СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки "Может ли музыка выражать, изображать драматический образ?" 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Цель урока: Формирование эмоционально осознанного восприятия драматического образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта. Задачи урока: Образовательная: познакомиться с жанром «баллада»; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Развивающая: развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы, правильно исполнять музыкальные произведения; повышать мотивацию через наглядные средства обучения. Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки; воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия. Тема урока: Может ли музыка выражать, изображать драматический образ? Цель урока: Формирование эмоционально осознанного восприятия драматического образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта. Задачи урока: Образовательная: познакомиться с жанром «баллада»; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Развивающая: развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы, правильно исполнять музыкальные произведения; повышать мотивацию через наглядные средства обучения. Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки; воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия. Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Необходимое оборудование: ПК (ноутбук), интерактивная доска, музыкальный материал, УМК, презентация. Методы: музыкальных обобщений, активизации музыкальной деятельности (словесные, наглядные), эмоционального воздействия, метод сравнения. Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная. Виды деятельности учащихся: • Слушание музыки • Пение • Музыкально –пластическое движение. Музыкальный материал: Формирование универсальных учебных действий: 1. Формирование предметных УУД: а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение) б) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов; в) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, игре); г) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. 2.Формирование личностных УУД: а) формировать мотивацию к обучению и познанию; б) уметь давать адекватную самооценку; в) формировать готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. 3.Формирование регулятивных УУД : а) умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; б) умение видеть ошибку; в) умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. 4. Формирование познавательных УУД: а) умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; выполнять танцевальные движения. б) воспринимать на слух музыкальное произведение. в) давать образную характеристику прослушанного произведения. 5. Формирование коммуникативных УУД: а) воспринимать различные точки зрения; б) строить монологическое высказывание; в) владеть диалогической формой речи; г) ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии д) умения слушать и слышать учителя, ученика; е) умения сотрудничать в группе при решении учебных задач.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки "Может ли музыка выражать, изображать драматический образ?" 7 класс»

разработка

урока музыки по теме:





«Может ли музыка выражать, изображать драматический образ?»





Хамуева Е.В.


Технологическая карта урока


Предмет: Музыка

Класс: 7

Базовый учебник: Науменко Т.И., Алеев В.В.,. Музыка, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ДРОФА, 2013.

Тема урока: Может ли музыка выражать, изображать драматический образ?

Цель урока: Формирование эмоционально осознанного восприятия драматического образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.

Задачи урока:

Образовательная: познакомиться с жанром «баллада»; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа.

Развивающая: развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы, правильно исполнять музыкальные произведения; повышать мотивацию через наглядные средства обучения.

Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки; воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия.


Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.


Необходимое оборудование: ПК (ноутбук), интерактивная доска, музыкальный материал, УМК, презентация.

Методы: музыкальных обобщений, активизации музыкальной деятельности (словесные, наглядные), эмоционального воздействия, метод сравнения.


Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки

  • Пение

  • Музыкально –пластическое движение.


Музыкальный материал:


Формирование универсальных учебных действий:


1. Формирование предметных УУД:

а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение)

б) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;

в) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, игре);

г) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

2.Формирование личностных УУД:

а) формировать мотивацию к обучению и познанию;

б) уметь давать адекватную самооценку;

в) формировать готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

3.Формирование регулятивных УУД :

а) умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;

б) умение видеть ошибку;

в) умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

4. Формирование познавательных УУД:

а) умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; выполнять танцевальные движения.

б) воспринимать на слух музыкальное произведение.

в) давать образную характеристику прослушанного произведения.

5. Формирование коммуникативных УУД:

а) воспринимать различные точки зрения;

б) строить монологическое высказывание;

в) владеть диалогической формой речи;

г) ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

д) умения слушать и слышать учителя, ученика;

е) умения сотрудничать в группе при решении учебных задач.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Мотивационный

Организационный момент


Ребята, я очень рада вас видеть на уроке музыки и начать его мне бы хотелось сегодня со стихотворения.

Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос:

Какое чувство вы испытали при прослушивании стихотворения?

Запись стихотворения В.А. Жуковского.

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул»

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул,

Он в темной короне, с густой бородой!»

«О нет, то белеет туман над водой!»
"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".
"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит". -
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".
"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".
"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".
"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения?

Какой образ вы себе представили?



Стихотворение было написано великим немецким поэтом И.В.Гёте.

На это стихотворение Франц Шуберт написал балладу «Лесной царь». Баллада исполняется, как правило, на языке оригинала – немецком, поэтому её смысл и содержание нуждались в переводе. Такой перевод существует - лучший перевод гётевской баллады на русский язык сделал Василий Андреевич Жуковский, поэт и переводчик, критик, один из основоположников романтизма в России. Образование Жуковский получил в Благородном университетском пансионе (Москва). С ранней юности занимался литературной деятельностью. В нескольких городах России Василию Андреевичу Жуковскому установлены памятники, один из них в Санкт Петербурге. Пушкин назвал Жуковского "гением перевода". Многие переведенные им стихи отражали и его собственный взгляд на мир.


