СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обществознания в 11 классе по теме «Государство и экономика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели изучении темы

  • Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные ры­чаги государственного регулирования экономики.
  • Обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, подоходный налог, государственный бюджет,
  •  Продолжать формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений я процессов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обществознания в 11 классе по теме «Государство и экономика»»

Разработка урока обществознания в 11 классе по теме

«Государство и экономика» (2 часа) по учебнику Л.Н. Боголюбова

Цели изучении темы

  • Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные ры­чаги государственного регулирования экономики.

  • Обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, подоходный налог, государственный бюджет,

  • Продолжать формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений я процессов.


Ход урока


Примерный план изучения темы

  1. Изменение экономической роли государства с переходом от «классического» капитализма к современному.

  2. Экономические функции государства в условиях совре­менной рыночной экономики.

  3. Государственная собственность; ее масштабы в различных государствах.

  4. Рычаги государственного регулирования экономики: бюд­жетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.


  1. Вопрос о пересмотре роли государства в рыночной экономике стран Запада после экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов прошлого века раскрывается с опорой на исторические знания учащихся. Ставятся и обсуждаются вопросы:

1. Вспомните основные направления экономической политики американского президента Рузвельта в середине 30-х годов.

2. Что заставило президента изменить экономическую роль государства?

3. Удалось ли с помощью этой политики переломить ситуацию? В чем это выразилось?

На одном из направлений реформ Рузвельта - финансовой реформе можно остановиться более подробно.

Регулирование финансового рынка в США в 30-е годы.

Фондовый кризис («черный вторник» 24 октября 1929 г.) правительство США и президент Гувер посчитали очень серьезным явлени­ем, однако полагали, что вскоре ситуация выправится, так как соглас­но идее минимального вмешательства государства в экономику кризисные явления лишь очистят ее от неэффективного производства.

Однако, как показали дальнейшие события, фондовый кризис пил лишь началом глубочайшего кризиса экономики. К 1933 г.разорилось 10 тыс. банков (треть общего числа), производство сократилось на 56%, доля безработных среди трудоспособного населения составила 25%.

На следующий день после вступления в должность Ф. Рузвельт закрыл на три дня все банки (кризис очень сильно ударил по банковской системе, финансовые расчеты прекрати­лись, вкладчики теряли деньги, акции обесценились, облигации, даже государственные, падали в цене), а затем продлил банков­ские каникулы еще на три дня. Этого времени хватило, чтобы Федеральная резервная система проверила все банки. Примерно 70% из них посчитали здоровыми, остальные либо закрывались, либо поглощались более успешными.

Чтобы в банковский бизнес не пришли новые слабые игроки, в этом же 1933 г- был принят закон, по которому все банки разделя­лись на инвестиционные и коммерческие. Последние могли при­нимать вклады, но не могли работать с акциями. Инвестиционные банки, напротив, вклады принимать не имели права, но могли тор­говать акциями и облигациями и провод1ггь их эмиссию. ФРС мог­ла устанавливать ограничения на ставки по вкладам.

Несколько позднее была основана Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Ей банки обязаны были отчислять ряд средств, полученных в виде вкладов. Свои гарантии ввело прави­тельство: в случае банкротства банка оно гарантировало возме­щение вклада в сумме до 5 тыс долл.

Результаты проведенной реформы сказались довольно быст­ро. Уже через полгода количество банкротств банков резко со­кратилось, а потери вкладчиков стали единичным явлением.

По материалам журнала «Деньги». 2004. № 12


Обращаем внимание учащихся на комплекс мер, проведенных для оздоровления банковской системы: объявление на короткий срок банковских каникул, проверка государствен­ным органом банковской системы и отсеивание «проблем­ных» банков, разделение банков на инвестиционные и ком­мерческие, создание государственного органа по страхованию депозитов. Отмечаем, что реформа, проведенная государст­вом, усилила и роль государства в финансовой сфере (выявле­ние слабых «игроков», установление государственных гаран­тии определенной суммы вкладов).

В основе экономической политики Рузвельта лежали идеи английского экономиста Дж. Кейнса. Суть кейнсианства. а также монетаризма (направления, базирующегося на идее об ограничении государства в экономике), кратко характеризует­ся в учебнике. После объяснения учителя или самостоятель­ной работы школьников с текстом параграфа ставится вопрос: Каково принципиальное различие в экономических взглядах кейнсианцев и монетаристов?

Необходимость государственного вмешательства в эконо­мику во многом диктуется несовершенством рыночной эко­номики. На предыдущем занятии ученики работали с табли­цей, фиксирующей преимущества и недостатки рыночной экономики. Школьникам предлагается вспомнить последние. Учитель подчеркивает, что неспособность рынка решать на­званные проблемы (смягчать цикличность производства, на­лаживать производство товаров и услуг коллективного поль­зования, заботиться об охране окружающей среды, смягчать резкое социальное неравенство) требует государственного вмешательства в экономику.


  1. Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на учебник. После прочтения раздела «Экономические функции государства» школьники заполняют схему.










3. Практически во всех странах государство располагает определенной собственностью. Вопрос о ее необходимости и эффективности может быть раскрыт в ходе выполнения проблемно-познавательных заданий.

1. Критики государственных предприятий отмечают их довольно низкую эффективность: затраты почти никогда не окупаются, государство, а следовательно, налогоплательщики несут большое бремя дополнительных расходов по содержа­нию убыточных предприятий. Отсюда вывод - отказаться от государственных предприятий и передать в частные руки, к примеру, городской общественный транспорт.

