Оборудование: флюгер, анемометр, слайды, раздаточный материал, проектор, ноутбук, учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии 6кл.-М.; Дрофа,2010.
Формулирование темы урока |
учитель | ученики |
Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Классу демонстрируется слайд с прогнозом погоды, на котором изображены температура и атмосферное явление. Вопрос: Какие элементы погоды отражены в прогнозе на слайде? Какого явления недостает? Тема урока - ветер. | Ветра нет. |
Создание проблемной ситуации |
Учитель просит учеников вспомнит, что они знают о ветре и заполнить колонки (знаю) и (хочу знать) таблицы, лист №1. Лист 1 Знаю | Хочу знать | Узнал | -у ветра есть (сила) -ветер обладает (скоростью) -может двигаться в разном (направлении) | | | Учитель просит обменяться информацией в парах. |
|
| Учащиеся вместе с учителем на основе содержания колонки (хочу знать) формулируют цели урока |
Формулирование учебной проблемы |
Демонстрирует опыт с воздушными шарами. Наиболее важные вопросы темы фиксирует на доске. Учитель поясняет, что в жизни мы встречаемся не с таким ветром. | Учащиеся надувают воздушные шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер. Из шара, который больше надут, воздух выходит с большей скоростью (большая разница в атмосферном давлении). |
Просит сформулировать, записать в тетради определение ветра. | Движение воздуха в горизонтальном направлении называется (ветром). |
Просит прослушать отрывок из литературного произведения и ответить на вопрос: «О какой характеристике ветра идет речь?» Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Серебристых тополей листы. (А.С. Пушкин) Сегодня старый ясен сам не свой,- Как будто страшный сон его тревожит. Ветвями машет, шевелит листвой, А почему,- никто сказать не может. (С.Я. Маршак) | Сила, скорость ветра |
Решение учебной проблемы |
Используя форзац учебника, знакомит учащихся с определением силы и скорости ветра, местными признаками их определения. | Работают с форзацем учебника. |
Знакомит учащихся с флюгером и анемометром. Просит выписать в тетрадь, из текста параграфа, определения: бриз, муссоны. | Из текста параграфа выписывают определения: Бриз, муссон. |
| Формулируют вывод: Скорость и сила ветра зависит от разницы в (атмосферном давлении). |
На слайде демонстрирует перепутанную логическую цепочку и просит учащихся ее восстановить. Смена дня и ночи(1)- Вращение Земли вокруг оси (2)- Различия в давлении (3)- Различия в нагревании (4)- Ветер (5) | Правильный ответ: 2-1-4-3-5 |
На листе №2 представлены результаты наблюдений за направлением ветра в г. Ноябрьске (январь 2007г.). По этим данным учащиеся, вместе с учителем, строят графическое изображение (розу ветров). |
| Формулируют и записывают в тетрадь определение розы ветров. |
Учитель демонстрирует презентацию: «Значение ветра». | |
Учитель просит заполнить третью колонку листа №1 (узнал). | В листе №1 заполняют третью колонку (узнал). |
Домашнее задание: параграф 39, задание 4 Подготовить сообщение о видах ветра. |