Приветствие учителя







Слушание стихотворения

















































Волнение, страх, тревога

Ответы детей








Личностные: мотивация, самоопределение


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: организовывать свои действия.

Определяют своё рабочее место под руководством учителя.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме


Постановка цели урока

Мы с вами выяснили, что литературные произведения могут выражать драматический образ.

Как вы думаете, может ли музыка выражать, изображать драматический образ?

Вот этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока.






Предположите, какой характер должен быть у музыки?






Давайте поставим цель на урок. Что мы должны узнать, чтобы достичь цели урока?















Да



Тема: Может ли музыка выражать, изображать драматический образ на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта

Стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий, завораживающий, безумный, испуганный.

Цель: Узнать, может ли музыка выражать, изображать драматический образ.

Задачи:

1.Познакомиться с жизнью и творчеством композитора Ф.Шуберта

2. Узнать, что означает жанр «Вокальная баллада»

3. Проследить взаимосвязь речи, музыки и изобразительного искусства в создании драматического образа


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: строить сообщения в устной форме.

Личностные: формировать интерес к обучению. Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.


Актуализация знаний УУД

Назовите 1 задачу.

Я попросила Настю нам показать презентацию и рассказать о жизни и творчестве этого композитора. Внимательно слушайте, в конце урока вам будет предложен тест.


Сколько лет прожил Шуберт?

В каких жанрах писал Ф.Шуберт?



Вспомните, произведений, какого жанра больше всего написано Шубертом?

Какую задачу нам удалось решить?

Что нового вы узнали о творчестве Ф.Шуберта?




Показ презентации






31

Симфонии, сонаты, оперы, вокальные произведения.

Песни




Дети делают вывод по 1 задаче

Коммуникативные: воспринимать различные точки зрения.

Строить монологическое высказывание.

Владеть диалогической формой речи.

Познавательные: строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

2. Операциональный

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Давайте решим 2 задачу

Еще раз вернемся к стихотворению.

Ребята, это стихотворение написано в жанре «баллада». На уроках литературы вы уже знакомились с этим жанром. Давайте вспомним произведения.


Что присуще для этого жанра?






Назовите персонажей, о которых идет речь в стихотворении?

О чем это стихотворение?

















В какой форме изложено стихотворение? Кто с кем ведет разговор? Мы с вами определили, что стихотворение написано в жанре «баллада».

Ребята, а как вы думаете, есть ли в музыке жанр баллада?

Каким должно быть музыкальное произведение в этом жанре? Как оно бы звучало? Сейчас мы объединимся в группы, прочитаем текст на карточке и попробуем самостоятельно дать определение «вокальной балладе».

Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

Какие задачи мы с вами уже решили?

Что нового вы узнали о жанре «баллада»?



Текст стихотворения на карточке.






Баллада - это повествование, но в нем обязательно должны присутствовать элементы фантастики.

Рассказчик, отец, сын, Лесной царь

О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.

Диалог

Отец с сыном, сын с Лесным царем



Да


Ответы детей



Работа в группах

Пишут определение





Ответы детей

Регулятивные: планировать работу в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Личностные: формировать интерес к обучению,

оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: строить монологическое высказывание,

владеть диалогической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные: выражать свое отношение к музыкально-творческой деятельности.

Познавательные: анализ музыкального произведения



Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач


Какую задачу осталось решить?

Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь". Обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица, как многие художники изобразили действующих лиц.

Что вы можете сказать об этом произведении?







Какие выразительные средства музыки использует композитор, чтобы передать наиболее полно смысл и характер произведения?



Какое количество персонажей баллады вы определили?

Давайте подробнее разберем это музыкальное произведение.






Каждое из действующих лиц песни – отец, сын и Лесной царь – обрисованы по-своему.

Младенец тяжело заболел в пути, и его нужно как можно скорей довести домой. Заботливо прижав к себе больного ребенка, отец скачет во весь опор к родному дому. Мальчику становится все хуже и хуже, он бредит, и ему кажется, что в окружающей

их темной, дикой чаще появляется Лесной царь – таинственный "дух леса". Слова ребенка звучат на фоне несколько измененной музыки начала песни, полной тревоги и смятения.

С помощью, каких выразительных средств в музыке показан мальчик? (Звучит отрывок)
















Отец обрисован в песне двояко. Сначала он представлен в образе всадника, мчащегося на быстроногом скакуне; этот образ сливается с начальным образом баллады – картиной тревожной ночной скачки. Найдите слова (карточка).




Иным обрисован отец в моменты, когда он успокаивает сына. Характер его реплик воссоздает образ глубоко встревоженного человека, всеми силами стремящегося утешить больного ребенка. Какими словами, найдите?




Третьим действующим лицом баллады является сказочный Лесной царь –

олицетворение фантастической, зловеще-роковой силы. Композитор очень выразительно передал его облик.

Лесной царь трижды обращается к младенцу. Сначала он соблазняет ребенка сказочными картинами своего царства, красивыми цветами, жемчугом и золотом; летающих и играющих при свете месяца. Наконец Лесной царь начинает угрожать мальчику. Поработайте со словами, найдите эти фрагменты.

