СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки по теме "Россия - Родина моя" (2 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в теме: урок введения в тему «Россия-Родина моя».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с произведениями музыки, рассказывающими о Родине – России, о родном городе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки по теме "Россия - Родина моя" (2 класс)»

Разработка урока по теме: «Россия – Родина моя», 2 класс.

Составлен Лобановой Н.С. учителем музыки высшей категории

СП «Средняя школа № 6» МБОУ СШ №3 города Няндома

по авторской программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной


Место урока в теме: урок введения в тему «Россия-Родина моя».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с произведениями музыки, рассказывающими о Родине – России, о родном городе.

Задачи:

Обучающие: вспомнить специфику урока музыки, как урока искусства, приёмы вокально-хоровой работы, правила певческой посадки, дыхания, звукоизвлечения и звуковедения. Учиться вслушиваться в звучание музыки, определять настроение, характер (марш, танец, песня), замысел композитора.

Развивающие: расширять представления учащихся о музыкальной культуре России, развивать интерес к изучению истории и культуры страны и родного города.

Воспитывающие: формировать духовно-нравственные качества обучающихся через знакомство с музыкой, рассказывающей о России, о родном городе. Приобщение учащихся к музыкальной культуре страны.

Планируемые результаты:

Предметные

Обучающиеся имеют представление о музыке М.П.Мусоргского и Няндомских авторах песни К.Задорине и И.Осипове.

Воспринимают звучание произведений.

Рассуждают о музыке, определяют настроение и основную мысль композитора.

Владеют певческими и хоровыми навыками, выразительно исполняют песню.

Метапредметные

Умеют находить общие черты музыкальных произведений.

Самостоятельно работают с текстом (загадки), взаимодействуют в группе, сопоставляют, совместно делают вывод на основе анализа и синтеза, выстраивают логические связи.

Оценивают результаты работы одноклассников и своей работы.

Личностные

Понимают значимость роли искусства в жизни человека.

Интересуются музыкой, проявляют творческое самовыражение.


Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (компьютерная презентация, иллюстрации, опорные слова), частично-поисковые (решение проблемной ситуации), индуктивные (развитие умения общаться, высказывать и аргументировать свою точку зрения), дедуктивные (анализ изученного, применение имеющихся знаний, обобщение).

Формы организации работы: фронтальная работа, работа в группе, хоровая работа, класс-концертный зал.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль (в парах, в группе), контроль учителя.

Технологии, используемые на уроке: технология обучения в сотрудничестве, развитие критического мышления с элементами коллективного обучения, информационно – компьютерных технологий, здоровьесберегающие технологии.

Основные термины и понятия

Родина, Россия, страна, город Москва, столица, малая родина, Няндома, композитор, произведение, кластер.

Музыкальный материал:

  • И.Чадова «Здравствуй, Родина моя»,

  • М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»,

  • К.Задорин, И.Осипов «Песня о Няндоме».


Ход урока

I. Организационный момент.

Вход в класс под песню «Здравствуй, Родина моя» И.Чадовой

Музыкальное приветствие:

Учитель: (поёт) -Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) – Здравствуйте, учитель!

Учитель:(поёт) – Разрешаю тихо сесть! Тсс, секреты мира здесь!

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Интересная наука о волшебном мире звуков.

К нотам тянется рука, а урок наш – МУЗЫКА!

Я очень рада видеть вас во втором классе, вы подросли за лето, повзрослели. Во втором классе на уроках музыки нас вновь ждут интересные встречи.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Музыка – необычный школьный предмет, потому что это урок искусства. С помощью искусства человек во все времена рассказывал о том, что его волновало и радовало. Мы вошли в класс под музыку. Кто услышал, о чем рассказала нам музыка и слова песни?

Слайд 2

Дети: Музыка звучала весело, радостно, она поднимала настроение, а слова песни рассказали нам о родном городе, о Родине.

Слайд 3 313

За околицей цветут белые ромашки,

Слайд 4

Звонко жаворонки поют над широкой пашней,

Слайд 5

Тёплый ветер принесёт аромат смородины.

Так чего дороже нет? Нет дороже… Родины!

