СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Особенности возникновения права."

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать представление учащихся об особенностях возникновения права;  выяснить, как регламентировалось поведение людей в первобытном обществе, причины появления права в различных регионах мира; способствовать формированию у учащихся умений и навыков изложения и аргументации собственных суждений, сравнительного анализа правовых понятийсформировать представление учащихся об особенностях возникновения права;  выяснить, как регламентировалось поведение людей в первобытном обществе, причины появления права в различных регионах мира; способствовать формированию у учащихся умений и навыков изложения и аргументации собственных суждений, сравнительного анализа правовых понятий

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Особенности возникновения права."»

Урок №3.

Класс:10

Дата:

Тема: Особенности возникновения права.

Цели сформировать представление учащихся об особенностях возникновения права; выяснить, как регламентировалось поведение людей в первобытном обществе, причины появления права в различных регионах мира; способствовать формированию у учащихся умений и навыков изложения и аргументации собственных суждений, сравнительного анализа правовых понятий.

Задачи:

образовательные:. сформировать представление учащихся об особенностях возникновения права;

развивающие: совершенствовать работу с данными понятиями для полного запоминания и восприятия.

воспитательные: воспитывать у школьников уважительное отношение к праву и уметь защитить свои права в государственных органах.

Планируемые результаты образования:

Предметные: воспринимают на слух текст; читают вслух осмысленно; пересказывают содержание статьи выборочно, кратко; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл понятия; используют новые термины в собственной речи.

Личностные: выражают свои мнения, отстаивают свою точку зрения; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом статьи.

Познавательные: ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные статьи в библиотеке; отвечают на вопросы по тексту, иллюстрациям; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.


Основные термины: глоссарий

.

Тип урока: комбинированный


Ресурсный материал: учебник,


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: Юриспруденция как важная область человеческих знаний.

- проведение словарного диктанта.

- индивидуальный опрос.

Юриспруденция – наука о государстве и праве, знатоки которой еще в далеком прошлом были названы юристами или правоведами.

Предмет науки – то, на что направлено изучение науки.

Методы науки – совокупность приемов, средств познания этого предмета.

Система юридических наук - это совокупность взаимосвязанных наук, изучающих государство и право как относительно обособленные, самостоятельные социальные институты.

Прикладные юридические науки - это науки, которые позволяют, как обосновать основные направления юридической деятельности (на уровне правотворчества и на уровне применения права), так и науки, обеспечивающие информационное и техническое обеспечение этой деятельности.

Адвокат - независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

Нотариус - лицо, специально уполномоченное на совершение действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах.

Судья - должностное лицо, назначенное Президентом России в установленном законом порядке в состав судебного органа для воплощения правосудия на профессиональной базе.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.




3. Объявление новой темы.

План .

1.Регулирование поведения людей в первобытном обществе Причины возникновения права.

2.Исторические особенности зарождения права в различных регионах мира.

3. Теории происхождения права.

Глоссарий по теме:

Присваивающая экономика – способ хозяйственной деятельностью, в условиях которого человек присваивает то, что создано природой; охотиться на животных, собирает плоды растений, ловит рыбу.

Неолитическая революция – процесс перехода от присваивающей экономики к производящей в эпоху неолита – новокаменного века.

Производящая экономика – способ хозяйственной деятельности, при котором люди сами производили необходимые для жизни продукты питания, предметы первой необходимости и пр.

Ритуал - священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.

Обряды - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение; правила поведения, которые выполняли воспитательную функцию.

Обычаи - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Табу - система запретов на совершение определенных действий.

Мононормы - правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах.

Агрокалендарь - документ, в котором устанавливались правила сельскохозяйственной деятельности.

Правопонимание - совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание.

Естественное право - совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой.

Позитивное право - система юридических норм, санкционированных или установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Основная норма - главное правило поведения, находящиеся на вершине пирамиды юридических норм.

Право - система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.



