- совершенствования умений выполнять измерения.
-формирование метапредметных умений.
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов (классификация геометрических фигур);
3) формируем умение на основе анализа имеющихся знаний делать выводы по решению поставленной проблемы (от понятия длины ломаной к понятию периметр);
5) формируем умение ставить вопросы и находить ответы на вопросы по иллюстрациям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: обучающиеся научатся находить периметр многоугольника; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и товарищей; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить.
ОБОРУДОВАНИЕ. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент | Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Откройте тетради и запишите дату и классная работа. | Включаются в деятельность. | Личностные: -самоопределение; -смыслообразование. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Определение темы урока. Его целей | Сегодня к нам в гости пришел персонаж одного из любимого вами мультфильма «Лунтик». Отгадайте загадку, и вы узнаете, какую цифру мы сейчас будем писать. За окном сидели птички, Голубь, дрозд и три синички. Спросим мы учеников И прилежных учениц: «Кто ответить нам готов, - Пришёл он к нам за помощью. Лунтик услышал, как дядя Шнюк сказал, что ему не мешало бы для бабушки Капы подготовить подарок на 8 Марта. Лунтик решил подарить бабушке Капе салфетку, обшитую кружевом. Но когда Лунтик обратился за помощью к дяде Корнею, то тот сказал, что для этого нужен периметр, а что это такое Лунтик не знает. Мы должны помочь ему достать этот периметр для дяди Корнея. -Ребята, кто-нибудь из вас раньше слышал это слово? -А можете предположить, что оно обозначает, с какими понятиями может быть связано? Вы, наверно, догадались, что тема нашего урока «Периметр». При помощи таблицы задайте вопросы к теме. УЗНАЮ: | Ответы детей. | ЧТО? КАК? ОТКУДА? | Что такое периметр? Как находить периметр? Откуда к нам пришло это слово?. | Учитель. Сформулируйте цель нашего урока | Просмотр видео Прописывают цифру пять Рассуждают - Будем учиться находить периметр фигур | Личностные: -самоопределение; -смыслообразование. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: |
3 Устный счет | Ребята, Лунтик приглашает нас совершить вместе с ним увлекательное путешествие в страну Геометрию, чтобы разобраться, что такое периметр. Вы согласны? Прежде чем отправиться в путешествие надо выяснить, хорошо ли мы к нему подготовлены. - Я предлагаю вам игру, которая называется «Быстрый счетчик». -Как вы понимаете выражение «минута час бережет»? -Что вы можете сделать за одну минуту? -Предлагаю каждому испытать себя. За минуту вам нужно решить как можно больше примеров и не допустить при этом ошибок. Записывать надо только ответы. (примеры на слайде) 6+3 10+2 15+5 10-7 20+3 11+7 14-10 12+3 -9,12,20,3,23, 18,4,15
| Решают примеры, проверяют по образцу, оценивают свою работу. Ответы: 9,12,20,3,23, 18,4,15 Ответы детей: расставить в порядке возрастания и убывания, разбить на группы, увеличить или уменьшить каждое на несколько единиц. | Личностные: -адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: - анализ, синтез, сравнение, классификация; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: -контроль; -коррекция; -оценка. |
4.Актуализация знаний | -Молодцы, ребята! Лунтик считает, что вы готовы к путешествию. Путешествовать мы будем на самолете. скажите , из каких геометрических фигур состоит самолет? И так взлетаем. (Звучит музыка) И вот мы уже у ворот, которые открывают дорогу в страну Геометрию. Чтобы ворота открылись, нужно ответить на несколько вопросов геометрической викторины. Чтобы выбрать ответ, нужно поднять карточку с номером правильного ответа. Если выполнили правильно, поставьте себе в лист оценки зеленый кружок. Если неправильно, то красный. 1. У какой геометрической фигуры есть начало и конец? 1. луч 2. отрезок 3.прямая 2. Сколько вершин у этой ломаной? 1. 7 2.6 3. 5 3. На сколько углов в семиугольнике больше, чем в треугольнике? На 2 На 3 На 4 4. Четыре вершины, четыре угла, У каждой есть своя сторона. Противоположные стороны могут быть равны, А могут быть и разной длины. Квадрат. Прямоугольник Четырехугольник. Сколько спряталось треугольников на чертеже? 4. 5 6 - Молодцы, ребята! Наш самолет взлетел, и мы вместе с Лунтиком летим в страну Геометрию. | Ответы: 1. 2 2. 1 3. 3 4. 3 5. 2 | Познавательные: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: -контроль; -коррекция; -оценка. |
5. Изучение нового материала | Мы приземлились в необычном городе. Интересно, как он называется? -Что вы видите на слайде? ( и на листочках у детей) Попробуйте назвать одним словом. -Чей ответ вы считаете более удачным, более точным? Докажите свое мнение. Это город ломаных линий. -Как вы думаете, какая фигура лишняя? Докажите. -Вспомните, какую линию мы называем ломаной? -Давайте найдем длину незамкнутой ломаной. Что для этого нужно сделать? - -Выполняйте. -Какой результат у вас получился? 3+2+2=7 см -Кто правильно сделал, поставьте себе в лист оценки зеленый кружок. - Что представляет собой граница треугольника? -А можно ли вычислить длину второй, но уже замкнутой ломаной. -Что для этого нужно сделать? - Выполняйте. 3+2+2=7 см -Кто правильно сделал, поставьте себе в лист оценки зеленый кружок. -Сравним результаты. Почему они одинаковые? - А чем отличаются ломаные? -Рассмотрим третью фигуру. Как она называется? - Сможем ли мы найти длину границ прямоугольника? - Что для этого нужно сделать? - Выполняйте. 