III. Целеполагание

Слайд 6

Учитель: Песня о Родине прозвучала не случайно, давайте вместе сформулируем тему нашего урока (на доске записано слово Россия, дети добавляют фразу: Россия – Родина моя).

Исходя из темы постарайтесь определить цель урока (на доске записано -

Цель урока: знакомство с музыкой, дети добавляют: о Родине, о России).

На уроке музыки в 1 классе мы уже научились решать музыкальные задачи:

Слайд 7

УЗНАТЬ: имена композиторов, их произведения дети добавляют – о Родине, о России.

УСЛЫШАТЬ: дети добавляют – музыку о Родине, о России.

ИСПОЛНИТЬ: дети добавляют - песни о Родине, о России.

IV. «Открытие» новых знаний.

Слайд 8

Учитель: Перед вами портрет русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Слайд 9

Вслушайтесь в звучание мелодии, которую написал композитор (учитель наигрывает на фортепиано мелодию фрагмента вступления «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина»)

Исполните мелодию на звук «ля», почувствуйте настроение и характер.

Дети: Настроение нежное, ласковое, доброе.

Учитель: На что похожа эта мелодия?

Дети: Мелодия напевная, похожа на колыбельную песню.

Учитель: С этой мелодии начинает свой рассказ М.П.Мусоргский в произведении «Рассвет на Москве-реке».

Из названия мы понимаем, что свою музыку композитор посвятил Москве. Что мы знаем о Москве?

Дети: Москва – главный город нашей страны, столица России.

Гиперссылка

Учитель: Москва очень древний город, основан Великим князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Назван город в честь реки Москва. Красная Площадь и Кремль расположены рядом с рекой, рассмотрите фотографию на слайде. Представьте, что мы смотрим на Москву ранним утром: неторопливо всходит солнце, пробуждая ото сна весь город. Послушайте, как описал эту картину композитор Мусоргский в своём произведении «Рассвет на Москве-реке». Вслушайтесь в звучание, определите настроение композитора, о чем он хочет рассказать нам, слушателям?

Слушание записи «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина»

Учитель: Как звучала музыка? Какие чувства передал нам композитор?

Дети: Музыка звучала красиво, нежно, ласково, сердце композитора наполнялось добротой, счастьем и любовью.

Учитель: О чём рассказал композитор?

Дети: О Москве, о своей Родине, о том, что он любит свою Родину, любуется её красотой и восхищается ею.

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Существуют два понятия  слово РОДИНА – большая и малая. Большая Родина – это страна, в которой родился человек, а малая - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Россия.

Физкультминутка.

Учитель: Приглашаю всех встать и с помощью движений рассказать о нашей Родине.

Наша страна велика (дети рисуют в воздухе руками большой круг)

Слайд 10

Наша страна широка (дети разводят руками в стороны)

Мчатся по ней поезда (дети изображают движение поезда)

Слайд 11

Куда же домчат нас? (звук движения поезда, на слайде фотография города Няндома)

Учитель: Остановка город … Няндома

Город, в котором мы родились и живём называется … (Няндома).

Слайд 12

Именно город Няндома является нашей малой родиной.

Слайд 13

Название города произошло от речки Няндомка. Когда-то очень давно нашу землю населяли фино-угорские племена, которые дали названия многим рекам и озёрам. Слово «няндома» переводится с финно-угорского языка как «богатая земля». А вам известно, чем богата наша няндомская земля?

Работа в группах. Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает загадку на определенную тему (лес, реки и озёра, ягоды, грибы, рыба, звери), разгадку группа меняет на иллюстрацию, которую прикрепляют на лист ватмана с названием «Няндома-богатая земля». Задача групп – составить кластер (упорядоченную группу похожих по смыслу элементов, в данном случае – природные богатства Няндомской земли).

Гиперссылка

Во время работы групп звучит песня «Здравствуй, Родина моя»

Учитель: Давайте рассмотрим получившийся кластер, действительно, Няндомская земля богатая. Как можно назвать наши богатства?

Слайд 14

Дети: Природные богатства.

Учитель: Что ещё вы знаете о нашем городе?

