учащиеся познакомятся с алгоритмом письменного умножения на двузначное число.
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) |
1. Самоопределение к учебной деятельности | Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись. Поздоровались с гостями. Тихо сели за свой стол. Начинаем наш урок математики Математика – это одна из самых важных и древних наук. Слово «математика» пришло из древнегреческого языка. Мантейн – это значит учиться, приобретать знания. Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, память. Недаром её называют гимнастикой ума. А какие качества вам понадобятся на нашем уроке? (внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память) Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей. Освещать и согревать своим теплом нас будет солнышко. (Прикрепляется к доске вырезанный оранжевый круг). На партах у каждого из вас лежит листок самооценки, вы помните, как с ним работать. | -Участвуют в учебном диалоге с учителем и произвольно строят речевое высказывание в устной форме (Фронтальная, коллективная) | | Личностные УУД: - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) Регулятивные УУД: - прогнозирование самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при обсуждении важности качеств Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при выражении своего мнения. Коммуникативные УУД: - приходить к общему мнению при при обсуждении важности качеств |
Актуализация знаний Выход на тему урока | .Самое необходимое из них – это внимание. Вот и начнём урок с его тренировки. Устный счет 1. Развитие памяти и внимания. Учитель показывает 1 таблицу. — Вы должны в течение 5 секунд запомнить расположение «солнышек», а затем воспроизвести их по памяти в пустых квадратах на индивидуальных карточках. Самооценка 2. Продолжаем работу. Назовите компоненты при сложении? Вычитании? Умножении? Делении? - Я читаю задание, а вы в таблице с числами закрашиваете квадрат с правильным ответом. 14 | 72 | 64 | 18 | 6 | 27 | 21 | 54 | 49 | 32 | 4 | 42 | 63 | 10 | 36 | 25 | 45 | 16 | 15 | 40 | 20 | 30 | 9 | 28 | 35 | - Произведение чисел 9 и 8? - Частное чисел 81 и 9 ? - Сумма чисел 35 и 7? - Увеличь 8 в 2 раза. - 1 –й множ –ль 8, 2 –ой множ –ль 8. Найди произведение. - 35 уменьши на 14. - 60 уменьши в 2 раза - Увеличь 9 в 7 раз Если решено все верно, на карточке вы увидите цифру 5. (СЛАЙД 3) Желаю такую оценку получить за урок. Самооценка На доске даны числовые выражения: 9 • 8 7 • 4 9 • 15 7 • 23 9 • 185 7 • 432 - Какое задание можно выполнить с этими выражениями? (Разделить на группы). - По каким признакам можно произвести деление на группы (По первому множителю, по виду умножения). - Разделите эти выражения на три группы в зависимости от вида умножения. 9 • 8 9 • 15 9 • 185 7 • 4 7 • 23 7 • 432 - Что интересного в выражениях первой строчки? (Одинаковый первый множитель. Число 185 образовано цифрами, обозначающими второй множитель в первом и во втором столбике). - Что интересно в выражениях второй строчки? - Чем вы пользовались, находя значения этих выражений? (Таблицей умножения). Найдите значение числового выражения 9 • 15 из второго столбика. Ответ покажите на карточках. Расскажите, каким эталоном вы пользовались - Каким способом вы будете находить значения числовых выражений в третьем столбике? (Умножать в столбик). - Найдите значения этих выражений. (Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях). Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Таблицу умножения, умножение на двузначное число, письменное умножение на однозначное число). | -Структурируют знания при проведении устного счета; - осуществляют выбор наиболее эффективных способов при решении числовых выражений; - анализируют, сравнивают границы знания и незнания при выполнении математическо го диктанта. (Фронтальная, индивидуаль ная) | Знать: - таблицу умножения; - алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; названия компонентов при умножении; - правила увеличения (уменьшения) числа в…, на… несколько единиц. Уметь: пользоваться таблицей умножения; - использовать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; применять правила увеличения (уменьшения) числа в…, на… несколько единиц. | . Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выполнении заданий устного счета; - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при выполнении математического диктанта. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при выполнении заданий устного счета; - выбор наиболее эффективных способов при решении числовых выражений; Логические УУД: - анализируют, сравнивают границы знания и незнания при выполнении математического диктанта. Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества во взаимодействии с одноклассниками и учителем при выполнении заданий устного счета; - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при выполнении заданий устного счета; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на этапе актуализации знаний. |
