Тема урока: «Полезные ископаемые».
Класс: 6-А класс.
Учитель: Абсадыкова Э.А.
Цели урока:
Систематизировать знания о полезных ископаемых Казахстана:
1.Размещение полезных ископаемых в зависимости от геологического строения территории и особенностей развития земной коры.
2Изучить разнообразие их в зависимости от процессов магматизма, метаморфизма и осадконакопления в земной коре.
3.Способствовать развитию интереса к познанию основ науки геологии, а также, к профессии геолога.
Тип урока: комбинированный
Оформление классной доски:
1) Словарь:
Магматические породы: эффузивные, интрузивные.
Платформа
Осадочные породы
Полезные ископаемые: рудные, нерудные, горючие
2) Карта физическая Казахстана
3) Таблицы две:
4) Задание для тренировочной работы:
Найди соответствие:
1.пик Хан-Тенгри---------- 1.К востоку от Каспийского моря
2.плато Устюрт----------- 2.горы на границе с Китаем
3.хр. Тарбагатай---------- 3.Абс.выс.6995 метров.
4.Мугоджары -------- 4.Продолжение Уральских гор.
Оборудование:
1) На каждой парте: образцы магнетита, бурого железняка, угля, магнитики для эксперимента
2) Атласы, тетради, учебники
Ход урока:
1.Организация класса. Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих.
2.Актуализация опорных знаний. Выполнение задания записанного на доске .1)Найди соответствие (можно по желанию). 2) Расположи объекты с запада на восток.
Задание выполняется устно у карты. С последующей оценкой.
3) Работа по вариантам. С последующей взаимопроверкой и оцениванием.
(письменно). У каждого ученика карточка.
3. Изучение темы урока.
Постановка целей урока и определение задач урока. Определение домашнего задания. Подготовиться к выполнению практической работы на следующем уроке на контурной карте параграфы18-19. Нацелить учащихся на то, что успех будет зависеть от качества работы на этом уроке.
Вопросы к классу:1) Что называется полезными ископаемыми?
2)Как образуются полезные ископаемые в глубинах
земной коры?
3)Как происходит горообразование?
4)Роль магмы в процессе образования полезных
ископаемых?
5)Роль метаморфизма?
Объяснение учителя с использованием таблиц, на которых показано строение земной коры.
1) Внедрение магмы в осадочные породы, метаморфизм.
В палеозойскую эру и в период новейших движений земной коры внедрение магмы привело к образованию рудных полезных ископаемых. И магма и газы, и водные растворы содержали в себе разнообразные химические элементы. При охлаждении из них образовались первичные месторождения. На дне морей и озёр с раннего палеозоя образовались осадочные месторождения, органического происхождения (фосфориты, каменный уголь, минеральные соли, нефть, природный газ).
2)Участок земной коры, сложенный только осадочными породами.
И так, горообразование – процесс, при котором происходит внедрение магмы в толщу осадочных пород и метаморфизм, с которым связаны разные изменения в структуре, химическом составе и минералогическом составе, именно эти изменения приводят к образованию полезных ископаемых. Деление на три группы. Рудные полезные ископаемые - горючие – нерудные.
Выступления учащихся, которые получили опережающее задание:
Нефть, газ
Уголь
Уран
Железная руда
Марганец
Хром
Никель
Алюминий
Медь
Полиметаллы
Золото
Задание классу: работа с картой:
Найти все указанные месторождения, постараться понять, как они образовались в земной коре. Запомнить названия месторождений.
4. Закрепление:
1) На карте, на разных месторождениях разместить магниты с номерами. Определить, под каким номером прячется: железная руда, золото и т.д.
2)Среди образцов на парте, определить, магнетитовую руду, с помощью магнитов.
3) Задание по геохронологической таблице:
О чём речь? О ком речь?
От протерозоя и до кайнозоя
фауну и флору мы все учили.
Всех их привязали, даже не забыли
Споро-пыльцевые комплексы Перми.
Ни железо, ни бокситы
Не были без вас открыты
Уголь, нефть и газ
Не открыть без вас!
Горит костёр на горном перевале.
Нам до него сегодня не дойти.
Мы в этот раз в горах заночевали,
Не отыскавши в сумерках пути.
На выступ примостившись еле-еле,
Себя и карту в сотый раз кляня,
Мы долго со скалы своей смотрели
На пятнышко весёлого огня.
Мы мёрзли здесь, а там почти что рядом,
Тепло. И холод отступил во тьму.
Костёр, он был доступен нашим взглядам,
Но вот попробуй, доберись к нему!
Молчали камни, шаг наш карауля,
Вгоняла в дрожь холодная роса,
И мы, прижавшись спинами, уснули,
Чтобы проснуться через полчаса.
А утром снова солнце жгло нам спины.
На перевале я сказал: «Взгляни»,
И равнодушно сапогом откинул
Остывшие седые головни
5. Завершение урока :Выставление оценок за работу на уроке, оценки в дневник, и в журнал. Вопросы к учащимся: 1)Что понравилось на уроке? 2)На ваш взгляд , что является для вас наиболее ценным? 3)Что было не понятно? 4)Какие геологические структуры и явления вы хотели бы изучить более глубоко, основательно, почему?
Домашнее задание: подготовить интересную информацию о полезных ископаемых Казахстана.