Слайд 15

Дети: 19 сентября 2019 года нашему городу Няндома исполняется 80 лет. Учитель: Наш город Няндома появился благодаря строительству Северной железной дороги, соединяющей город Москву и город Архангельск, наш областной центр. Так образовалась станция с названием Няндома.

Слайд 16

И здесь существует ещё одна версия возникновения названия

Слайд 17

города - легенда о Няне: когда-то жил был крестьянин по имени Нян, держал он постоялый двор, путники, приезжая из города Каргополя и других окрестных деревень в ожидании поезда, останавливались у Няна отдохнуть, а входя в дом, спрашивали: «Нян дома?». Сейчас в городе мы встречаем название «Дом Няна», а вы знаете, что это?

Дети: «Дом Няна» носит название наш городской музей.

Слайд 18

Учитель: И так, наша Няндомская земля богата природными ресурсами, своей историей, а еще богата талантливыми людьми. Послушайте песню о Няндоме, стихи которой написал Няндомский поэт Константин Задорин, а музыку Игорь Осипов.

Знакомство с песней «Песня о Няндоме» К.Задорина и И.Осипова

Учитель: Как звучала музыка? Какие чувства передали нам авторы песни?

Дети: Песня звучала красиво, нежно, ласково, с добротой и любовью.

Учитель: О чём рассказали авторы?

Дети: О Няндоме, о красивой природе, о людях, которые любят свой город.

Учитель: Прежде, чем разучить 1 куплет песни, давайте вспомним, что необходимо сделать перед началом пения?

Дети: выпрямить спину, расправить плечи, чтобы было легко дышать, голову слегка приподнять, чтобы глаза хорошо видели учителя-дирижера.

«Сяду прями, не согнусь, и за пение возьмусь!»

Учитель: Молодцы, приняв правильную певческую посадку, звук при исполнении будет красивым и музыкальным.

Вокально-хоровая работа, распевание, выстраивание унисона.

Учитель: Давайте настроим свой музыкальный инструмент – голос. Представьте, что звук можно подержать в ладошках. Соедините ладошки так, чтобы образовалась «чашечка».

Прослушайте звук на фортепиано, возьмите дыхание и повторите звучание (учитель исполняет на фортепиано звук «Ля», показывает дыхание, дети исполняют).

А сейчас, мы будем приподнимать «чашечку» и опускать и звук будет подниматься и опускаться (распевание на мотив секунды, терции, кварты).

Исполнение по рядам и всем классом.

Напоминание о правильной посадке, о легком вдохе.

А теперь усложним задачу (учитель интонирует на слог «Ля» мелодию припева «Песни о Няндоме», дети разучивают, повторяя каждую фразу как эхо).

Учитель: Узнали мелодию?

Дети: Это мелодия «Песни о Няндоме»

Ладошки опустите на колени, держите спинку прямо, плечи расправлены, продолжаем разучивать мелодию припева со словами (разучивание по фразам со словами, исполнение по рядам, хором, разучивание первого куплета, соединение первого куплета и припева).

Учитель: Молодцы, мы разучили первый куплет «Песни о Няндоме», приглашаю всех исполнить песню стоя, как на концерте, выразительно, с настроением.

Исполнение первого куплета «Песни о Няндоме» хором.


V. Итог урока, закрепление пройденного материала.

Молодцы, вы справились с исполнением песни. Настало время вспомнить, что мы узнали на уроке, какие задачи решили? (анализ выполненных задач, повторение пройденного)

Дети: Узнали о том, что русский композитор М.П.Мусоргский и Няндомские авторы К.Задорин и И.Осипов создавали произведения о России, о большой и малой Родине.

Услышали произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-река»

Исполнили 1 куплет «Песни о Няндоме»

Учитель: Какой цели мы сегодня достигли на уроке?

Слайд 19

Дети: Познакомились с музыкой о большой и малой Родине, о России.

VI. Рефлексия. Оценивание.

Учитель: Встреча, с каким музыкальным произведением произвела на вас особое впечатление?

Ответы детей, аргументация своего выбора.