3+ 2 + 3+2= 10 см -Кто правильно сделал, поставьте себе в лист оценки зеленый кружок. - Так что же представляет собой граница любого многоугольника? Мы умеем находить длину ломаной. Значит, мы умеем находить и длину границы …(многоугольника). - Кто уже догадался, что такое периметр7 | Дети отвечают. -На слайде изображены фигуры. - На слайде изображены геометрические фигуры. -Это ломаные линии. Дети доказывают. -Я считаю, что все ответы верны. -Я считаю, что второй более точный, т.к. треугольник, четырехугольник и ломаная-это геометрические фигуры. -Я думаю, что лишняя фигура под №1, т.к. это незамкнутая линия, а остальные замкнутые. -Я считаю, что №3, т.к. у нее 4 звена, а у остальных 3. Отвечают: -Это линия, состоящая из отрезков, которые соединены между собой. Она состоит из звеньев. Конец одного звена является началом другого. - Измерить все звенья, затем выполнить сложение Выполняют задание. 10см Замкнутую ломаную. Снова измерить все звенья (стороны), затем выполнить сложение. -Длины звеньев одинаковые, поэтому суммы одинаковые. - Первая незамкнутая, вторая замкнутая. Замкнутая ломаная или прямоугольник. - Да. Снова измерить все звенья (стороны), затем выполнить сложение. -Замкнутую ломаную. | Познавательные: -анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -аргументация своего мнения; -учет разных мнений. Регулятивные: -выполнение пробного учебного действия; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Изучение нового материала | - Чтобы разобраться с этим, мы летим дальше. Перед нами три королевства. У какого королевства самая длинная граница? Выполним задание из учебника стр 54. №2. Работу будем выполнять по рядам. Первый ряд находит границу Королевства треугольников, второй ряд – Королевства прямоугольников. Третий ряд – Королевства квадратов. Что для этого нужно сделать? Работаем в парах. Записываем решение в тетрадь. Сравниваем полученные результаты. Проверка на слайде. 5+5+5= 15 7+3+7+3=20 4+4+4+4+ 16 -Кто правильно сделал, поставьте себе в лист оценки зеленый кружок. | - Сложить длины сторон. | Познавательные: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: -контроль; -коррекция; -оценка. |
Введение понятия периметр | - Ребята, кто-нибудь теперь догадался, что такое периметр? Оказывается, мы с вами находили периметр многоугольника. Сравним свой вывод с учебником на стр. 54. Длина границы многоугольника называется периметром многоугольника. - Мы с вами путешествуем дальше. Впереди показался город. Он назывется также, как и новое математическое понятие, с которым мы сейчас познакомились. - Накануне мы с Дианой повели мини-исследование и узнали, откуда появилось слово «ПЕРИМЕТР». Это слово пришло к нам из Египта. Там протекает самая длинная река в мире Нил, которая один раз в год разливается. После каждого разлива Нила египтянам приходилось раньше заново разбивать поля на участки, находить их границы.). Египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «ПЕРИМЕТР»: пери-ходить, а метрос-измерять. | Рассуждают, сравнивают свой вывод с выводом в учебнике. -Периметром. Ученица рассказывает у доски. | Познавательные: -формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений; -подведение под понятие, выведение следствий. Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Первичное закрепление. | - Ребята, как вы думаете, наших новых знаний достаточно, чтобы помочь Лунтику? Тогда возвращаемся домой. - У вас на парте лежит геометрическая фигура. Как она называется? - Перед вами не простой четырехугольник, а выкройка для салфетки, которую хочет Лунтик подарить бабушке Капе. Лунтик не знает, сколько кружева нужно купить на одну салфетку. Сможем ли мы им помочь рассчитать, сколько нужно кружева? - С чего начнём работу? - Что сделаем потом? - Затем? - Итак, у нас получился план: (слайд) а) измерим длину сторон фигуры б) сложим результаты измерений в) проверим себя. - Что делаем первым шагом? - Сколько сторон у многоугольника? (4) - Сколько измерений нужно сделать? (4) Измерьте. - Какова длина сторон? - Что делаем вторым шагом? -Запишите решение в тетрадь (две пары работают у доски) Проверим. Кто правильно сделал, поставьте себе в лист оценки зеленый кружок. -Почему решения разные? - Сколько же нужно кружева на одну салфетку? - Согласны ли вы с ответом? -А как еще мы можем проверить правильность наших вычислений? -Проверьте этим способом. В каких случаях в жизни приходится находить периметр? (Забор вокруг огорода, Щиты – ограждения вокруг хоккейного поля.) | Да Отвечают: - Четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник. Рассуждают: -Измерим стороны. -Сложим результаты измерений -Проверим себя -5,10,5,10см -Складываем. 5+5+10+10=30 10+5+10+5=30 -От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. -30см -Расправить проволоку в одну линию и измерить. (Иллюстрации на слайде) | Познавательные: -подведение под понятие; -постановка и формулирование проблемы; -структурирование знаний; -выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -учет разных мнений |
Итог урока. Рефлексия | -На какой вопрос искали ответ на уроке? -Что такое периметр? -Где полученные знания могут пригодиться в жизни? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем ещё надо поработать? -Оцените свою работу на уроке. | | Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: учет разных мнений, умение отвечать на вопросы, соблюдение норм речевого этикета. |