СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики в 6 классе по теме " Осевая симметрия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме "Осевая симметрия". Технологическая карта урока. Презентация к уроку.

Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, проблемного обучения, информационнокомуникационные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики в 6 классе по теме " Осевая симметрия"»

Урок в 6 классе по теме:

«Осевая симметрия»


МБОУ ООШ с. Джуен Амурского муниципального района

Хабаровского края.

УМК Г.В. Дорофеев. Математика.



Цели урока:


Образовательные: создать организационные и содержательные условия для формирования умений определять симметрию точек (фигур) относительно прямой, строить симметричные точки относительно прямой, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний;

Развивающие: развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, положительного отношения к предмету.


Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение.


Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, побуждающий диалог, подводящий к гипотезам диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.


Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.


Прогнозируемый результат (формируемые УУД)


Предметные:

Получат представление о симметрии относительно прямой, о фигурах, симметричных относительно прямой;

Научатся строить точки, симметричные относительно прямой.


Познавательные:

Умение анализировать объекты, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязь объектов, делать выводы.



Регулятивные:

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Самоконтроль и самооценка.



Коммуникатиные:

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Уметь высказывать и обосновывать своё мнение, учитывать мнение других при поиске решения.



Личностные:

Формирование устойчивых эстетических предпочтений, способности к эмоциональному восприятию материала, положительного отношения к учению, к предмету.



Средства обучения: ПК, интерактивная доска, презентация к уроку.

Пакеты с индивидуальными и групповыми заданиями.


Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

Применяемые ЭОР

Время

1. Самоопределение к учебной деятель-ности. Орг.момент.

Цель: создание атмосферы мотива-ции к уроку.

Учитель приветствует учащихся, контролирует подготовленность к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль.


1-2 мин

2. Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Проблемная ситуация.

Цель: создать проб-лемную ситуацию, зафиксировать причину затрудне-ний, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность.

Вступление учителя (ставит проблему гармонии и красоты, зачитывает высказывания великих о симметрии»)

В природе все соразмерно и гармонично. Посмотрите на экран. Чем похожи данные изображения. Что объединяет данные изображения.

Принципы симметрии играют важную роль во многих областях человеческой жизни: науке и искусстве, технике и окружающей нас природе.

По мнению немецкого математика Германа Вейля, симметрия– это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.

«Симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». По словам греческого философа Платона «… быть прекрасным значит быть

симметричным и соразмерным»

-Как вы думаете, а есть ли различия в симметрии, то есть, есть ли различные виды симметрии. На сегодняшнем уроке мы постараемся это выяснить.

Выдает задание группам, формулирует условия выполнения, фиксирует результаты.

Задание 1.

У каждой группы на столе лежит несколько файлом. Возьмите файл № 1, достаньте его содержимое и ознакомьтесь с ним: это 2 больших и 5 маленьких рисунков.

На 2-х больших рисунках у вас изображены группы предметов, объединенных по некоторому признаку. А теперь задания:

1. Обдумайте признаки, по которым предметы собраны в каждую группу.

2. Распределите отдельные фигуры по группам (воспользуйтесь клеем).

Группа, справившаяся с заданием, поднимает руки.


Обсуждаются выдвинутые гипотезы и проверяется выполненное задание.

Делаем вывод: в 1 группу попали объекты – без симметрии, во 2 – объекты с одинаковой левой и правой частью.

Слушают высказывания, обдумывают их.




- отвечают на вопросы.

-симметричные предметы.

















- выдвигают гипотезы, отвечают на вопрос







Выполняют задания, работая в группах.

Выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, обосновывают его, выслушивают мнения других, приходят к общему решению. Формулируют признаки, по которым объединены фигуры.

.







Участвуют в обсуж-дении. Высказывают возникшее затруднение –в одной группе предметы бес симметрии, в другой с одинаковой левой и правой частью.

  • Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, устанавливать прчинно-следст-венные связи, выстраивать логическую цепочку);

  • Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве)

  • Личностные (формирование способности к эмоциональному восприятию материала)

  • Регулятивные (способность к саооценке)







Слайд.1







Слайд 2







Слайд 3


















Слайд 4





Слайд 5








Слайд 6



1мин

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруд-нения, проговарива-ние темы и целей урока.

Задание 2.

Возьмите файл № 2. В ней находится 1 рисунок. К какой группе его можно отнести? Почему?

Правильно, к 2-ой. Правая и левая часть рисунка похожи. А как проверить, действительно ли они похожи, т.е. совпадают?

Сложите фигуры, перегнув рисунок пополам. Какая линия получилась на сгибе? Совпали ли части фигуры? Можно ли сказать, что левая и правая часть фигуры симметричны? Относительно чего эта симметрия?

Вводит понятие осевой симметрии.

Линию симметрии в таком случае называют осью симметрии, а саму симметрию осевой.

Предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Итак, сегодня тема нашего урока ….

Все фигуры 2-ой группы обладают симметрией относительно прямой.

Задание 3.

Ученику 6 класса Коле предложили закончить рисунок так, чтобы готовая фигура обладала осевой симметрией. Правильно ли Коля выполнил задание? В чем его ошибка? Что мы должны знать об осевой симметрии, чтобы суметь исправить ошибки ученика?

