СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Наречие".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Наречие"»



Сценарий урока по русскому языку

Наречие. Повторение и обобщение.

 Автор: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Сагасидейбукская СОШ» Магомедова Д.К.



Цели: 1. Обобщение знаний, полученных при изучении темы «Наречие».

2. Формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний.

3. Знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты.

4. Развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.

 

Тип урока: повторение изученного по теме «Наречие».

Вид урока: урок-игра.

 Накалился ДОКРАСНА 

Рынок птичий от кипенья. 

Живность ужаса полна 

От людей столпотворенья. 

 

ВПРАВО, ВЛЕВО шарит взгляд: 

Птицу счастья ищут люди. 

ЗАНОВО проходят ряд, 

По перу, по пенью судят. 

 

СПРАВА, СЛЕВА щебет птиц. 

Ждёт волнистый попугайчик 

Друга, чтоб поговорить. 

Шустрый он, как лучик-зайчик.



Я, конечно, не поэт,
Спору с этим нету,
Но готов я изложить
Мысли по предмету.

Признак действия обозначает
И на вопросы отвечает:
Как? Куда? И
Где? Когда?

Почему и отчего?
С какой целью? Для чего?
Но не буду на месте стоять,
Буду я свой рассказ продолжать.

Наречие не склоняется,
Наречие не спрягается,
Скажу вам по секрету,
Что форм у него нету…

Без наречий нам, конечно,
Ну, никак не обойтись!
Для дальнейшего ученья
Надо ими запастись.

Наречий много в мире есть,
Но всех их мне не перечесть:
По-французски, по-немецки,
Да по-братски, по-советски,

Во-вторых и как-нибудь,
Вдалеке, как-либо,
И по-рысьи, и чуть-чуть,
Дружески, игриво,



Сгоряча и поневоле,
Оттого и потому,
Сдуру, сослепу и вволю,
Вдвое, так и почему.

Люди умные здесь жили,
Хорошо язык учили.
Вместе все наречия были,
Их на группы разделили.

Наречия имеют значения:
Образа и способа действия,
Цели, меры и степени,
Причины, а также и времени.

Есть близняшки "ни" и "не",
Но какую ставить где?
Ударенье любит "не",
Без ударенья – "ни" везде:

Нигде, нисколько, никогда,
Никак и ниоткуда,
И негде, некто, некогда,
А также неоткуда.

Язык не может состоять
Лишь только из наречий,
Нам не надо исключать
Другие части речи.

План урока:

I. Прогулка по "Полянке наречий". Устный опрос по теме.

II. Упражнения с письменными заданиями.

III. Лагерь отдыха "Наречие". Повторение и закрепление   орфографических навыков.

IV. Фразеологические обороты.

V . "Собери пословицу".

VI . Домашнее задание.

VI1 . Рефлексия урока.

 

Ход урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме «Наречие», но сделаем это в необычной форме.

На огромной прекрасной планете Русский язык, исследованием которой занимаются миллионы людей, от первоклассника до ученого, в стране Морфология располагаются города Имя существительное, Имя прилагательное, глагол и др. И, конечно, Наречие.

Сегодня мы отправляемся в город Наречие. Погуляем по полянке наречий, посетим лагерь отдыха «Наречие», поработаем в редакции газеты города Наречие.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

- Что такое наречие?

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку «Полянку наречий» и скажите, от каких частей речи образуются наречия?

- Какова синтаксическая роль наречий?

- Рассмотрите внимательно цветок, который растет на полянке; расскажите все, что вы знаете о степенях сравнения наречий.

- На полянке повсюду разбросаны камни. Они принадлежат к двум видам минералов «слитно» и «раздельно». Как пишется не с наречиями на – о и – е?

- Вспомните правило, которое подсказывают эти холмики. -Приведите примеры.

- Вспомните правило правописания –о, -е после шипящих на конце наречий, и можете смело собирать грибы.

- Для этого расскажите в каких наречиях пишется одна буква н, а в каких - две нн?

Здесь решили отдохнуть наречия-горожане. В какой корпус они поселятся? Почему? Расскажите, в каких случаях на конце наречий пишется суффикс о, а в каких – суффикс а? Приведите примеры.

- Вспомните правило дефисного написания наречий. Приведите примеры.

