СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа по теме: «Наша страна - Россия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение  и первичное закрепление нового материала.

Цели  урока:

  • Создать условия для ознакомления с новым  материалом;
  • подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;
  • способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;
  • работать над развитием речи;
  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

  • Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса. М.: Вентана – Граф, 2008г. (Начальная школа 21 века)
  • Окружающий мир: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. М.: Вентана – Граф, 2009. (Начальная школа 21 века)
  • Символы государства: флаг, герб, гимн.
  • Портреты президента России,
  • Презентации: «С чего начинается Родина», «Гимн России», «Бой курантов»
  •  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа по теме: «Наша страна - Россия»»


Тема урока: «Наша страна - Россия»


Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели урока:

  • Создать условия для ознакомления с новым материалом;

  • подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;

  • способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;

  • работать над развитием речи;

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

  • Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса. М.: Вентана – Граф, 2008г. (Начальная школа 21 века)

  • Окружающий мир: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. М.: Вентана – Граф, 2009. (Начальная школа 21 века)

  • Символы государства: флаг, герб, гимн.

  • Портреты президента России,

  • Презентации: «С чего начинается Родина», «Гимн России», «Бой курантов»

Ход урока

Класс разделён на 3 группы.

    1. Орг. момент

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, в классе много гостей. Это такие же учителя, как и я. Они узнали, что в городе Белгороде, в школе №47 учатся самые замечательные дети и поэтому пришли на вас посмотреть. Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились за эти полгода

Слайд 1

Тема: Наша страна - Россия

Презентация: «С чего начинается Родина?» Звучит песня сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера “С чего начинается Родина?”


Учитель: Ребята, а с чего, по-вашему начинается Родина?

ответы учащихся

Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА.

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.


Учитель: У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Как называется то место, где вы родились и выросли?

ответы учащихся


Учитель: Для многих из вас Белгород – маленькая родина. Моя маленькая родина - город Грозный, который был разрушен войной, но детские впечатления сохранились в моей памяти.

Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.


Слайд 2,3

(карта России)



Учитель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Это страна, которая тянется к востоку от Европы до самого Тихого океана, она такая большая, что расположена в двух частях света: в Европе и Азии. Если сесть на поезд, то понадобиться почти неделя, что бы проехать от её западных до восточных границ.

Россию называют богатой страной. Толковый словарь Ожегова объясняет: «Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного»

Чем богата Россия?


Учитель: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!

Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?

Ответы учащихся

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.

Учитель: А как назвать всех людей, живущих в нашей стране?

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей

Ученик читает наизусть стихотворение В. Степанова “Российская семья”

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.


Слайд 4




































































Бой курантов

Что вы ещё знаете о нашей стране? Родине?

Ответы учащихся

Страна – это множество людей.

У человека есть сердце. Без него он не может ни дышать, ни двигаться, ни работать. И у нашей страны то же есть сердце- столица, самый главный город. Назовите его.

Учитель: Верно, город-герой Москва – столица нашей Родины.

Я просила вас подготовить небольшие сообщения.

1группа – о Москве

2 группа – о Кремле

3 группа – о Спасской башне

Я вам даю 1 минуту, что бы посовещаться и выбрать того, кто нам расскажет.

Ответы учащихся

1) Москва

В старину считали, что Москва расположена на семи холмах. Теперь город так разросся, а неровности так разгладились, что некоторые холмы существуют лишь в памяти народной. Из богатого и славного города Суздаля скакал князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой как слеза, Москвой-рекой. Шел 1147 год. Этот год и стал считаться годом рождения Москвы. Даже Юрий Долгорукий и его воины не думали, что на лесистых холмах вырастут дома, что появиться город, равного которому не будет в русской земле. В Москве много площадей, но есть одна , самая главная площадь. Это Красная площадь. Слово «Красная» означает «красивая», «парадная» В центре Москвы находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому

2) Кремль.

Все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю. В Кремле все привлекает: и златоверхие соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни стен Кремлевских и башни, защищавшие Москву от врагов. У каждой башни своя тайна, своя история.Сначала стены Кремля были деревянные, но под воздействием снега и дождя долго продержаться не смогли. Затем они были сделаны из белого известняка, но они то же оказались непрочными. И только много лет спустя были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. Новый кирпичный Кремль строился более 10 лет. Его стены и башни сохранились до сих пор. Стены Кремля образовали треугольник. На каждой стороне треугольника по семь башен, а всего их 19 и все они разные.

3) Спасская башня

На одной из башен Кремля, которая называется Спасской башней, находятся большие часы с золотыми цифрами. Во всем мире люди, увидев привычный и знакомый силуэт Спасской башни, на разных языках уверенно говорят: “Москва!”. Весь мир каждый день слушает бой часов на Спасской башне. С давних пор в Москве звучат Кремлевские куранты. Бой курантов передаётся по радио в 6 часов утра и в 12 часов дня.

Как только солнышко взойдёт, всю землю озаряя.

Нам сразу голос подаёт Страна моя родная.

Звенят куранты в ранний час, на башне луч играет…

Москва на зорьке всякий раз привет нам посылает.

(ЗВУЧИТ БОЙ КУРАНТОВ)

Учитель Любила древняя Русь колокольный звон. А в Кремле безмолвно дремлет Царь-колокол, творение русских мастеров, какого еще никогда не бывало, весом около 12000 пудов, т.е. свыше 200 тонн.

5) работа по учебнику (стр105-107)


Слайд 5

Физкультминутка.

- Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы зелёным степям, а теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьём ключевой воды с родничка и сядем, отдохнём под этой берёзкой.



Учитель: Мы говорим – Родина, а как ещё можно назвать нашу страну

(Русь-матушка, Отечество, Наша Родина, наше отечество – матушка Росси.

ответы учащихся

А как вы думаете, почему её так зовут?

Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?


(Одна у человека мать, одна у него и Родина;

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)

- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши.

Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.

К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России.

Как вы думаете, что это за символы? Это гимн, герб и флаг.


Слайд 6

Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Гербы создаются по чётким правилам. Прежде всего это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.

На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл.

Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.


-А вы видели герб? Где?


Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.


Сейчас вам надо выполнить интересное задание.

У каждой группы – мозаика. Надо собрать герб России.


Слайд 7




































Слайд 8

Следующий символ государства – это флаг

Перед вами разное изображение флага, выберите верное.

Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете : (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в : (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство верность и честность., белый - совершенство, чистота. ткровенность, благородство, совершенство,

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 22 августа – День государственного флага Российской Федерации. в 2005 году ему исполнилось 300 лет.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени.

Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище.(демонстрируется на мультимедиа) Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны.

Второе знамя - это знамя военно-морского флота. (слайд мультимедиа) Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Задание: 1) выбрать правильное изображение флага; 2) Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага.






Звучит гимн

Подошла очередь поговорить о главной песне.

Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться.

В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!