С помощью, каких выразительных средств в музыке показан Лесной царь?

(Звучит отрывок).



























После этого наступает уже неотвратимая роковая развязка. У младенца начинается предсмертная агония, он кричит, задыхается. Прочитайте строфу.














Наконец конь останавливается у ворот дома. Напряженное движение в музыке

сразу же прекращается. В воцарившейся жуткой тишине слышатся слова рассказчика:

"В руках его мертвый младенец лежал". Эти последние слова баллады певец произносит в виде драматического речитатива, как бы уже просто говоря. Два громких аккорда завершают произведение, словно обрубая последние нити надежды.

Такова песня "Лесной царь" – изумительное по силе выражения

произведение, это один из выдающихся образцов драматической баллады.

Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа?











Вы обратили внимание на аккомпанемент? Как помогает аккомпанемент созданию музыкального образа?





А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши.

Балладу "Лесной царь" Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: "Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке "Лесного царя".

Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер "Лесной царь"был исполнен и принят с восторгом".

В балладе "Лесной царь" композитор увидел трагедию, почувствовал боль и

крик человеческой души.


Сделаем вывод по 3 задаче


Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Перевод В.А.Жуковского (видеоролик)




Чувствуется трагизм этого произведения, присутствует элемент фантастики - Лесной царь, очень ярко переданы образ и настроение персонажей.

Быстрый темп, контрастная динамика, соответствующий характер музыки - то ласковый, а то злой и страшный.

Всадник-отец – не единственный персонаж баллады. Кроме него в балладе

"действуют" еще два лица – сын-младенец и таинственный Лесной царь.

















Быстрый, "лихорадочный" темп, громкая звучность, постепенное повышение

регистра звучания, взволнованный речитативные (речевые) интонации голоса – все способствует музыкальному выражению страданий объятого смятением младенца.

Пропевание детьми в парах (слова на карточках)







Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.






О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы.












"Неволей иль волей, а будешь ты мой!"

Композитор раскрывает образ Лесного царя сначала с помощью мягких, порой почти нежных интонаций. Завораживающе звучит второе обращение Лесного царя к малютке. Даже тихие пульсирующие аккорды – и те смолкают. Вместо них появляются плавные переливы мягких арпеджио, составляющих светлый гармонический фон этого эпизода песни. Речь Лесного царя звучит маняще и вкрадчиво. Незримая борьба между ребенком и Лесным царем продолжается. Она достигает своей кульминации в последних, заключительных словах Лесного царя.





Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит.

Как вихрь, несется конь сквозь лесную чащу с объятым страхом, но еще

надеющимся всадником:

Родимый; Лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.



















Рассказчик - взволнованный.

Отец - переживание, внутреннее беспокойство.

Лесной царь - музыка ласкова, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость.

Младенец - страдание, мольба, ужас.

Он в этом произведении играет большую роль - передает бег коня, завывание вьюги, напряжение, и даже стук сердца.


Дети выстукивают аккомпанемент



















Мы проследили взаимосвязь речи, музыки и изобразительного искусства в создании драматического образа

Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Предметные: исполнять музыкальное произведение.

Личностные: формировать способность к самооценке

Познавательные: анализ музыкального произведения.


Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Сейчас давайте проверим наши знания, решим интерактивный тест. Компьютер выведет оценку за урок.

Кто допустил ошибки в тесте? В каких заданиях? Почему это произошло?


Интерактивный тест

Оценивание работы


Личностные: формировать интерес к обучению. Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного,

Предметные: воплощать художественно-образное содержание в игре.

Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

3. Рефлексивно - оценочный

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Достигли ли мы цели урока?

Все ли задачи нами решены?

На какой главный вопрос мы нашли ответ? Как композитору удалось создать единый драматический взволнованный образ, фантастическую картину, передать напряженность происходящего?

Почему, мы до сих пор слушаем музыку Ф.Шуберта?

Пригодятся ли вам эти знания и почему?

Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.


Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.


Предметные:

исполнять музыкальное произведение.

Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, Коммуникативные: сотрудничество в группе.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.


Рефлексия деятельности

Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его  сделали?

На скромной могиле Франца Шуберта есть надпись: "Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды". (Грильпарцер) Что хотел сказать автор этих строк?


Предлагаю вам домашнее задание на выбор

  1. Нарисовать картину к прослушанной песне

  2. Выучить стихотворение В.А.Жуковского

Ответы детей

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

самооценка, контроль и коррекция.

Личностные: смыслообразование


Использованная литература:


  1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. – Вологда: Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования, 2013.- 64 – 85 с., 151 – 192 с.

  2. Власенко О.П. Музыка. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008. – 129 - 136 с.

  3. Науменко Т.И., Алеев В.В.,. Музыка, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ДРОФА, 2013. – 66 – 72 с.

  4. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

  5. Завельский Ю.К. Как подготовить современный урок. - Журнал «Завуч», 2000 год, № 4.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011

  7. «Музыкальная литература зарубежных стран» И. Прохоровой (вспомогательный материал).

  8. Презентация Зуевской Л.А.

  9. Интерактивный тест Зуевской Л.А.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!