Разработка урока обществознания в 11 классе по теме
«Государство и экономика» (2 часа) по учебнику Л.Н. Боголюбова
Цели изучении темы
Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные рычаги государственного регулирования экономики.
Обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, подоходный налог, государственный бюджет,
Продолжать формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений я процессов.
Ход урока
Примерный план изучения темы
Изменение экономической роли государства с переходом от «классического» капитализма к современному.
Экономические функции государства в условиях современной рыночной экономики.
Государственная собственность; ее масштабы в различных государствах.
Рычаги государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.
Вопрос о пересмотре роли государства в рыночной экономике стран Запада после экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов прошлого века раскрывается с опорой на исторические знания учащихся. Ставятся и обсуждаются вопросы:
1. Вспомните основные направления экономической политики американского президента Рузвельта в середине 30-х годов.
2. Что заставило президента изменить экономическую роль государства?
3. Удалось ли с помощью этой политики переломить ситуацию? В чем это выразилось?
На одном из направлений реформ Рузвельта - финансовой реформе можно остановиться более подробно.
Регулирование финансового рынка в США в 30-е годы.
Фондовый кризис («черный вторник» 24 октября 1929 г.) правительство США и президент Гувер посчитали очень серьезным явлением, однако полагали, что вскоре ситуация выправится, так как согласно идее минимального вмешательства государства в экономику кризисные явления лишь очистят ее от неэффективного производства.
Однако, как показали дальнейшие события, фондовый кризис пил лишь началом глубочайшего кризиса экономики. К 1933 г.разорилось 10 тыс. банков (треть общего числа), производство сократилось на 56%, доля безработных среди трудоспособного населения составила 25%.
На следующий день после вступления в должность Ф. Рузвельт закрыл на три дня все банки (кризис очень сильно ударил по банковской системе, финансовые расчеты прекратились, вкладчики теряли деньги, акции обесценились, облигации, даже государственные, падали в цене), а затем продлил банковские каникулы еще на три дня. Этого времени хватило, чтобы Федеральная резервная система проверила все банки. Примерно 70% из них посчитали здоровыми, остальные либо закрывались, либо поглощались более успешными.
Чтобы в банковский бизнес не пришли новые слабые игроки, в этом же 1933 г- был принят закон, по которому все банки разделялись на инвестиционные и коммерческие. Последние могли принимать вклады, но не могли работать с акциями. Инвестиционные банки, напротив, вклады принимать не имели права, но могли торговать акциями и облигациями и провод1ггь их эмиссию. ФРС могла устанавливать ограничения на ставки по вкладам.
Несколько позднее была основана Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Ей банки обязаны были отчислять ряд средств, полученных в виде вкладов. Свои гарантии ввело правительство: в случае банкротства банка оно гарантировало возмещение вклада в сумме до 5 тыс долл.
Результаты проведенной реформы сказались довольно быстро. Уже через полгода количество банкротств банков резко сократилось, а потери вкладчиков стали единичным явлением.
По материалам журнала «Деньги». 2004. № 12
Обращаем внимание учащихся на комплекс мер, проведенных для оздоровления банковской системы: объявление на короткий срок банковских каникул, проверка государственным органом банковской системы и отсеивание «проблемных» банков, разделение банков на инвестиционные и коммерческие, создание государственного органа по страхованию депозитов. Отмечаем, что реформа, проведенная государством, усилила и роль государства в финансовой сфере (выявление слабых «игроков», установление государственных гарантии определенной суммы вкладов).
В основе экономической политики Рузвельта лежали идеи английского экономиста Дж. Кейнса. Суть кейнсианства. а также монетаризма (направления, базирующегося на идее об ограничении государства в экономике), кратко характеризуется в учебнике. После объяснения учителя или самостоятельной работы школьников с текстом параграфа ставится вопрос: Каково принципиальное различие в экономических взглядах кейнсианцев и монетаристов?
Необходимость государственного вмешательства в экономику во многом диктуется несовершенством рыночной экономики. На предыдущем занятии ученики работали с таблицей, фиксирующей преимущества и недостатки рыночной экономики. Школьникам предлагается вспомнить последние. Учитель подчеркивает, что неспособность рынка решать названные проблемы (смягчать цикличность производства, налаживать производство товаров и услуг коллективного пользования, заботиться об охране окружающей среды, смягчать резкое социальное неравенство) требует государственного вмешательства в экономику.
Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на учебник. После прочтения раздела «Экономические функции государства» школьники заполняют схему.
3. Практически во всех странах государство располагает определенной собственностью. Вопрос о ее необходимости и эффективности может быть раскрыт в ходе выполнения проблемно-познавательных заданий.
1. Критики государственных предприятий отмечают их довольно низкую эффективность: затраты почти никогда не окупаются, государство, а следовательно, налогоплательщики несут большое бремя дополнительных расходов по содержанию убыточных предприятий. Отсюда вывод - отказаться от государственных предприятий и передать в частные руки, к примеру, городской общественный транспорт.