Учитель: Подумайте, как бы вы оценили работу своего соседа по парте, кого можно похвалить за правильные ответы или за красивое исполнение песни? Ответы детей, аргументация своего выбора. У вас на столе лежат красные сердечки, оцените свою работу на уроке, если вы оценили себя положительно, при выходе из класса разместите своё сердечко на юбилейном артобъекте нашего города «Я Няндому».


VII. Домашнее задание.

Учитель: Музыкальное произведение М.П.Мусоргского вы можете услышать дома, музыкальный файл и слова «Песни о Няндоме» прикреплены в электронном дневнике в разделе домашнего задания.

Домашнее задание: к музыкальному произведению, которое понравилось на уроке, нарисовать рисунок или подобрать изображение или фотографию.

Урок окончен, всем счастливого дня и хорошего настроения.

Выход из класса «Здравствуй, Родина моя!»

Приложение 1

Загадки для работы в группах

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

К низу веточки спускаются,

А на веточках – серёжки.

Что же это за девица: 
Не швея, не мастерица, 
Ничего сама не шьёт, 
А в иголках круглый год.

Берёза

Ель

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла

И на красные узоры

Первый снег ложится скоро.

Как мачты корабельные

Над лесом поднялись

Стоят стволы смолистые 

И смотрят сверху вниз.

Зелена, хоть не весна,

Стройна высится...

Рябина

Сосна

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.

Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят.
Кто ни пройдёт,
Им поклон отдаёт.

Гриб

Грибы

В шляпе, а не человек,

стоит на одной ножке, а не цапля, живет в лесу, а не зверь.

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.

Гриб

Гриб

В лесу глубокой осенью 
Везде, где мох растет, 
Краснеет эта ягода 
По кочкам средь болот. 

Под листом на каждой ветке 
Сидят маленькие детки. 
Тот, кто деток соберёт, 
Руки вымажет и рот. 

Клюква

Черника

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка...

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка...

Морошка

Брусника

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды –

В нем всё отражается.
Как это зеркало называется?

И Щучье, и Шултус,

И Карасово и Кислое,

И Островичное, и Боровое,

Что за название такое?


Озеро

Озёра Няндомы

Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.


Летом бежит, зимой спит, 
Весна настала - опять побежала.

Река

Река

Очень красивый лесной петушок: Красные брови, как гребешок, Хвостик косицами, черные перья, Любит весною танцы, веселье. Песни поет. Говорят, что токует. Знаешь ли ты птицу такую?

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок. 

Тетерев

Воробей

По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ...

Кто красуется на ветке 
В желтой праздничной жилетке? 
Это маленькая птичка, 
А зовут ее…

Грач

Синичка

В озере большая злюка,
Эта зубастая и хищная…

Мастер шубу себе шил,

А про иглы позабыл.

Щука

Ёрш

На реке живёт один очень странный господин. Между рыбами чудак, всё он делает не так:

В холода ему не спится,

Ищет, чем бы поживиться,

А в жару, как нелюдим, под корягой спит… 

С серебристой чешуёй, Не плотва.

Какой большой!

А копчёный – это вещь! Догадались?

Это …

Налим

Лещ

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, 
Хвост пушистый и большой. 

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.

Лиса

Медведь

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета.

День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит ... молчком,
Уши серые — торчком.

Заяц

Волк










Приложение 2

Иллюстрации для создания кластера.






















Рябина

Сосна

Деревья

Грибы

Ягоды

Пресноводная рыба

Птицы

Животные

Реки и озёра






Литература:

  1. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.:Пособие для учителя / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.:Просвещение, 2002. – 207с.

  2. Музыка: учеб. Для учащихся 2 кл.нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.:Просвещение, 2018. – 128 с.

  3. https://mixmuz.ru/mp3

  4. https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ryb-dlya-detej-36-luchshix.html

  5. http://animalphoto.ru/photos/active/photo14588.html

  6. http://kidsclever.ru/content/zagadki

  7. http://domovenok.name

  8. http://xn--b1agpd4a6d.xn--p1ai/gallery_nyandom.html

  9. http://nanbiblioteka.ru/index.php/inform/2018-09-01-07-50-36



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!