СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "С чего начинается Родина?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конспект первого урока, проведенного мной в 2018-2019 учебном году. Материал может быть использован классным руководителем при подготовке классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "С чего начинается Родина?"»

Ясиноватская общеобразовательная санаторная школа-интернат I-II ступеней №14

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики














Конспект первого урока в 6 классе на тему:


«С чего начинается Родина?»












Подготовила

воспитатель 6 класса

О.В.Уварова





Ясиноватая 2018


Разработка первого урока в 2018 – 2019 учебном году


ТЕМА УРОКА: «С чего начинается Родина?»


Цели урока:

  • создать условия для развития чувства патриотизма, осознания себя гражданином Донецкой Народной Республики, своей ответственности за будущее страны;

  • способствовать активизации гражданской позиции, осознанию необходимости включения в социально-экономическую и политическую жизнь страны, проявления инициативы, саморазвития;

  • воспитывать чувства патриотизма и гражданственности.

Задачи урока:

- актуализировать знания обучающихся о Родине, привлекая внимание к культурному, историческому наследию Донбасса;

- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой они живут;

- углублять представление о малой родине - городе Ясиноватая;

- развивать внимание, память, связную речь, творческую деятельность;

- формировать умения работать в группе;

-извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родине, ответственности перед ней, бережного отношения к родной природе.

Оборудование: ноутбук, видеоролик песни «С чего начинается Родина?», презентация «Известные люди Донбасса», символика ДНР, иллюстрации, конверты с элементами пословиц, клей, карандаши, бумага, тексты стихотворений.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы и приемы: ИКТ, «корзина идей» (ТРКМ), „ мозговая атака”, беседа, др. интерактивные методы.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему.

Д. С. Лихачев

I. Организация класса. Приветствие.

  1. Оглашение темы и целей урока.

Я рада приветствовать вас на первом уроке, посвященном очень сложной, но, вместе с тем, очень важной теме – теме нашей Родины. В ходе урока у вас будет возможность активно участвовать в работе, делиться своими мыслями и впечатлениями, проверить собственные знания и эрудицию. Урок у нас сегодня не обычный, мы с вами отправимся в путешествие во времени и пространстве.

Хочу начать наш разговор с песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?». Я думаю, в конце урока каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос прежде всего себе самому.

  1. Усвоение нового материала.

1.     Просмотр видеоролика песни «С чего начинается Родина?» (Сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).

2.     Вступительное слово учителя.

Родиной мы зовем родную землю потому, что здесь мы родились, здесь живут наши родные, мы говорим на родном языке. Отечеством, Отчизной мы зовем потому, что здесь жили отцы и прадеды наши. А еще Родину называют Матерью – потому что как мать родила и вскормила, научила быть людьми, выучила своему языку и песням, защищала и берегла нас от врагов.

3.     Беседа.

- Родина, Отечество, Отчизна… Эти слова святы для каждого человека. Они объединяют в себе всё, что дорого человеку, всё, ради чего он живёт. А что представляете вы, когда слышите эти слова?

(Возможные ответы: дом, родителей, друзей, любимый уголок природы, школу).

- Для чего мы учимся? Каждый день, на уроках и во внеурочное время, всю свою жизнь?

(Возможные ответы: чтобы получать хорошие оценки, больше знать, получить хорошую профессию, быть полезным Родине).

Быть полезным Родине может быть только человек, обладающий крепкими знаниями. И сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему Отечеству, путеводителем в котором будут знания, приобретённые вами в предыдущие годы учения.

4.     Станция «Лингвистическая».

А) конкурс «Род».

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(Родина, родить, родители, родич, родной, родня, родословная, родственники, народ, народность и др.)

Каждое слово близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: жизни, семье, Отечеству. Моя семья, мой дом, мои друзья – с этого начинается Родина.

- Откуда пришло слово «Родина»?

Б) Повторение сведений по русскому языку (словообразовательный разбор).

В «Толковом словаре русского языка» говорится, что слово «родина» произошло от древнего слова «род», обозначающего группу людей, объединённых кровным родством. А само слово «род» является именем древнего бога славян Рода. «Родители», «родной», «родственники», «Родина» – однокоренные слова, близкие по смыслу.

5.     Станция «Историческая».

Мы продолжаем наше путешествие, и следующая станция – «Историческая».

Родина! Нет ничего дороже и возвышенней её. Она подобна могучему дереву, на котором листьям нет числа. Но всякое дерево имеет корни, которые питают его и связывают с почвой. Корни - это то, чем жила и дышала моя Родина вчера, сто или тысячу лет назад. Это - наша история, наши предки, их дела и свершения, живущие в веках.

- Почему важно помнить события, произошедшие много лет назад?

