Урок-игра
Тема : Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений
Цели: обобщить и закрепить знания учеников по теме « Основные классы неорганических соединений»; активизировать мыслительную деятельность учеников; развивать память, логическое мышление, творческие способности учащихся.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Оборудование: периодическая система химических элементов ; таблица растворимости кислот, оснований и солей; электрохимический ряд напряжений металлов; карточки с заданиями.
Ход урока
1.Организация класса
Учащиеся объединяются в четыре группы по 4-5 человек. Экспертная комиссия в составе учителей географии и биологии следят за работой и подобьют итоги.
2. Обобщение и систематизация знаний , умений , навыков
Все группы получают одинаковое задание. Построить « Паутинку мыслей» ( приложение 1). Та группа, которая первая выполнит это задание , выходит к доске и комментирует построенную схему. На задание отводится 2 минуты.
Второе задание называется « Знаешь ли ты формулы ?». Для того , что-бы ответить на этот вопрос , каждая группа должна взять задание и вписать в лепестки цветка химические символы для того , что-бы образовались формулы ( первая группа составляет формулы кислот, вторая формулы оснований ,третья - оксидов , четвёртая –солей. На выполнение этого задания отводится 2 минуты. Все группы проверяют выполненную работу , если есть ошибки , то группа не получает баллов.
Третье задание это игра « Крестики-нолики». Каждая группа получает карточку с заданием . Время выполнения 1 минута.
Группа 1.
Выигрышный путь составляют формулы основных оксидов.
K2O | ZnO | P2O5 |
CO | CaO | Ag2O |
SiO2 | BeO | FeO |
Группа 2.
Выигрышный путь – кислотные оксиды.
SO2 | BeO | CrO3 |
SiO2 | BaO | Al2O3 |
CO2 | Na2O | MnO |
Группа 3.
Выигрышный путь составляют формулы основных оксидов.
FeO | ClO2 | SO2 |
Na2O | CuO | SiO2 |
BaO | ZnO | MnO |
Группа 4.
КСl | BaO | Ag2O |
HBr | SiO2 | Li2O |
MgO | NaI | H2S |
Четвёртое задание называется « Найди родственника». Учащиеся получают листы с формулами веществ. Нужно за 2 минуты разделить вещества по классам неорганических соединений.
Группа 1: NO2, СaSO4, Ba(OH)2, H3PO4 , Mn2O7, Cr(OH)3, H2SO3, CuO, KNO3,
Fe(OH)3, Na2CO3, HF.
Группа 2: H2SO4, К2CO3,Сl2O7, FeCl2, Zn(OH)2, P2O5, Са3(РО4)2, LiOH, H2CO3,
BaO, HBr, Ca(OH)2.
Группа 3: H2O , NaOH , CO2, СаCO3, HPO3, Cu(OH)2, Na2O, Fe(OH)2, HСl,
NaCl, HNO3, Al2( SO4)3.
Группа 4: КOH , H2SiO3, Al(OH)3, H2S, MgO, Na2SO4, СаСl2 , HI , Li2O, Mg(OH)2, CO, AgNO3.
Задание учеников состоит в том , что-бы найти правильные ответы и с помощью невидимок собрать их вместе. Каждая группа вслух зачитывает свои ответы.
Пятое задание называется «Невнимательный химик». На доске записаны уравнения реакций, в которых допущены ошибки. Каждой группе рекомендуется ликвидировать их. Учитывается время и правильность выполнения.
Группа 1.
CaO + HСl = СаСl + HO
HСl + AgNO = AgСl + HNO
Группа 2.
Zn + CuSO = ZnSO +Cu
NaO + HСl = NaCl + H
Группа 3.
Zn + HСl = ZnСl + H
NaOH + H2CO = NaCO + HO
Группа 4.
Au + HSO = AuSO + H
КOH + H2SiO =K2SiO + HO
Шестое задание – « Блиц-контрольная».
Группа 1.
1.Напишите формулы веществ: азотная кислота , гидроксид натрия , оксид алюминия , сульфат калия .
2.Дайте определение оксидам
3.Назовите вещества: H2S , Cu(OH)2, CO2, AlСl3.
Группа 2.
1. Напишите формулы веществ: соляная кислота , гидроксид калия , оксид железа (III), нитрат натрия.
2. Дайте определение кислотам.
3.Дайте название веществам : Fe(OH)3, AgNO3, SO3 , H2CO3.
Группа 3.
1.Напишите формулы веществ: серная кислота , гидроксид алюминия , оксид натрия , карбонат кальция.
2.Дайте определение основаниям.
3. Дайте название веществам : NaOH , Cu( NO3)2, SO2 , HNO3.
Группа 4.
1.Напишите формулы веществ: угольная кислота , гидроксид бария , оксид магния , хлорид алюминия.
2. Дайте определение солям.
3. Дайте название веществам : Fe(OH)2, BaСl2, H2SO4, CO.
3. Рефлексивно -оценивающий этап
1. Анализ достижения запланированных целей.
2. Самооценка ( « Микрофон» )
2. Оценивание работы в группах. Независимые эксперты оглашают результаты проведённого урока .
5. Домашнее задание
Составить кроссворд на тему « Основные классы неорганических соединений».
Задание 1
Паутинка мыслей»
Неметаллы Кислородсодержащие
Металлы Неорганические вещества Бескислородные
Кислоты
Простые
Сложные
Оксиды Кислые
Основные
Соли
Основания
Кислотные
Растворимые в воде( щёлочи ) Средние
Амфотерные
Не растворимые в воде