Класс, дата: 10й
Тема: Духовный мир личности
Цели урока:
Образовательные:
Получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества
Показать сущность и значение патриотизма и гражданственности, типы мировоззрения.
Воспитательные:
Формирование отношения к духовной жизни общества.
Воспитание коммуникативности, толерантности в общении с другими.
Формирование у учащихся положительного отношения к учению, к знаниям.
Развивающие:
Развитие умения осуществлять сопоставления, рационально решать познавательные и проблемные задачи
Развитие у учащихся речи, памяти, внимания и восприятия.
Уметь применять логические операции: систематизации, обобщения, сравнения, анализ.
Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации, раздаточный материал
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I. Организация учебной деятельности
II. Проверка д/з
1. Беседа по вопросам
- Что такое культура?
- Какие виды культуры вы знаете? Что к ним относится? (Народная, массовая, элитарная)
2. Ответьте на вопрос № с.
III. Изучение нового материала
Что же такое духовный мир личности? Давайте посмотрим, что же по этому поводу думали такие люди как Ф.М. Достоевский и Сократ.
Карточка №1
1. Прочитайте.
Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой- то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”.
2. Найдите в списке характеристики Духовного мира личности.
Знания, жизнь, качество жизни, вера, убеждения, физическое здоровье, чувства, благосостояние, социальное положение, способности, ценности, гражданские свободы, стремления.
Сделайте вывод. Как вы понимаете выражение: духовный мир личности?
(Ответ. Духовный мир личности. Знания, вера, убеждения, чувства, способности, ценности, стремления.)
Карточка №2
Прочитайте притчу:
Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия (жизни). Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:
- Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
- Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.
Используя слова, дополните Модель духовной личности: способности, мировоззрение, убеждения, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон.
Модель духовной личности
Как вы понимаете выражение: духовный мир личности?
IV. Закрепление новых знаний, умений
Вариант 1. Отметьте “+” верное утверждение, “-” неверное утверждение.
1. Гуманизация образования — это внимание к индивидуальным особенностям личности +
2. Мировоззрение формируется под влиянием только личного опыта. -
3. О нравственных качествах человека следует судить по его намерениям. +
4. Менталитет — специфический психологический склад, способ мышления, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом. +
5. Мировоззрение человека не определяет отношение человека к окружающему миру.-
6. Патриотизм проявляется в ответственности за развитие социальных и политических институтов своей страны. +
Вариант 2. Обозначьте правильный вариант ответа.
1. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью
2) убеждением
3) талантом
4) этикетом
2. Нормы морали охраняются:
1) государством
2) обществом
3) церковью
4) политическими партиями
3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.
Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
4. Какая ситуация регулируется нормами морали?
1) управление машиной в нетрезвом виде
2) принятие на работу с испытательным сроком
3) заявление в суд о разделе имущества между родственниками
4) уважение к старшим
5.“Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это ...”.
V. Итоги урока
Отметить работу учащихся на уроке
VI. Домашнее задание
1) Выучить записи в тетради
2) Учить §