Основное содержание урока.

1.В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать -- значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования -- индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил -- образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи -- правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право -- система норм, опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» -- обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса

Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба



Причины происхождения права:

1. Необходимость установления единого порядка.

2. Необходимость его поддержания.

3. Оформление товарно-денежных отношений.

4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

1. Право выражает волю экономически господствующего класса.

2. Право является средством навязывания этой воли всему населению.

3. Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.

4. Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве.

5. Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.

2.Особенности зарождения права в различных регионах мира.

- составление таблицы: работа в парах стр. 28-31.

3. Сравнительная характеристика теорий происхождения права.

- составления таблицы: работа в парах стр. 22-25

4. Этап первичного закрепления: работа по таблицам

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание: пар . 2 стр. 22-26,28-31 читать. Выучить определения.



Приложение.

Глоссарий по теме:

Присваивающая экономика – способ хозяйственной деятельностью, в условиях которого человек присваивает то, что создано природой; охотиться на животных, собирает плоды растений, ловит рыбу.

Неолитическая революция – процесс перехода от присваивающей экономики к производящей в эпоху неолита – новокаменного века.

Производящая экономика – способ хозяйственной деятельности, при котором люди сами производили необходимые для жизни продукты питания, предметы первой необходимости и пр.

Ритуал - священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.

Обряды - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение; правила поведения, которые выполняли воспитательную функцию.

Обычаи - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Табу - система запретов на совершение определенных действий.

Мононормы - правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах.

Агрокалендарь - документ, в котором устанавливались правила сельскохозяйственной деятельности.

Правопонимание - совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание.

Естественное право - совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой.

Позитивное право - система юридических норм, санкционированных или установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Основная норма - главное правило поведения, находящиеся на вершине пирамиды юридических норм.

Право - система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.



В XIII в. в трудах известного философа Фомы Аквинского получила обоснование теологическая теория происхождения права. Согласно этой теории, право создано Богом для того, чтобы урегулировать взаимоотношение людей.

Теория естественного права разработана в трудах Конфуция, Аристотеля, Цицерона и др. Естественное право, согласно данной теории, присуще человеку от рождения, а потому нельзя пренебрегать правами, которые дарованы людям природой. Сторонники этого подхода считали, что все люди были равны и свободны.

Представители исторической теории (немецкие юристы Г. Гуго, К. Савиньи) считали, что действующее в государстве право не является совокупностью законов. Порождаемое народным сознанием, оно возникает неожиданно.

Основателями классовой теории считают известных немецких учёных К. Маркса и Ф. Энгельса. Они доказывали, что история человечества — это история классовой борьбы. Господствующий класс, захватив власть, возводит свою волю в закон. Право необходимо ему, чтобы подавить выступления недовольных, угнетённых.

Ученые пришли к выводу то право существовало не всегда. 10-12 тыс. лет назад началась неолитическая революция - процесс перехода от присваивающей экономики к производящей. Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась обычаями, ритуалами, обрядовыми и религиозными нормами. Социальными нормами первобытности являлись мораль, обряды, табу, традиции, обычаи, ритуалы. Правила поведения первобытного общества называются также мононормами - правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах.

На рубеже IV—III тыс. до н.э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — возникают раннеземледельческие общества. В них зарождаются государства.

Возникновение государственных структур еще больше обозначило важность права, закрепившего нормы поведения людей. На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали обычаи. Они стали охраняться государством. Нормы права не только защищали интересы правящей элиты, но и регламентировали условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, устанавливали и поддерживали общественный порядок.

В Древней Греции и Древнем Риме становление права было связано с постепенным разделением труда, развитием земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Органы родового управления постепенно превращались в институты государства.

В Европе становление права происходило одновременно с разложением родового строя и образованием феодального государства. Основным источником права был обычай. Обычаи фиксировались в так называемых варварских правдах: Салической, Ринуарской, Бургундской и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!