старому и католическому образцам. Он провел церковную реформу и требовал, чтобы книги, иконы были написаны по определенным канонам. Никон призывал использовать новые правила в русском искусстве.
Доска: русская культура XVII века – новые правила.
Задание Б. Прочитать документ №2 на стр.162 «Из трактата об иконописи» Иосифа Владимирова и ответить на вопросы:
«Иосиф Владимиров, иконописец призывает сохранять традиции: «обычай считается законом неписаным…».
Ответ:
Царский иконописец призывает сохранять традиции или использовать новые правила в русском искусстве?
Доска: русская культура XVII века – сохраняются традиции.
Какая проблема нашего урока?
На доске проблема урока:
Что преобладало в русской культуре XVII века - традиции или новшества?
Мы изучали культуру в разные периоды истории.
Какие составные части культуры (духовной сферы) вы помните?
Ответ: живопись, архитектура
По ходу исследования будем заполнять таблицу:
элементы культуры | новые правила | сохраняются традиции |
архитектура | | |
живопись | | |
Построим план нашего исследования по проблеме?
Что необходимо узнать для ответа на наш вопрос?
Примерный план, предлагаемый учениками:
Какие традиции сохранились, и какие элементы нового появились в культуре (например, в науке, образовании и книжном деле, литературе, архитектуре и живописи)?
Каких признаков больше?
Мы проанализирует два элемента культуры. В конце сделаем вывод по нашей проблеме – каких признаков больше: новых или традиций?
Прочитайте на стр. 190 – 193 первый вариант
Прочитайте с. 194 – 197 второй вариант
С помощью конкретных фактов определите и докажите свою позицию: русская архитектура и живопись сохраняют черты религиозного аскетизма или становятся более светскими?
Аскетизм – довольствование малым. Скромность во всем. Чувство умеренности.
Сделайте вывод: что преобладало в архитектуре (в особенностях строительства) и в живописном искусстве – традиции или новшества?
Примерные выводы первой группы:
Архитектура XVII века становится более нарядной (здания увенчиваются высокими шатрами, собор Василия Блаженного расписан яркими красками).
Здания украшали изразцами (на керамических изразцах делали выпуклые изображения птиц и цветов).
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском был с причудливыми узорами, удивительной резьбой.
Каменные храмы украшали наличниками, колонками, крылечками, что было в традиции русской деревянной архитектуры.
В конце XVII века появился новый стиль «московское барокко» с сохранением русского стиля, для которого была присуща пышность.
Примерные выводы второй группы:
В живописи преобладала иконопись, но иконы стали создавать по-новому, старались передавать живость лица, лица и тела писались объемными (Симон Ушаков).
Кроме икон стали писать портреты – «парсуны», на которых изображали как духовных так, и светских.
Вывод: Искусство становится более светским. В архитектуре и в живописи преобладали русские традиции, новое только появилось.
Итог работы над темой:
Мы послушали результаты работы обеих групп. Как мы ответим на проблемный вопрос нашего урока?
Ответ: Во всех элементах духовной сферы появилось новое, которое было отступлением от канонов, но, по–прежнему, преобладали традиции, ростки нового появлялись медленно.
Нам удалось решить все вопросы и проблему?
С какими новыми терминами мы познакомились? Поясните - что означает «светская культура»; парсуна; «школяры»?
Какое учебное заведение было открыто в 1687 году? (славяно-греко-латинская Академия).
Скажите, что вас удивило, что вы узнали? Начните со слов – оказывается…
Оценивание.
Домашнее задание:
Составить рассказ по п.26 «Приметы нового в русском искусстве 17 века» с использованием в рассказе новых терминов.