3. Постановка проблемы | -- Учитель открывает на доске выражение: 46 ∙ 73 - Что нового вы увидели в этом задании (Умножение на двузначное число). -Сформулируйте тему урока? (умножение на двузначное число) - Определите цель урока? (научится умножать на двузначное число) | - Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при постановке проблемы; - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при формулировании проблемы, цели и темы урока; - (Фронтальная) | Знать: - таблицу умножения; - алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; Уметь: пользоваться таблицей умножения; - использовать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; | . Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при формулировании проблемы, цели и темы урока. . Коммуникативные УУД: |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Кто-то из вас может предложить свой вариант решения подобного примера? - Какой прием умножения мы здесь можем использовать? (разбить второй множитель на разрядные слагаемые ) - На какие слагаемые можем разбить число 73? 46*(70+3) = (предлагают свои гипотезы, среди которых вариант умножения столбиком) | - Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении различных способов умножения на двузначное число; (Фронтальная) | Знать: - таблицу умножения; - алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; названия компонентов при умножении Уметь: - пользоваться таблицей умножения; - использовать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. | Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при выборе удобного приема умножения на двузначное число; Логические УУД: - - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при выборе предложенных методов умножения. Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при выборе предложенных методов умножения; |
5.Решение проблемы | - Давайте попробуем решить этот пример. 46*73 - Раскладываем множитель на сумму разрядных слагаемых, (70 и 3) умножаем круглый десяток (46*70= ), затем единицы. (46*3=) Складываем полученные произведения - Какой закон использовали? (Умножение суммы на число, распределительныйзакон умножения). - Удобен ли такой приём вычисления? (Нет). Почему? (Трудные случаи вычислений, длинная запись и объяснение). Удобно ли выполнять такую запись? (Нет, запись слишком длинная.) — Какой еще способ вы можете предложить - Предлагаю рассмотреть следующий прием умножения, предложенный вами, умножение столбиком. (Объяснение учителем нового способа решения) -Запомните этот алгоритм, т.к. он нам пригодится в дальнейшем. (объяснение учителем) - Это и есть результат вычисления - Сравните и проанализируйте, каким все-таки способом удобнее умножать на двузначное число (удобнее умножение осуществлять столбиком) - Можно ли считать, что проблема разрешена. (нет) - Предлагаю вам ознакомится с этим способом действия в учебнике на с. 44 Отработка алгоритма умножения. 1) устная работа. Пользуясь данным алгоритмом, объясните решение выражения из номера 156 (Проговаривается алгоритм решения выражения) (Раздаются памятки. | - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении приема умножения; - знакомятся со знаково-символическим моделированием при оформлении письменного решения умножения в столбик; - осуществляют выбор наиболее эффективного способа при решении выражений с умножением на двузначное число; - анализируют, сравнивают при выборе удобного способа решения выражений; - участвуют в установлении причинно-следственных связей и построении логической цепи рассуждений при решении выражений с умножением на двузначное число (фронтальная) | Знать: - таблицу умножения; - алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; названия компонентов при умножении и сложении; Уметь: -пользоваться таблицей умножения; - использовать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; сложение класса десятков и единиц | Регулятивные УУД: - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при знакомстве со знаково-символическим моделированием при оформлении письменного решения умножения в столбик. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - построение знаково-символических моделей при оформлении письменного решения умножения в столбик; - умение структурировать знания при решении выражений с умножением на двузначное число. Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при решении выражений с умножением на двузначное число. Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при обсуждении приема умножения; -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при выборе удобного способа решения выражений. |
