СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по экономике для 10 класса

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по экономике для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по экономике для 10 класса»

Урок по теме Инфляция.

Цель урока: освоение системы знаний по теме инфляция

Образовательная – изучить понятия закон обмена, инфляция ее виды и типы.

Обучающая – способствовать овладению навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, работе с источниками различных типов, формированию умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Воспитательная – воспитывать уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма.

Обязательный минимум: виды, причины, последствия инфляции.

Требования к уровню подготовки - уметь описывать инфляцию, объяснять виды инфляции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, оценки собственных действий в качестве потребителя.


Основные этапы урока

Содержание

  1. организационный этап – задача - обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Содержание этапа:

Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания


Здравствуйте ребята! Рада видеть вас на уроке экономики. Присаживайтесь.


  1. Проверка домашнего задания.

Учебно-воспитательная задача на этом этапе – проверить правильность полноту и сознательность выполнения задания всем классом, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях осуществлять дальнейшее совершенствование последних.

Одновременно с этим мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, умение слышать и слушать

Содержание этапа:

  1. Выявление факта выполнения д/з всем классом.

  2. определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.

  3. стимулирование отдельных учеников


Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Какое домашнее задание вам было предложено выполнить?

Были ли какие-то затруднения по выполнению домашнего задания?

Если вопросов и затруднений не было приступаем к проверке Д/З.

  1. Индивидуальные задания на карточках предлагаю выполнить 5 ученикам (НАЗВАТЬ ПОИМЕННО), чтобы закрепить знания с предыдущего урока.

  2. Нужно выйти к доске и составить схему, объясняющую причины возникновения денег. (Желающий)

  3. На другой стороне доски представить виды денег. (Желающий)Давно не был у доски)

  4. Пока ребята готовятся, вспомним определения. Дайте определение денег (От 1 до 4 человек)активы

  5. Определение ликвидности.

  6. Определение эмиссии денег

  7. Проверяем задание на доске, оцениваем с учениками все ли правильно, оценка

  8. Проверяем задание на доске, оцениваем с учениками все ли правильно, оценка

  9. Собираем карточки. Работы проверю к следующему уроку

  10. Переходим к письменному вопросу. Дома вам было предложено подумать, что имел в виду Томас Грэшем когда сказал: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения» Кто хочет выступить?

  11. Выслушиваем ответы 2-3 учеников, обсуждаем кто из них прав. Хорошие деньги – имеют собственную ценность - люди копят в виде сокровищ - трудно изготавливать для использования в обращении.

Плохие деньги – не имеют собственной стоимости - легче изготовить для использования – люди могут использовать ежедневно для своих нужд.

  1. Составляем схему: БЫЛО Золото, серебро, медь – порча монет (вспомним из истории, чем заканчивалось Медный бунт) – бумажные деньги.

Сравним денежные знаки, – какие из них хорошие, а какие плохие – современные не обеспечены золотом, Золотой стандарт был отменен в 1961 году, современные деньги – символические. Дайте их определение.


3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учебно-воспитательная задача на этом этапе - организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

Формировать целенаправленный характер учебной деятельности. Научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

Содержание этапа:

  1. показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению.

  2. совместная формулировка Закона обмена, постановки цели и задачи изучения нового материала.


Для чего нужны нам деньги? (для обмена на товары и услуги)

Вот у нас много различных товаров, картинки с товарами обозначим их буквой (Q), у каждого товара есть цена, обозначим ее буквой (P)

ВСЕ деньги в стране – денежная масса (M) – рисуем мешок

Сколько в стране должно быть денег?

Товары мы можем произвести и продать по определенной цене, по определенной цене можем и купить, т.е (денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем (Q*P)

Давайте посмотрим первые два фактора формирования денежной массы (M):

  1. объем продающихся товаров (Q)

  2. цены на это товары (P)

денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем Q*P

И ставим знак равно к мешочку

В результате торговли деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Каждый денежный знак успевает за определенный период времени поучаствовать во многих платежных операциях. Значит, стране нужна денежная сумма значительно меньшая, чем объем совершаемых сделок – появляется 3-й фактор – скорость обращения денег (V). Выяснив все эти факторы, мы можем составить уравнение количественной теории денег, автором которой является Ирвинг Фишер:

M*V=Q*P Откройте тетради, поставьте число и оставьте свободное место для записи темы, запишите в тетради это уравнение. По-другому это уравнение называют законом обмена. Его формулировка у вас на столах, прочитайте, выделите карандашом основные слова

Количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок и достигнутой скорости обращения местной валюты. Попробуйте сформулировать сами. Сильный, средний, слабый

Давайте теперь посмотрим, что произойдет, если пропорции в уравнении будут нарушены - подставим 2 к одной части уравнения – что произойдет? Из математики вы знаете, чтобы выполнить равенство при увеличении левой части в 2 раза, во столько же раз должна увеличиться и правая. Куда я должна поставить двойку? Смотрим по уравнению 2 M*V=2Q*P

Мы знаем, что Q- объем товаров, может ли за короткие сроки производство увеличиться в два раза – нет, значит должна увеличиться цена на товары. Т.О

Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. А процесс повышения общего уровня цен в стране – инфляция давайте запишем это определение. Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране.