(Возможные ответы: чтобы знать свои корни, не повторять ошибок прошлого).

Сообщения обучающихся об истории заселения Донецкого края, об истории возникновения и развития города Ясиноватая.

Чтобы строить настоящее и будущее, надо хорошо знать прошлое, и уроки истории помогут вам постигнуть тайны наших предков.

6.     Станция «Литературная».

С историей народа тесно связано его творчество, песни, легенды.

На уроках литературы мы изучали произведения авторов, родившихся и живших в нашем крае, создававших произведения о Донецке и Донбассе, прославлявших нашу землю и её замечательных людей.

- Назовите имена поэтов и прозаиков, темой творчества которых был Донбасс. (Л. Жариков, П. Беспощадный, А. Ионов, Б. Ластовенко и др.).

- Знаете ли вы русских классиков, в произведениях которых упоминается Донецкий край? (А. И. Куприн, А. П. Чехов, И. А. Бунин).

Ребята нашли и подготовили стихи донецких поэтов. Послушаем их.

А) Выразительное чтение стихов донецких поэтов.

Б) Работа в группах. Игра «Собери пословицу».

Ребята, давайте вспомним русские пословицы и поговорки о Родине. Мы с вами сейчас поиграем в игру “Собери пословицу”. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся части от пословиц. Каждая пословица разделена на несколько частей. Ваша задача - за 3 минуты собрать как можно больше пословиц.

Родина – мать, умей за неё постоять.

- Жить - Родине служить.

- Кто где родился, там и пригодился.

- Если дружба велика, будет Родина сильна.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Нет земли краше, чем страна наша.

- На чужой стороне Родина милей вдвойне.

- Тот герой, кто за Родину горой.

- Всякому мила своя сторона.

- Человек без Родины что соловей без песни.

- Родной край - сердцу рай.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- У народа один дом - Родина.

- Нет сына без Отчизны.

- Береги Родину, как зеницу ока.

- В своем доме и стены помогают.

- Если дружба велика, будет Родина крепка.

Чтение восстановленных пословиц.

7.     Станция «Экологическая».

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя!

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек - у ручья...

У каждого на свете

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Мы Родиной зовём.

А. Казанцева

Так незамысловато, но проникновенно описала поэтесса картины родной природы. Наша земля богата природными дарами, красивыми пейзажами, заповедными местами. Поэтому следующая станция - «Экологическая».

Ребята получили задание подготовить рассказы о самых красивых местах Донбасса. (Славяногорье, Азовское побережье, Хомутовская степь и др.).

- Назовите свои любимые уголки природы. Выбор аргументируйте.

- Что значит – охранять природу?

- Как вы понимаете слова русского писателя, великого знатока природы М. Пришвина: «Охранять природу, значит охранять Родину»?

8. Станция «Звёздная».

Донецкая земля богата не только природными богатствами. Главное её богатство – люди. На уроках истории и гражданственности Донбасса вам рассказывали о наших земляках, прославивших донецкую землю.

- Назовите имена наших прославленных земляков.

Группа станции «Звёздная» подготовила краткие рассказы о наших выдающихся земляках. (И. Кобзон, Ю. Гуляев, Г. Береговой и др.).


IV.           Итог урока. Станция «Родина».

Мы побывали на всех станциях, вспомнили, чему вы учились в предыдущих классах.

- Что помогло вам совершить это путешествие?

(Возможные ответы: знания, тщательная подготовка, интерес к учебным предметам).

Конечная станция нашего путешествия – это станция «Родина». Наше заочное путешествие заканчивается. Но продолжается наша дорога по пути знаний, ибо только человек образованный, настойчивый, волевой может принести пользу своей семье, своему народу, своей Родине.

V.               Рефлексия.

– Можно ли однозначно ответить на вопрос, являющийся темой урока?( у каждого свой ответ)

- Что нужно делать каждому, чтобы Родина процветала?

Наш сегодняшний урок подошел к концу. Я надеюсь, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек испытывает чувство гордости за свой народ и страну, свою землю и историю – за свою Родину.

«Родина моя»

«Что значит: Родина моя?»

Ты спросишь. Я отвечу:

«Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу,

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных,

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это-Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

М. Агашина


Использованная литература

1.     Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.

2.     Соловьёв В. А. «С чего начинается Родина», «Оникс», 2010 г., 160 стр.

3.     Современная литература родного края (дидактический материал к учебно-методическому комплексу). / Сост. Никода Т.Л. – Донецк, 2002. – 180 стр.

4.     Современная литература родного края. Сборник для учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ. /Сост. Никода Т.Л. – Донецк, 2000. – 160 стр.

5.      Использованные интернет-ресурсы: http://oldpesenki.narod.ru/raznoe/schit_i_mech/schit_i_mech.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!