Разделяете ли вы такую точку зрения? Поясните свою позицию. Комментарий. Отправной точкой рассуждений в данном случае может стать выявление того рычага, который позволит частному владельцу сделать городской транспорт безубыточным. Как правило, это два способа - увольнение «лишних» работников и повышение цены за проезд до планки самоокупаемости. Но в этом случае общество имеет сразу два негативных следствия: сокращение рабочих мест и превращение городского транспорта в средство передвижения, доступное лишь состоятельным гражданам. Таким образом, пенсионеры, многодетные и ряд других групп населения лишаются очень важной и необходимой практически каждому услуги. Это, отменяют школьники, неприемлемо. Хотя какие-то виды транспорта, например, маршрутные такси могут принадлежать частным фирмам.
2. Представим себе акционерное предприятие, в котором контрольный пакет акций принадлежит государству. Выступает ли государство в данном случае как коллективный собственник? Если да, то в чем это выражается?
Комментарии. Да, оно здесь выступает как один из собственников и заинтересовано и экономических успехах предприятия, в его высоких прибылях.
3. Приведем утверждение современного отечественного экономиста: «Государство только тогда может эффективно вести политику, когда само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью - собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство».
Разделяете ли вы позицию автора по вопросу о государственной собственности? Приведите примеры таких предприятий.
Комментарий. Два положения могут вызвать критику:
1) наличие у государства «ни от кого не зависящей» государственной мощи (вероятно, подразумевается независимость от крупных частных владельцев).
2) наделение государственных предприятий чертами эффективного производителя - «крупнее, устойчивее, мощнее и гибче» (если бы это было так, то экономика стран Запада, основанная на частной собственности, безнадежно уступала бы экономикам с преобладающей государственной собственностью).
4.Рассмотрение последнего пункта плана начинаем с понятия «налоги». Обращаем внимание учеников на определение этого понятия в параграфе В нем налоги деликатно характеризуются как принудительные сборы. Можно привести более «жесткое» определение. Налоги - принудительное изъятие государством у населения и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.
При рассмотрении видов налогов целесообразно использовать схему.
Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Разобраться с пропорциональным и прогрессивным налогообложением поможет решение несложных задач.
Пропорциональный налог
Доход, руб | Налоговая ставка, % | Сумма налога, руб |
1000 | 10 | 100 |
2000 | 10 | 200 |
3000 | 10 | 300 |
Пропорциональный налог
Доход, руб | Налоговая ставка, % | Сумма налога, руб |
1000 | 10 | 100 |
2000 | 12 | 240 |
3000 | 15 | 450 |
Последние столбцы в этих таблицах школьники заполняют самостоятельно, определяя сумму налога от дохода (налогооблагаемая база) с учетом налоговой ставки. Прямые налоги но многих странах являются пропорциональными. При этом подоходный налог чаще всего платится по прогрессивной шкале. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный подоходный налог (13%).
Далее рассматривается влияние налогов (высоких или низких) на развитие производства, покупательной способности населения.
Здесь уместно обратиться к тестовому заданию, использовавшемуся на едином государственном экзамене по обществознанию.
Увеличение налогов на производителя
снижает расходы потребителя
увеличивает прибыль производителя
снижает рост производства
увеличивает производительность труда
Ответ: 3.
Отрицательное влияние усиления налогового бремени на производителя, на развитие производства объяснить несложно. Здесь уместно обратиться к заданию 3 рубрики «Задания». На примере Германии становится ясно, как высокие налоги сковывают развитие производства.
Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновременно высока эффективность бизнеса. Финляндия - социально-ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных).
Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на решение социальных проблем.
Инструментом перераспределения национального дохода между членами общества, направленным на уменьшение неравенства в доходах, является государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства за определенный период.
Расходы государства могут быть рассмотрены с точки зрения основных целей государства, а также по своим основным видам.
Расходы государства
По целям | По По составу | |
- На политические цели (обеспечение обороны, содержание аппарата, - На экономические цели (содержание госсектора), - На социальные цели (обеспечение образования, здравоохранения, поддержка социально незащищенных слоёв). | - - Госзакупки товаров и услуг (зарплата госслужащим, врачам, учителям, покупка потребительских и производственных товаров), - Выплаты % по госзаймам, - Трансферты (социальные выплаты). - | |
Указываются и основные источники доходов государства:
налоги;
прибыль государственных предприятий;
средства от продажи государственных ценных бумаг,
доходы от приватизации.
Вопрос о денежно-кредитном регулировании рассматривается на основе учебника. Школьники читают последний раздел параграфа и отвечают на вопросы:
Каковы функции Центрального банка?
Как величина учетной ставки влияет на приток инвестиций?
Закрепить материал занятия и проверить его усвоение поможет выполнение учениками задании, использованных на едином государственном экзамене.
1. Бюджетная политика государства регулирует
товарообмен между предприятиями
размеры дивидендов акционеров
отношение между трудом и капиталом
расходы на социальные программы
Ответ: 4.
2. Налог, поступающий государству в виде надбавки к цене на определенные товары, — это
прямой налог
косвенный налог
государственная пошлина
натуральный налог
Ответ: 2.
3. Дефицит государственного бюджета означает
уменьшение налогообложения
разработку социальных программ
превышение расходов над доходами
сокращение государственного долга
Ответ: 3.