Технология модульного обучения
В настоящее время одной из главных проблем школы является проблема, как результативно научить всех и каждого ученика в отдельности. Решить эту проблему можно объединив модульную технологию с разноуровневым обучением.
Модульная технология- сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений.
Одна из главных проблем современной школы – результативность учебного процесса. Существующие традиционные методы и приемы недостаточно полно и эффективно дают возможность учащимся усвоить знания по программному материалу. Модульное обучение, на наш взгляд результативнее, так как способствует развитию специальных предметных навыков, ведет к изменению функций преподавателя: он становиться консультантом, собеседником учеников. Внедрение модульной технологии становиться актуальным, так как используемые приемы, основанные на деятельностном подходе, способствуют формированию у учащихся учебно – позновательной компетентности.
Одна из главных задач современной школы – это эффективность учебного процесса. Он должен стать информационно ёмким, целенаправленным. Для реализации этой задачи использование только традиционной классно – урочной системы недостаточно, необходимо применять современные педагогические технологии, которые активизировали бы учебную деятельность и развивали предметные компетенции учащихся. Разрешить указанную проблему, на мой взгляд, поможет технология модульного обучения.
Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов. Данная технология позволяет осуществить дифференцированный подход в изучении, но не на всех уроках, а только на наиболее сложных, так как в основе уроков лежит базовый уровень знаний, соответствующий государственному образовательному стандарту.
Данная технология позволяет:
— освободиться учителю от чисто информационной функции в пользу консультативно – координирующей;
— создать условия для совместного выбора педагогами и учащимися оптимального пути обучения;
— формировать умения самостоятельного учения;
— развивать рефлексивные способности учащихся.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, который включает:
— законченный блок информации;
— целевую программу действий ученика;
— рекомендации учителя по ее успешной реализации.
Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, составляющая целостность и законченность в какой–либо логике и сопровождаемая контролем усвоения:
— Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые проводятся последовательно.
— Главное предназначение модуля – развивать мышление, осознание человека.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
— Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью;
— Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули, где учитель выступает в качестве консультанта – координатора;
— ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.
Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, самоконтроль и взаимоконтроль — черты присущие модульной технологии.
Тема урока: «Путешествия и географические открытия». 6 кл.
Доводы, до которых человек
додумывается сам, убеждают
его больше, чем те, которые
пришли в голову другим.
Цели урока:
Проследить процесс совершенствования представлений человека о нашей планете.
Уметь делать выводы с помощью заполнения и анализа таблиц.
Отобрать приемы обозначения маршрутов на контурной карте.
Задачи урока для учащихся:
Ознакомиться с отдельными фактами из истории географии.
Выяснить значения Великих географических открытий.
№ задания | Учебный материал с указанием задания | Руководство по усвоению материала | Баллы |
| Подготовительный этап Назовите и покажите на карте материки и океаны О каких путешественниках, сделавших великие географические открытия, вы знаете? Что они открыли? | |
Блок 1. Как изменялись представления людей о Земле |
1 | Могли ли древние люди знать обо всех землях? | Древние люди занимались: Земледелием и не пользовались никакими приборами. Все продукты покупали в магазине. | 1 |
2 | Без чего невозможно было совершать географические открытия? | Вспомните, как назывался прибор для определения сторон света и какое средство необходимо для пересечения океанов. Компас и корабль. Транспортир и самолет. | 1 |
3 | Как в древности люди представляли себе Землю? | Рассмотрите рисунки в учебнике и атласе. | 1 |
4 | Как изображали Землю на первых картах? | В атласе рассмотрите карты Эрастофена (III в. до. н.э.), Птолемея (II в.), Меркатора (XVII в.) | 2 |
Блок 2. Первые крупные географические открытия. |
5 | Как было совершено открытие Америки? | Внимательно послушайте рассказ учителя, записывая опорный конспект: Христофор Колумб А) годы экспедиций ………………; Б) число экспедиций……………….; В) цель экспедиций ........................; Г) ошибка Колумба………………..; | 2 3 |
6 | Почему Америка называется Америкой? | Вы найдете ответ в тексте параграфа. …………………………………………………………… …………………………………………………………… | 1 |
7 | Кто открыл морской путь в Индию? | Внимательно послушайте рассказ учителя, в тетради запишите: Васко да Гама А) годы экспедиций…………………………….; Б) страна, ставшая крупнейшей морской державой в результате открытия…………………………. | 2 2 |
8 | Кто перовым совершил кругосветную экспедицию? | А) найдите на карте маршрут Фернана Магеллана. Б) Составьте рассказ об экспедиции Магеллана, пользуясь ключевыми словами: Испания, Огненная Земля, Магелланов пролив, Тихий океан, Филиппинские острова, шарообразность Земли. | 1 4 |
9 | Кем и как была открыта Антарктида? | Из рассказа учителя выберите и запишите сведения: - имена русских путешественников…………………………………. - год открытия Антарктиды…………………… - трудности экспедиции………………………….. | 2 |
10 | Какое значение имели рассмотренные экспедиции? | Заполните пропуски. Смотрите задания 5.6,7,8,9. Х. Колумб…………………………………………. А. Веспуччи………………………………………… Васко да Гама…………………………………….. Беллинсгаузен……………………………………… Лазарев………………………………………………. | 4 |
11 | Работа с контурной картой | На контурной карте стрелками разного цвета обозначьте маршруты экспедиций открытые путешественниками. | 3 |
12 | Как производятся современные географические исследования. | Самостоятельно изучите раздел параграфа, рекомендованный учителем, и выскажите мнение: чем отличаются методы исследования XX в. от периода географических открытий. ……………………………………………………………. ……………………………………………………………. ……………………………………………………………. | 2 3 |
Блок 3. Нестандартное применение знаний |
13 | Ответьте на вопросы | У кого, по вашему мнению, было больше прав на название своим именем Нового Света, у Колумба или Веспучи? Пользуясь картой, докажите, что современный морской путь в Индию намного короче пути, открытого Васко да Гаммой. Почему? Почему шестой материк планеты был открыт последним? | 2 2 2 |
Самооценка. Посчитайте количество заработанных баллов:
Более 36 баллов – «5» 28 – «4»; менее 28 – «3».
Домашнее задание. Параграф 2.