Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»
Вознесенский район
Методическая разработка урока экономики в 6 классе
«Функции денег»
Выполнила: учитель экономики Родионова Т.С.
с.Нарышкино
2019г.
Аннотация к уроку
Методическая разработка урока по теме «Функции денег» предназначена для проведения урока в 6 классе.
Данная тема включена в требования к уровню подготовки выпускников как элемент содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию.
Цель данной методической разработки - раскрыть формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы.
Содержание методической разработки направлено на то, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
Данная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе.
В рамках Областной программы экономического образования школьников (5-9 классы) данная тема изучается в: 6 классе ( по примерному тематическому планированию отводится 1 час); 9 классе ( 1 час) .
В данной разработке особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, формированию навыков работы с различными источниками информации, грамотному использованию информационных ресурсов, умению сотрудничать и работать в группах.
Предметные предпосылки:
Учащиеся уже знают:
- понятие «деньги»;
- историю и причины возникновения денег;
- виды и свойства денег.
Метапредметные предпосылки:
Учащиеся уже умеют:
- совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;
- осуществлять поиск и отбор необходимой информации;
-работать с текстом;
-выделять основные понятия материала;
Личностные предпосылки:
Учащиеся уже умеют:
- формировать ответственное отношение к учению;
- равноправно сотрудничать.
Цели/Планируемые результаты:
Предметные цели:
1.Характеризовать функции денег;
2.Определять функции денег;
3.Различать функции денег.
Метапредметные цели:
1.Уметь работать в паре;
2.Уметь осуществлять взаимный контроль и самоконтроль.
Личностные цели:
1.Готовность к равноправному сотрудничеству, доброжелательное отношение к окружающим.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства | Организационная форма | Результат этапа | Время |
Организационный момент | Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, организация внимания), настроить учащихся на работу. | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. | | фронтальная | Создание соответствующего эмоционального настроя | 1мин. |
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. | Сегодня я не буду озвучивать тему урока, мне бы хотелось, чтобы вы сформулировали её сами. На интерактивной доске задание (приложение 1): 1) из слов составьте определение и назовите, значение какого термина оно раскрывает (роль, обмен, особый товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий). Задание выполняется путем перемещения слов. 2) На доске перечислены термины: обязанность, назначение, круг деятельности, роль. Задание: с помощью словаря на букву «ф» определите значение термина. - Попробуйте сформулировать тему урока. - Откройте тетради и запишите дату, и тему урока: Тема: Функции денег - Сформулируйте цель урока. Но прежде чем изучать тему функции денег, давайте вспомним: А) Как осуществлялся обмен до появления денег? Б) Что такое эквивалент? В) Почему впоследствии роль эквивалента перешла к металлам? Г) Почему люди придумали деньги? | Слушают учителя. Определяют, что это термин «Деньги» – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Учащиеся называют, что это функция. Формулируют тему урока: Функции денег. Записывают в тетрадь тему урока. Формулируют цель урока: Изучить функции денег, узнать, чем отличаются свойства от функции денег. Отвечают на вопросы | Задание на доске Словарь | фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Формулируют учебную задачу. Умеют высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других. | 5мин. |
Стадия вызова. | Люди ежедневно держат деньги в руках. Покупают товары, оплачивают услуги, берут взаймы, дают в долг. Но, наверняка, никогда не задумывается о том, какую функцию выполняют деньги в данный момент времени. Сегодня мы будем говорить о функциях денег. - Зачем нам необходимо изучать функции денег. | Слушают учителя. Отвечают на вопрос: Знать, какую роль играют деньги при осуществлении различных операций. | | фронтальная | Формулируют актуальность изучаемого материала. Умеют высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других | 1мин. |
Изучение нового материала. Стадия осмысления. | Учитель показывает видеоролик «Функции денег» . После просмотра видеоролика учитель предлагает классу разделится на 4 группы для совместной работы. - О каких функциях денег речь шла в видеоролике? Я вам предлагаю самостоятельно познакомиться еще с одной функцией. Задание 1 ( приложение2) Каждой группе дается текс в котором описаны основные функции денег, в том числе и функция денег «Мировые деньги» Что вы уже знали? Что нового узнали из текста? Задание2 Каждая группа должна подготовить мини - проект об одной из функций денег (по жребию): мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления (сбережения) по плану: 1. Название функции. 2. Содержание функции. 3. Примеры из жизни. | Просматривают видеоролик. Разбиваются на группы, выполняют задание. Называют функции, о которых идёт речь в видеоролике: 1. Средство обращения; 2. Мера стоимости; 3. Средство накопления. 4.Средство платежа Отвечают на вопросы. Выполняют задание | Видеоролик «Функции денег». Раздаточный лист | Групповая фронтальная групповая групповая | Осуществляют отбор необходимой информации; выделяют информацию из текста, осуществляют анализ информации; умение сравнивать. Работают в паре, учитывают мнение своего товарища. | 16 мин. |