- Сформулируйте правило слитного и раздельного написания наречий.

- Распределите следующие слова в два кармана:

Пишем «ь» - не пишем «ь»: невмочь, наотмашь, замуж, прочь, настежь, невтерпеж, уж, вскачь.

Как и в любом городе, в городе Наречие есть редакция. Представьте, что наш класс редакция газеты. У нас в редакции собрались журналисты, корректоры, редакторы.

- В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова (наречия) пропущены. Догадайтесь, какие это наречия, а затем объясните особенности их правописания.

Ещё (?) казалось, что снег навечно заморозил и (?) сковал реки. Но (?) пригрело солнышко, и на улице стало (?) празднично. Ласковому солнцу (?) растопить лёд на скатах крыш и увидеть, как бьёт из-под земли ключ. Воздух свеж, как будто отворились (?) небесные окна. Воробьи щебеча (?), без устали рассказывают о радостных переменах. Вдоволь насидевшимся в домах людям (?) посмотреть на это до неузнаваемости голубое небо. Безусловно, им так хочется выскочить в пальто (?) и бежать по улицам (?), открывая для себя чудесные звуки природы.

Слова для справок: (на)глухо, (не)давно, (по) весеннему, чуть(чуть), невтерпёж(?), (в)разнобой, настеж(?), (не)вмоготу, занов(о;а), (на)распашку.

Время истекло.

Давайте прочитаем, какой текст у вас получился. Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится? У вас на карточках словосочетания, а вы рядом запишите соответствующие наречия. Потом подведем итог этого задания.

- из-под насупленных бровей (исподлобья);

- из далеких мест (издалека);

- с давних пор (издавна);

- очень дорого, втрое дороже (втридорога);

- на равные части (пополам);

- два дня тому назад (позавчера);

- на голодный желудок (натощак);

- перегоняя друг друга (наперегонки);

- перебивая друг друга (наперебой).

- Выполнили задание?

Вы заметили, что эти наречия имеют, что-то общее? (Да, они пишутся слитно).

- Совершенно верно. Итак, проверяем.

- Ребята, у меня еще есть конверт, только в нем не просто словосочетания, а устойчивые сочетания слов. Как называются устойчивые сочетания слов? Вы должны заменить эти фразеологизмы наречиями.

1. Положа руку на сердце (откровенно, правдиво).

2. Рукой подать (близко).

3. На широкую ногу (богато).

4. Черным по белому (ясно).

5. На всех парусах (быстро).

6. На вес золота (очень дорого).

7. Иголке негде упасть (очень тесно).

8. Как в сказке (хорошо, замечательно).

9. Как бедный родственник (неуверенно, скованно).

10. На скорую руку (поспешно, торопливо).

11. Ни холодно, ни жарко (безразлично).

12. Ни свет, ни заря (очень рано).

- Молодцы ребята.

Домашнее задание:

Рефлексия:

- Какое задание было самое сложное?

- Какое задание – самое простое?

- Самое интересное задание?

- Настал момент подведения итогов. Кто сколько жетонов набрал? Молодцы! Вы хорошо поработали.

Успехов вам и хорошего настроения!

 Ведущий: Жил-был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастья искать. Шел, шел, видит – сидит Существительное на камушке и плачет.

Глагол: Что ты так пригорюнилось?

Существительное: Да вот живу – живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.

Глагол: Пойдем вместе счастья искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Ведущий: Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.

Глагол: Что ты кручинишься Прилагательное? и почему одиноко сидишь здесь?

Прилагательное: Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать, одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

Существительное: Пойдем с нами счастья искать.

Ведущий: Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Их встретили дружелюбно и пригласили работать в предложении. Друзья с радостью согласились.

Догадались, ребята, какую в Предложении занимает должность существительное? прилагательное? глагол?

Учитель: А теперь опять немного поиграем. Подберите к словам подходящие глаголы.

собака хрюкает ножницами забивают гвозди

волк блеет молотком стригут

овца лает пилой измеряют температуру

свинья гогочет клещами ловят рыбу

гусь кудахчет бритвой пилят

кузнечик мяукает удочкой выдергивают гвозди

кошка стрекочет зубной щеткой бреют

курица воет градусником чистят зубы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!