Разделяете ли вы такую точку зрения? Поясните свою по­зицию. Комментарий. Отправной точкой рассуждений в данном случае может стать выявление того рычага, который позволит частному владельцу сделать городской транспорт безубыточ­ным. Как правило, это два способа - увольнение «лишних» работников и повышение цены за проезд до планки самооку­паемости. Но в этом случае общество имеет сразу два нега­тивных следствия: сокращение рабочих мест и превращение городского транспорта в средство передвижения, доступное лишь состоятельным гражданам. Таким образом, пенсионеры, многодетные и ряд других групп населения лишаются очень важной и необходимой практически каждому услуги. Это, от­меняют школьники, неприемлемо. Хотя какие-то виды транс­порта, например, маршрутные такси могут принадлежать ча­стным фирмам.

2. Представим себе акционерное предприятие, в котором контрольный пакет акций принадлежит государству. Высту­пает ли государство в данном случае как коллективный собст­венник? Если да, то в чем это выражается?

Комментарии. Да, оно здесь выступает как один из собст­венников и заинтересовано и экономических успехах пред­приятия, в его высоких прибылях.

3. Приведем утверждение современного отечественного экономиста: «Государство только тогда может эффективно вести политику, когда само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью - собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производст­во».

Разделяете ли вы позицию автора по вопросу о государст­венной собственности? Приведите примеры таких предпри­ятий.

Комментарий. Два положения могут вызвать критику:

1) наличие у государства «ни от кого не зависящей» государ­ственной мощи (вероятно, подразумевается независимость от крупных частных владельцев).

2) наделение государственных предприятий чертами эффективного производителя - «круп­нее, устойчивее, мощнее и гибче» (если бы это было так, то экономика стран Запада, основанная на частной собственности, безнадежно уступала бы экономикам с преобладающей государственной собственностью).


4.Рассмотрение последнего пункта плана начинаем с по­нятия «налоги». Обращаем внимание учеников на определение этого понятия в параграфе В нем налоги деликатно харак­теризуются как принудительные сборы. Можно привести бо­лее «жесткое» определение. Налоги - принудительное изъятие государством у населения и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

При рассмотрении видов налогов целесообразно использовать схему.




















Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Разобраться с пропорциональным и прогрессивным налогооб­ложением поможет решение несложных задач.

Пропорциональный налог

Доход, руб

Налоговая ставка, %

Сумма налога, руб

1000

10

100

2000

10

200

3000

10

300



Пропорциональный налог

Доход, руб

Налоговая ставка, %

Сумма налога, руб

1000

10

100

2000

12

240

3000

15

450

Последние столбцы в этих таблицах школьники заполняют самостоятельно, определяя сумму налога от дохода (налогооблагаемая база) с учетом налоговой ставки. Прямые налоги но многих странах являются пропорциональными. При этом подоходный налог чаще всего платится по прогрессивной шкале. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный подоходный налог (13%).

Далее рассматривается влияние налогов (высоких или низких) на развитие производства, покупательной способно­сти населения.

Здесь уместно обратиться к тестовому заданию, исполь­зовавшемуся на едином государственном экзамене по обществознанию.


Увеличение налогов на производителя

  1. снижает расходы потребителя

  2. увеличивает прибыль производителя

  3. снижает рост производства

  4. увеличивает производительность труда

  5. Ответ: 3.


Отрицательное влияние усиления налогового бремени на производителя, на развитие производства объяснить неслож­но. Здесь уместно обратиться к заданию 3 рубрики «Задания». На примере Германии становится ясно, как высокие налоги сковывают развитие производства.

Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновре­менно высока эффективность бизнеса. Финляндия - социаль­но-ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных).

Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на решение соци­альных проблем.

Инструментом перераспределения национального дохода между членами общества, направленным на уменьшение нера­венства в доходах, является государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства за определенный период.

Расходы государства могут быть рассмотрены с точки зре­ния основных целей государства, а также по своим основным видам.



Расходы государства



По целям

По По составу


  • - На политические цели (обеспечение обороны, содержание аппарата,

  • - На экономические цели (содержание госсектора),

  • - На социальные цели (обеспечение образования, здравоохранения, поддержка социально незащищенных слоёв).

- - Госзакупки товаров и услуг

(зарплата госслужащим, врачам,

учителям, покупка потребительских и

производственных товаров),

- Выплаты % по госзаймам,

- Трансферты (социальные выплаты).

-


Указываются и основные источники доходов государства:

  • налоги;

  • прибыль государственных предприятий;

  • средства от продажи государственных ценных бумаг,

  • доходы от приватизации.

Вопрос о денежно-кредитном регулировании рассматрива­ется на основе учебника. Школьники читают последний раз­дел параграфа и отвечают на вопросы:

  1. Каковы функции Центрального банка?

  2. Как величина учетной ставки влияет на приток инвестиций?

Закрепить материал занятия и проверить его усвоение поможет выполнение учениками задании, использованных на едином государственном экзамене.

1. Бюджетная политика государства регулирует

  1. товарообмен между предприятиями

  2. размеры дивидендов акционеров

  3. отношение между трудом и капиталом

  4. расходы на социальные программы

Ответ: 4.

2. Налог, поступающий государству в виде надбавки к це­не на определенные товары, — это

  1. прямой налог

  2. косвенный налог

  3. государственная пошлина

  4. натуральный налог

Ответ: 2.

3. Дефицит государственного бюджета означает

  1. уменьшение налогообложения

  2. разработку социальных программ

  3. превышение расходов над доходами

  4. сокращение государственного долга

Ответ: 3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!