Первичное закрепление | - Проверим, насколько вы были внимательны при изучении нового материала. Выполним задания. Задание 1 (приложение3) На интерактивной доске выделены в столбики основные функции денег и предложены различные ситуации. Задача каждой команды по очереди выходить к доске и сопоставить ситуации каждой функции. Задание 2 (приложение 4) Выполним тестовое задание по вариантам. - Осуществляем самопроверку по ключу. - Оцените себя сами. 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 ошибки – «2» - Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3», «2»? | Выполняют предложенные задания. Определяют , какую функцию денег выполняет каждая из перечисленных ситуаций Выполняют тестовое задание. Осуществляют самопроверку. Оценивают себя. | Раздаточный лист | Групповая Индивидуальная | Характеризуют функции денег; определяют функции денег; приводят примеры различных функций денег; различают свойства и функции денег. Объективно оценивают себя и адекватно воспринимают оценку. | 15 мин |
Стадия рефлексии. | Подумайте и запишите в тетрадь ответы на вопросы: -Что я узнал нового? -Что оказалось трудным для понимания? -Что понравилось/не понравилось на уроке? На столе у вас 2 смайлика с настроением: одно весёлое, а другое - грустное, с каким настроением вы уходите сегодня с урока. Поднимите карточку. - Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. За работу на уроке я поставлю оценки следующим учащимся…. | Учащиеся отвечают на вопросы: - сегодня на уроке мы говорили о функциях денег. Поднятием руки, отвечают, кому было сложно или легко воспринимать материал на уроке. Определяются со своим настроением. Адекватно воспринимают свои отметки. | Смайлики: весёлое и грустное настроение. | Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Осуществляют итоговый контроль деятельности; анализируют собственную работу; адекватно воспринимают оценку учителя. | 4мин. |
Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 71-72 пересказ; задание 2 на стр 73 письменно Дополнительное задание Представьте, вы глава независимого государства. Вы знаете, что важнейшим атрибутом любого государства являются деньги. Нарисуй, как выглядят деньги в твоём государстве. Придумай им название. - | Прослушивают подробный инструктаж по выполнению домашнего задания. Открывают дневники и записывают домашнее задание. | учебник, дневники | фронтальная | Отработка полученных на уроке учебных результатов. | 3мин. |
Приложение 1
На интерактивной доске задание :
Из слов, перечисленных на доске, составьте определение и назовите, значение какого термина оно раскрывает.
роль, обмен, особый товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий, товаров.
«Деньги» – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Приложение 2
Прочитайте документ и выполните задания.
«Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Деньги - особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.
Принято выделять пять важнейших функций денег. В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько их нужно иметь, чтобы купить какой-либо товар. Это цена товара. Деньги как средства обращения пришли на смену бартеру. В отличие от меры стоимости товара деньги, как средства обращения, должны присутствовать реально, их необходимо передавать из рук в руки. Как средство платежа деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. Деньги выступают как всеобщее платёжное средство, т. е. исполняют функцию мировых денег. Деньги как средство накопления позволяют осуществить различные планы и приобрести нужные товары.
В функции мировых денег реализуются все перечисленные функции, но на уровне международного рынка. На нем необходим единый всеобщий эквивалент, роль которого стали выполнять мировые деньги . Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами. Данная функция возникает вследствие международного разделения труда и мирового рынка. Парижским соглашением 1867г. Единственной формой мировых денег было признано золото 995 пробы. В современных условиях мировыми деньгами являются валюты ведущих стран мира.
Найдите в тексте и подчеркните основные функции денег.
Что нового узнали из текста?
Приложение 3
Средство обращения Мера стоимости Средство накопления Средство платежа
Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях
Гамбургер стоит 15 рублей.
Семья Ивановых положила 1000р в банк на срочный вклад.
Вы купили в магазине тетрадь и ручку.
За бутылку пепси-колы вы заплатили 25 рублей.
Семья Петровых копит деньги на новый холодильник.
Вы возвращаете долг своему приятелю.
Вы хотите купить СД – плеер за 3 тыс. рублей, но не можете себе этого позволить, поскольку у вас нет таких денег.
У вас в кармане 50 рублей.
Семья Ивановых купила в кредит автомобиль.
Деньги зашиты в матрас.
Вы оплатили услуги ЖКХ
Ваши родители получили заработную плату.
Родители покупают вам фотоаппарат и дарят на день рождения.
Мама отложила деньги на «черный день»
Ребенок бросил монетку в копилку.
Приложение 4
1 вариант
А1. При получении работником зарплаты деньги выступают как …
А) мера стоимости
Б) средство накопления
В) средство платежа
Г) средство обращения
А2. Сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг это …
А) цена
Б) стоимость
В) зарплата
Г) процент
А3. Коробка конфет стоит 150 руб, какую функцию выполняют деньги в данном случае:
А) мера стоимости
Б) средство накопления
В) средство платежа
Г) средство обращения
А4. Деньги, как средство обращения пришли на смену …
А) сбережениям
Б) прибыли
В) доходы
Г) бартер
А5. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги выступают как средство платежа при продаже товаров в кредит.
Б. Деньги выполняют функцию меры стоимости товаров и услуг.
А) верно А Б) верно Б В) верны оба Г) оба неверны
2 вариант
А1. Работник каждый месяц откладывает деньги в банк, чтобы летом поехать в отпуск. В данном случае проявляется функция денег как …
А) мера стоимости
Б) средство накопления
В) средство платежа
Г) средство обращения
А2. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. В современном мире широко используются безналичные и виртуальные деньги.
Б. Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги.
А) верно А Б) верно Б В) верны оба Г) оба неверны
А3. Когда необходимо передать деньги из рук в руки при покупке товара, то выполняется функция денег как…
А) мировые деньги
Б) средство накопления
В) средство платежа
Г) средство обращения
А4. Нечто равноценное и соответствующее в определённом отношении другому товару это…
А) эквивалент
Б) деньги
В) прибыль
Г) товар
А5. Особый товар, являющийся в современной экономике эквивалентом товарам и услугам это…
А) зарплата
Б) доходы
В) деньги
Г) драгоценные металлы