Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный 1 мин. Приветствие. | Приветствуют учителя. |
2.Проверка домашнего задания (фронтальный опрос) Назовите причины возникновения городов в Средневековье? Расскажите о причине и значение борьбы городов с сеньорами Какую роль играли цехи в жизни средневековых ремесленников? | Отвечают. |
3.Актуализация знаний Мы продолжаем знакомиться со Средневековым городом и его обитателями. Сегодня определить тему нам поможет кроссворд. Именно в нём мы найдём ключевое слово. Военное состязание рыцарей. Работник уже изучивший ремесло, за свой труд получал деньги. Горожане в Средние века. Глава городского округа. Городское самоуправление. Краткое изречение, объяснявший смысл герба. Доспехи из стальных пластин. 8. Жители деревень, объединенные в общины Какой исторический период мы изучаем, как называется эта эпоха? - Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Торговля в Средние века». | записывают тему в тетрадь турнир подмастерье бюргер бургомистр коммуна девиз латы крестьяне |
Объявляет план урока, цели, задачи. Мотивационный момент. Сегодня на уроке мы познакомимся: - с причинами оживлённой торговли в Средние века; - в чём состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье; - как расширялись торговые связи; - как и зачем устраивались ярмарки и появлялись банкиры; объясним значение новых слов: торговля, гильдия, ярмарка, меняла, ростовщик, банкир. Проблемный вопрос Докажите, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений? План Роль торговли в Средние века. Торговые связи. Ярмарки и банкиры. | Знакомятся с планом, целями, проблемным вопросом |
4.Изучение нового материала Роль торговли в Средние века. Как вы понимаете слово торговля, дайте определение? Назовите причины развитие торговли? | ответы учащихся Запись в тетрадь: Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами. ответы учащихся Запись в тетрадь: Причины развития торговли Подъём с\х и развитие ремесленного производства; Рост городов. |
Торговлей в Средние века, как и сейчас, заниматься было выгодно, она приносила неплохой доход человеку. Почему? Занятие торговлей было не только выгодным, но и опасным делом. Что могло случиться? | Работа с текстом учебника с. 111 ответы учащихся |
Поэтому для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии. | Запись в тетрадь: Гильдия – союз купцов |
Торговые связи. Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами. Что необходимо для оживленной торговли? | Ответ: дороги |
Поэтому с XIII в. в Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые. В средние века расширяются торговые связи. Появляются выгодные торговые пути. | Работа с картой с.114 |
Венеция и Генуя — города республики, овладели торговыми путями через Восток. Что могли привозить оттуда купцы? Кого стали называть «мешок перца»? | Отвечают: предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни и т.д. работа с картой с. 113 учебника-работают отвечают |
Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям. Что могли привозить купцы с этих мест? Ганза-объединение немецких купцов найдите на карте города Ганзы | соль, мех, шерсть, лес и многое другое работа с картой запись определения работа с картой |
Ярмарки и банкиры. Для торговли отводились специальные места: лавки - Какие? Но самым оживлённым местом для торговли являлись ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран | Ответ: ювелирная, булочная, лавка сапожника и т. д. Запись в тетрадь: Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий. |
Найдите на карте с.114 самые известные ярмарки | Находят, отвечают, запись в тетрадь |
Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег. | Запись в тетрадь: Меняла – человек, который занимался обменом денег. |
Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты (в рост) купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам. | Запись в тетрадь: Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты. Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек. |
Итак, мы с вами познакомились с торговлей в Средние века, а сейчас давайте ответим на проблемный вопрос нашего урока. Докажите, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений? | Отвечают, доказывают |
Вывод: На смену натуральному хозяйству проходит новое ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Это хозяйство, при котором продукция производилась для продажи на рынке. | Формулируют вывод, записывают в тетрадь |
5.Закрепление: 1 мин 1) Назовите причины развития торговли? 2) Дайте определение следующим терминам: ярмарка, ростовщик, гильдия? 3) Какие наиболее важные торговые пути были в Средневековье? Почему? | Ответы учащихся |
| Записывают |