Разработка урока математики
1 класс
Тема: Сантиметр
Тип урока. Урок «открытия » нового знания.
Цель: путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
- Задачи:
- обучающие
ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога; организовать работу по обучению умению анализировать представленный материал путем наблюдения; учить измерять и сравнивать длину предметов разными способами;
-развивающие
способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
-воспитательные
воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.
УУД:
Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании
помощи товарищам
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД : создание и нахождение путей выхода из
проблемной ситуации; выполнение действий по
заданному алгоритму, выполнение заданий с
использованием материального объекта (линейки)
РегулятивныеУУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий, умение планировать работу
КоммуникативныеУУД: сотрудничество учеников в паре,
планирование совместной деятельности,
взаимоконтроль
Предметные УУД: познакомить учащихся с единицей длины «сантиметр»,
научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью линейки; формирование умений находить выход из
проблемной ситуации; формирование умений моделировать задачи.
Методы обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог,
подводящий к теме диалог, частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный. беседа
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная , индивидуальная.
Средства обучения: М.И.Моро «Математика» - учебник для 1 класса, ч.1
разрезные ,цветные полоски демонстрационные и для
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент )
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Всё ль на месте?
Всё ль готово?
Ну-ка улыбнитесь,
А теперь - садитесь!
2. Актуализация учебной деятельности
Звучит песня из м/ф «38 попугаев» «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно»
- Кто узнал героя, исполняющего эту песню? (мартышка)
- Каких ещё героев этой сказки вы знаете?
- Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Герои этой известной всем сказки пришли к нам на урок.
- Вы знаете, что в этой замечательной книге мартышка проводит зарядку для своих друзей, а сегодня она хочет провести зарядку для нас. Гимнастику для ума.
Устный счет
1 задание – разминка
– Назовите геометрическую фигуру у Мартышки
- Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?
2 задание.
– Каких чисел нет в этом ряду?
- Засели домики.
– Назови соседей числа 1,2.3,4.
3 задание
– Помогите Мартышке решить цепочку примеров.
3. Подготовка к активной учебной деятельности.
– Посмотрите на полоски на слайде. Сравните их.
– Каким способом сравнивали? (На глаз.)
-Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру) -Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом) -Совпали? -Теперь положите полоски обратной стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена.-Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное). -Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске). - Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Слово длинное, сокращенно см. - Кто знает, как измерять длину отрезков? -Какие есть инструменты для измерения длины? Учитель предлагает выбрать предметы, с помощью которых можно измерить длину. Индивидуальные карточки (треугольник, линейка, термометр, раскладной метр) -Рулетка, линейка, сантиметр- это нужные нам инструменты? |
- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. Так кто догадался, какая тема нашего урока? (Сантиметр) - Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? Демонстрирует как с помощью линейки измерить отрезок. Знакомит с меркой. |
- Вернёмся к нашим сказочным героям.
– Вспомните, что хотел узнать удав?
– Кто из друзей ему помог? Как?
– Кем был измерен удав?
38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.
– Почему удав получился разной длины? (разные мерки)
– Какой вывод сделаете? (Разная мерка – разная длина.)
ФИЗМИНУТКА
7. Постановка темы и цели урока
Откройте учебник на странице 66
- Прочитайте тему нашего урока. (Сантиметр.)
– Какую учебную цель вы перед собой поставите? (прочитать в учебнике)
Работа с учебником
Рассмотрите отрезок, равный 1 см
-Сколько клеточек он занимает? (1)
-Можно ли отмерить1см без линейки? (можно, используя 2 клеточки в тетради. 1см равен 2 клеточкам)
- Определите длину отрезков. Для этого посчитайте сколько раз по две карточки содержится в их длине.
- Чему равна длина розового отрезка? (4 см)
- Чему равна длина зелёного отрезка? (3 см)
- Чему равна длина синего отрезка? (2 см)
- Чему равна длина оранжевого отрезка? (3 см)
Можно ли таким способом измерить длину чёрных отрезков? (одного можно, а другого нельзя)
-Почему? (нарисован не по клеточкам)
- Оказывается не всегда подходит такой способ измерения отрезков. Тогда и придёт на помощь линейка.
- Посмотрите на отрезки нарисованные ниже.
- Чему равна длина красного отрезка? (7 см)
- Почему вы легко ответили на вопрос? (он уже разделён на сантиметры)
- Чему равна длина зелёного отрезка? (5 см)
- Чему равна длина голубого отрезка? Какой инструмент помогает измерить отрезок ? (линейка )
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Мартышка показывает вам как нужно прикладывать линейку, чтобы правильно измерить отрезок.
(Линейку приложить к отрезку так, чтобы штрих с цифрой 0
совпадал с началом отрезка. Другой конец покажет на число – это
и есть длина отрезка)
- Проверьте свою работу по эталону.
8. Закрепление изученного
Мартышка и слонёнок предлагают нам поработать в прописях ст 24. (длина красного и зелёного карандаша одинаковая значит длина отрезков тоже)
10. Итог урока. Рефлексия
– Кто был у нас в гостях?
– С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?
– Что было легко?
– Что было трудно?
– Герои мультфильма благодарят вас за работу.