Рабочие материалы к уроку географии в 9-м классе по теме «Хозяйство Поволжья»,совмещенные с подготовкой к ОГЭ.
«Хозяйство Поволжья»
Цель: Изучить ведущие отрасли хозяйства Поволжья и факторы их размещения.
Задачи и планируемые результаты:
Предметные- уметь объяснять особенности хозяйства и ведущие отрасли.
Метапредметные -работа с текстом, приложением,атласом.
а) регулятивные: умение самостоятельности,планирование работы,цель,тема,вывод.
б) познавательные: поиск необходимой информации,работа с содержанием. Умение обобщать,сравнивать,отбирать информацию.
в) коммуникативные: работа в группе,умение дискутировать и отстаивать точку зрения,опираясь на факты.
Личностные-повышение интереса к изучению премета, подготовка к ОГЭ.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация.
Мы продолжаем изучать Поволжский экономический район. Начать урок я хочу с видеоролика «Поволжье» на стихи Александра Кашунина.
Поволжье
Обочины дороги в васильках,
а справа, слева протянулись нивы,
здесь ширина полей и Родины размах,
здесь сердце и душа моей РОССИИ!
Огромные просторы, неба даль,
цветущие сады до горизонта,
здесь Волга-мать - история страны,
прекрасная земля, большое солнце!
Велик народ, велика та страна,
которая сплотила воедино,
седой Урал и Северный Кавказ,
Камчатку и Центральную Россию.
II. Целеполагание—описание районов из 30-го задания КИМов.
Для совместного целеполагания учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе даю задание (на определение региона по описанию.)
1 группа. Особенностью этой области является наличие выхода к побережью Каспийского моря и положение в нижнем течении одной из крупнейших рек России. Граничит с одной из стран СНГ. Большую часть ее территории занимает низменность. Имеются месторождения природного газа и газового конденсата, поваренной соли. Большое значение имеет рыбный промысел. В летнее время область обеспечивает страну томатами, арбузами и дынями. (Астраханская обл.)
2 группа. Эта республика расположена в европейской части России. Её территория имеет выход к Каспийскому морю. Основную часть площади занимают равнины. Большинство рек субъекта являются пересыхающими, часто горько-солеными. Основная проблема опустынивание. Большинство верующих данной республики исповедуют буддизм. ( Республика Калмыкия).
3 группа. Эта область расположена в европейской части страны. Её территория не имеет выхода к морям, но имеет выход к государственной границе России с одной из стран СНГ. Волга делит территорию этой области на две части, на возвышенную правобережную и левобережную низменную. Административный центр области является крупным транспортным узлом — это речной порт, он стоит на пересечении железных и автомобильных дорог, через него проходят газопроводы. Большинство верующих – православные. Главный город был заложен как город-крепость в 1590г. для охраны волжского пути на правом берегу Волги.(Саратовская обл.)
4 группа. Эта область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины , юг области расположен на Скифской плите. Является главными воротами на юг России на Иран, Кавказ, Украину и Казахстан. Административным центром этой области является известный город-герой, менявший свое название три раза. ( Волгоградская область)
Вопрос.(подвожу ребят к теме) Как вы думаете , почему сложно было определить регион сразу? Чего не хватает в описании? (ответ ребят- отраслей хозяйства, выпускаемой продукции).
Следовательно,о чем должны мы сегодня поговорить? О хозяйстве Поволжья. Что и является нашей темой.
Цель урока : охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации , проблемы Поволжского экономического района.
III. Изучение нового материала.
Хозяйство района стало крупным промышленным районом в годы ВОВ
Говорю о ТЭК (каскад ГЭС, мощных ТЭС и АЭС(Балаково)
Привлекаю внимание к атласу,указывая на цвет значков.Предлагаю обратить внимание на красные обозначения. Прошу прочитать стр 261 о выпускаемой продукции в городах Поволжья.
Затем делю класс на первоначальные 4 группы и предлагаю каждой группе по одной отрасли хозяйства.(ТЭК, машиностроение,химическая пром-ть и АПК)
Заслушиваю группы.
Работа в группах ( 4 группы по 1 отрасли - машиностроение, химическая промышленность, ТЭК, сельское хозяйство ).
Подводим итог. Использую технические средства.
ТЭК -показываю приготовленный слайд
Машиностроение-картинка специализации автомобилестроения
АПК—показываю карту специализации сельского хозяйства Поволжья
Химическая промышленности-показываю видеофрагмент.
Пищевая промышленность
Особая роль-рыбная промышленность- готовый слайд.
IV.Обощение о значимости района в стране и беседа о проблемах района.
Рефлекия. Что узнали. О чем говорили. Составление СИНКВЕЙНА
(Волга
Развитый,приграничный
Производит,выращивает,славится
Волга-автомобильный цех страны.
Волга-район.
Вернемся к началу урока: 30-е задание КИМы ОГЭ. На основе изученной темы разбираю пару-тройку заданий.
Поставьте смайлик!
Задание на дом: пар.43 . По экономической карте Поволжского района, параграфу учебника , определить центры отраслей и выпускаемую продукцию, заполнить таблицу.