Какая задача у нашего урока? ….

Правильно, больше узнать об осевой симметрии. Узнать, как строить точки и фигуры, симметричные относительно прямой.


Выполняют задание, сравнивают, анализируют объекты, высказывают гипотезы о их возможных свойствах.









Учебник, определение симметрии.




Фиксируют новое знание в устной и письменной форме.



Формулируют тему урока, записывают тему в тетради.






Анализируют условие задачи, высказывают предположения о некорректности решения, обосновывают свое мнение.



Оценка того, что уже известно и что нужно ещё узнать. Формулируют цели урока.

  • Познавательные (самостоятельно выделять познавательную цель,умение анализировать условие, устанав-ливать причинно-следственные связи, выстра-ивать логическую цепочку);

  • Коммуникативные (умение вести диалог, высказы-вать и обосновы-вать свое мнение, учитывать разные мнения в сотрудничестве)

  • Личностные (критичность мышления)

- Регулятивные (способность к саооценке)





















Слайд 8







Слайд 9


4. Реализация построенного знания. Открытие нового знания.

Цель: фиксация нового знания в речи и знаково.

Задание 4.

Возьмите ваш рисунок. На нем отмечены пары точек: А и А1, В и В1. Что произошло с точками во время сгибания рисунка?

Соедините данные точки отрезками АА1, ВВ1.

Подумайте, как расположены получившиеся отрезки по отноше-нию к оси симметрии. Какие прямые называют перпендикулярными. Как обозначаются такие прямые на рисунке?

Что можно сказать о точках пересечения отрезков с осью симметрии. Как показать равные отрезки на рисунке?

Сформулируйте 2 условия, при которых точки А и А1 будут симметричны относительно прямой.


Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, формулируют условия симметрии точек относительно прямой.

  • Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, логическую цепочку);

  • Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве)

  • Личностные (критичность мышления)

Регулятивные (прогнозирование)


Слайд 10





Слайд 11






Слайд 12




Слайд13


Физкультминутка.






5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: развивать умения применять новые знания в типовых заданиях.

Задание 5.

Определите какие из точек на рисунке симметричны относительно прямой? Какие условия не выполнены для точек В, В1 и С, С1?


Задание 6.

Постройте точку М1 симметричную точке М относительно прямой m. Как это сделать?

Попробуйте сформулировать алгоритм построения, ориентируясь на определение симметричных относительно прямой точек.


С помощью какого инструмента можно построить перпендикуляр к прямой?

С помощью какого инструмента можно отложить отрезок, равный данному?

Алгоритм построения обсуждается, уточняется и фиксируется.


Выполняют задание, закрепляют условие симметрии точек относительно прямой.





Формулируют алгоритм построения точек, симметричных относительно прямой, в результате побуждающего и подводящего диалога.










Фиксируют алгоритм в устной и письменной форме.

  • Познавательные (умение устанавливать взаимосвязь объектов);

  • Коммуникативные (умение вести диалог)


Слайд 14


Слайд 15



6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

Учащиеся выполняют индивидуальные задания на построение точек, симметричных относительно прямой. Каждый ученик получает из пакета № 3 задание. По завершению работы выполняют взаимопроверку.

откройте учебник №561.

Выполняют индивидуальные задания, ориентируясь на опору. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата..

  • Познавательные (самостоятельный выбор действия в соответствии с поставленной задачей);

  • Коммуникативные (рефлексия своих действий)

  • Личностные (ответственное отношение к учению)

- Регулятивные (действовать с учетом выделенных ориентиров)

Слайд 16


7. Рефлексия учебной деятель-ности на уроке.

Цели: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Симметрия применяется в декоративно прикладном искусстве, так например, при изготовлении ковров и тапочек, используется симметрия. Сейчас вы сами можете сделать тапочки. Откройте файл. У вас имеется деталь тапочек и узор приклейте узор на переднюю часть. .Молодцы.


Ответьте на вопросы:

С каким видом симметрии вы познакомились теперь? Как называется симметрия относительно прямой?

Определите, является ли прямая осью симметрии?

Симметричны ли фигуры относительно прямой?

Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают ответы с опорой на новые знания и умения.

Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником.

  • Познавательные (осознанное вла-дение способами решения);

  • Коммуникативные (строить точное высказывание, аргументировать свою позицию)

- Регулятивные (способность к самооценке)


Слайд 17





8. Домашнее задание.

П. 7.1, №

Творческое задание: выполнить рисунок, аппликацию, слайд презентации на тему «Осевая симметрия»

Записывают домашнее задание.


Слайд 18




Список использованных ЭОР

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов, учебные и методические материалы к учебнику «Математика 6» Дорофеев, презентация «Осевая симметрия.»

  2. Сайт учителя математики Савченко Е.М., коллекция картинок к уроку математики http://le-savchen.ucoz.ru/load/6-1-0-88

  3. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября», презентация к уроку «Осевая симметрия» учителя математики Смольяниновой Е.Л. http://festival.1september.ru/articles/629670/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!