А что вы хотите знать об этом процессе, тогда я предлагаю построить изучение темы по следующему плану.

4.Этап усвоения новых знаний

Учебно-воспитательная задача на этом этапе - дать конкретное представление об инфляции, ее причинах, видах.

Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала, на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения

Осуществлять формирование нравственных отношений учащихся к своему я, другим людям, коллективу, труду.

Содержание этапа

  1. организация внимания

  2. организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизация нового учебного материала

  3. в ходе освоения материала обучать учащихся собственной деятельности по овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться.

  4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации когда, основным работником будет ученик.


Причины инфляции

Типы инфляции

Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом – Что такие деньги можно напечатать в любом количестве. Вспомним Германию после первой мировой войны, там цены выросли в триллион раз а денежная масса составила 496 квинтиллионов марок.

Однако после того как во многих странах эмиссия была взята под контроль инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам поработать со схемами. Вы сидите по группам не случайно, каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3-5 минут) Из – за чего возникает инфляция ?

Группа 1 – схема 1 см. Липсиц И.В. Экономика,10-11 кл., Ч.1, 2., Вита-пресс , 2000 г (схемы и рисунки)

Группа 2 – схема 1

Спрос больше предложения, а это ведет к росту цен. Экономисты называют такую ситуацию ситуацией спроса и любят описывать фразой: «Слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров и услуг»

Группа 3 – схема 2

Группа 4 – схема 2 см. Липсиц И.В. Экономика,10-11 кл., Ч.1, 2., Вита-пресс , 2000 г (схемы и рисунки)

Цены растут из-за удорожания ресурсов для производства потребительских товаров.

Выдержки из различных текстов характеризующие темп инфляции

  1. Ремарк – гиперинфляция более чем на 1000%

  2. Современная статья – ползучая до 10 %

  3. Галопирующая – от 20 до 200%


  1. этап закрепления новых знаний

учебно-воспитательная задача этапа = закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения

Содержание этапа.

  1. Закрепление новых знаний и умений

  2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

  3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися

  4. Закрепление только что изученного материала на основе его творческого применения на практике, в нестандартных ситуациях

Так какую же тему мы рассматривали сегодня на уроке, давайте запишем ее в тетрадь.

Дайте определение, Что такое инфляция – 2-4 человека

Назовите причины возникновения инфляции

1. из уравнения Фишера

2. инфляция спроса

3. инфляция затрат

Назовите виды инфляции?

КАКИЕ ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ НУЖНУЮ СТРАНЕ МАССУ ДЕНЕГ?

Что такое скорость обращения денег?

Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?








КТО же может сформулировать тему урока

6.информирование о д/з

учебно-воспитательная задача этапа – сообщить о д/з, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость выполнения д/з

Содержание этапа

  1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового сегодня узнали.

  2. Мотивирование домашнего задания, побуждение в учащихся любознательности, стремления к усовершенствованию навыков.

  3. Инструктаж по выполнению д/з

  4. Проверка как поняли.



Так какую же тему мы рассматривали сегодня на уроке, давайте запишем ее в тетрадь.

Какие вопросы мы сегодня рассмотрели?

Что нового об инфляции вы сегодня узнали?


Домашнее задание по группам.

Слабым – 1 группа — выписать в тетрадь меры, борьбы с инфляцией в учебнике стр 201-216

2 группа – меры предпринимаемые для борьбы с инфляцией в нашей стране (учебник + дополнительная литература)

3 и 4 группы найдут информацию о мерах борьбы с инфляцией в СМИ.


Источники информации:

  1. И.В. Липсиц Экономика базовый курс: учебник для 10-11 классов общеобразовательных органицаций / И.В. Липсиц. - 17-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. ISBN 978-5-7755-2505-7.

  2. Савицкая Е.В., Уроки экономики в школе, методическое пособие, книга 1, Вита-пресс,1997 г.

  3. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф., Уроки экономики в школе, методическое пособие, книга 2,Вита-пресс,1999г.

  4. Липсиц И.В. Экономика,10-11 кл., Ч.1, 2., Вита-пресс , 2000 г (схемы и рисунки)

  5. Липсиц И.В., Экономика. 10-11 кл., Вита-пресс, 2005 г.

  6. Мишкин, Фредерик С.. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков, 7-е издание. Часть 2: Пер. с англ.,2006. - 880 с: ил. - Парал. тит. англ., 2006 http://money-info.biz/deneg-teoriya/ekonomicheskaya-teoriya-deneg-bankovskogo-dela79.html

  7. Кузнецова Е.И.. Деньги. Учебное пособие. Юнити, М., 2009 http://money-info.biz/dengi-uchebnik/dengi-uchebnoe-posobie-yuniti.html

  8. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/inflyaciya.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!