Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о развитии науки и важнейших изобретениях Средних веков, познакомить с понятиями домна, каравелла, астролябия. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают основные научные достижения Средних веков, определяют их значение для современного мира, имеют представление о развитии кораблестроения в Средние века, понимают важность изобретения книгопечатания для развития европейского общества. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, владеют смысловым чтением различных по сложности текстов, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений, структурируют, анализируют, систематизируют учебный материал. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности. |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Организационная структура урока | Планируемые результаты | |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Предметные | Формируемые умения (УУД) | Формы контроля |
I. Организационный момент | | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Фронтальная. | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
II. Проверка домашнего задания | Устный опрос | - Кто называл себя «любителями мудрости»? - Как гуманисты представляли роль и значение человека? - Расскажите об известных вам деятелях эпохи раннего Возрождения. | Отвечают на вопросы, приводят примеры | Фронтальная | Характеризуют эпоху раннего Возрождения | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. | Устный опрос |
III. Постановка учебных задач | Беседа | -Где и как создавали средневековые рукописные книги? Как их украшали? Предлагаю в начале урока сыграть в игру, которая называется «Кот в мешке». Я буду называть описание предметов, ваша задача- узнать, что это Мешок 1. Этот предмет был изобретен в XIII в в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанные в его честь, сказал, что именно эта вещь увеличивает заслуги короля. Психологи считают, что, надевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне. Что это? Мешок 2. Этот предмет появился достаточно давно, но только в Средние века итальянцы научились делать его плоским, таким каким мы знаем его сегодня. Технологию изготовления этого предмета хранили в секрете. Долгое время он считался предметом роскоши, рамы для него изготавливали их ценнейших пород дерева и украшали драгоценными камнями. В Россию его привез Петр I. Что это? Мешок 3. Аналогом этого предмета человечество пользуется с древнейших времен. Но только в Средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным. Поначалу владеть им могли позволить себе богатые люди, но во временем из предмета роскоши эта вещь превратилась в предмет первой необходимости. Что это? | Формулируют учебные задачи очки зеркало часы | Фронтальная | | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
IV. Изучение нового материала | Работа с учебником | Самостоятельная работа с таблицей | Читают текст, выделяют главные мысли, заполняют таблицу | Фронтальная | Знают основные научные достижения Средних веков, определяют их значение для современного мира | Познавательные: Структурируют материал, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес. | Записи в тетрадях |
V. Итоги урока. Рефлексия. | Обобщающая беседа | - Отметьте на листочке свои результаты: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный; «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «I» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный; «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» - не ответил. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние. Личностные: Понимают причины успеха в учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке |
Изобретение, открытие | Где применялось | Значение изобретения, открытия |
Водяной двигатель. | Горное дело, ремесло, мельницы, при обработке металла, производстве бумаги | Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда. |
Доменная печь. | металлургия | Увеличилась качество и количество производства металла. |
Механические часы. | Повсеместно, в быту | Более точное определение времени |
Вороты, домкраты, подъемные краны, поршневые насосы, землеройные машины. | Горное, строительное дело | Облегчен труд людей. |
Огнестрельное оружие (пушки, мушкеты). | Военное дело | Переворот в военном деле – появление наемного войска, вооруженного огнестрельным оружием. |
Компас, астролябия, Каравелла. | мореплавание | Возможность выхода в открытое море, определение местонахождения корабля. Развитие торговли |
Печатный станок. | Образование, наука | Распространение знаний |