6.Первичное закрепление | - 1. Коллективная письменная работа А теперь с помощью алгоритма решим примеры № 157 стр.44 на доске с устным объяснением и в тетрадях (1 и2) (2 человека у доски). (с проговариванием алгоритма решения вслух) - Предлагаю отдохнуть, проведем физминутку. (Физминутка) 1.Сосчитайте, сколько единиц вы здесь видите, столько раз присядьте. -2. Умножьте количество двоек на пять и столько раз подпрыгните. - 3.Сосчитайте количество троек, умножьте получившейся результат на 3 и столько раз наклонитесь. -4. Сосчитайте количество четверок, умножьте на нуль и столько раз покружитесь. Почему же вы остались стоять на месте? (При умножении на нуль, получается нуль). 2. Работа в парах № 157 стр.44 (3-4) , проверка по эталону (оценивание) | - осуществляют знаково-символическое моделирование при первичном закреплении решения выражений с умножением на двузначное число; - структурируют знания при моделировании выражений с умножением на двузначное число; - осознанно строят речевое высказывание в устной форме при объяснении письменного приема умножения на двузначное число; (коллективная, индивидуальная) Работа в парах | Знать: - таблицу умножения; - алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; названия компонентов при умножении и сложении; Уметь: -пользоваться таблицей умножения; - использовать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное; | Регулятивные УУД: - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при объяснении письменного приема умножения на двузначное число; Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при решении выражений с умножением на двузначное число. Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при объяснении письменного приема умножения на двузначное число |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой | - Предлагаю поработать самостоятельно, по вариантам ( по 1 примеру) Самопроверка по эталону. (ребята решают примеры самостоятельно) - Проверьте правильность решения выражений по образцу на слайде. Оцените свою работу. | - осуществляют знаково-символическое моделирование при оформлении записи решения выражения в столбик (индивидуальная) | Знать: - таблицу умножения; - алгоритм умножения двузначного числа на двузначное; - Уметь: -пользоваться таблицей умножения; | . Регулятивные УУД: - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при выполнении самостоятельной работы; - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям. |
8.Включение в систему знаний и повторение | - Ребята, продолжаем работу. Давайте решим задачу (на слайде) - Прочитайте задачу? Назовите условие задачи. Какой главный вопрос в задаче? - Какие знания нам понадобятся для решения задачи? ( Выполним решение задачи с комментированием у доски. (Один ученик работает у доски, остальные ведут запись в тетрадях) Работа в группах - А сейчас мы поработаем в группах. Предлагаю объединиться. Каждой группе выдаются карточки. Ваша задача: рассмотреть решение выражений с умножением на двузначное число, выявить в каких выражениях допущены ошибки. Объяснить, на каком этапе решения допущена ошибка. После выполнения задания представители каждой группы отчитываются о результатах. На работу вам дается 5 минут. (Идет обсуждение в группах) - Время предоставить результаты. | - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при решении задачи на повторение и закрепление изученного раннее материала, работе в группах на включение изученного способа умножения на двузначное число, - осуществляют знаково-символическое моделирование при решении задачи - (фронтальная, коллективная) | Знать: таблицу умножения; - алгоритм умножения двузначного числа на двузначное; название компонентов при умножении, делении, сложении и вычитании; - Уметь: -пользоваться таблицей умножения; - использовать алгоритм умножения двузначного числа на двузначное; цепочку | Регулятивные УУД: - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - построение знаково-символических моделей при решении задачи; - Логические УУД: - анализ и сравнение при решении задачи Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при работе в группах; - |
9.Рефлексия деятельности | - Ребята, пришла пора подвести итоги. -Какую цель мы ставили в начале урока? -Удалось ли нам достичь цели? Я узнал … Повторил… Запомнил… Затруднялся - А теперь посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке. - Я довольна вашей работой. (Поставить оценки) А оценка всему классу: Молодцы! Урок окончен! Спасибо! Чтобы наше солнышко светило нам еще ярче давайте оценим себя с помощью лучиков. Красный цвет – «Дело мастера боится», желтый – «Добрый разум наживешь не сразу». Дети выбирают полосочку и прикрепляют к солнышку. Д/3: С. 44 № 159, 158 Урок окончен! Спасибо | - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при подведении итогов деятельности - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при самооценке детьми собственной деятельности (фронтальная) | - Уметь: - -строить логическую цепочку рассуждений при подведении итогов урока. | Личностные УУД: - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при подведении итогов деятельности. Регулятивные УУД: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при рефлексии деятельности. . Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при подведении итогов деятельности. |