СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока " Хозяйство Поволжья"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие материалы к уроку географии в 9 классе по теме "Хозяйство Поволжья",совмещенное с подготовкой к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Хозяйство Поволжья"»


Рабочие материалы к уроку географии в 9-м классе по теме «Хозяйство Поволжья»,совмещенные с подготовкой к ОГЭ.

«Хозяйство Поволжья»

Цель: Изучить ведущие отрасли хозяйства Поволжья и факторы их размещения.

Задачи и планируемые результаты:

  1. Предметные- уметь объяснять особенности хозяйства и ведущие отрасли.

  2. Метапредметные -работа с текстом, приложением,атласом.

    а) регулятивные: умение самостоятельности,планирование работы,цель,тема,вывод.

    б) познавательные: поиск необходимой информации,работа с содержанием. Умение обобщать,сравнивать,отбирать информацию.

    в) коммуникативные: работа в группе,умение дискутировать и отстаивать точку зрения,опираясь на факты.

  3. Личностные-повышение интереса к изучению премета, подготовка к ОГЭ.


Ход урока.


I. Организационный момент. Мотивация.

Мы продолжаем изучать Поволжский экономический район. Начать урок я хочу с видеоролика «Поволжье»  на стихи Александра Кашунина.

Поволжье

Обочины дороги в васильках,

а справа, слева протянулись нивы,

здесь ширина полей и Родины размах,

здесь сердце и душа моей РОССИИ!

Огромные просторы, неба даль,

цветущие сады до горизонта,

здесь Волга-мать - история страны,

прекрасная земля, большое солнце!

Велик народ, велика та страна,

которая сплотила воедино,

седой Урал и Северный Кавказ,

Камчатку и Центральную Россию.


II. Целеполагание—описание районов из 30-го задания КИМов.

Для совместного целеполагания учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе даю задание (на определение региона по описанию.)

1 группа. Особенностью этой области является наличие выхода к побережью Каспийского моря и положение в нижнем течении одной из крупнейших рек России. Граничит с одной из стран СНГ. Большую часть ее территории занимает низменность. Имеются месторождения природного газа и газового конденсата, поваренной соли. Большое значение имеет рыбный промысел. В летнее время область обеспечивает страну томатами, арбузами и дынями. (Астраханская обл.)



2 группа. Эта республика расположена в европейской части России. Её территория имеет выход к Каспийскому морю. Основную часть площади занимают равнины. Большинство рек субъекта являются пересыхающими, часто горько-солеными. Основная проблема опустынивание. Большинство верующих данной республики исповедуют буддизм. ( Республика Калмыкия).


3 группа. Эта область расположена в европейской части страны. Её территория не имеет выхода к морям, но имеет выход к государственной границе России с одной из стран СНГ. Волга делит территорию этой области на две части, на возвышенную правобережную и левобережную низменную.  Административный центр области является крупным транспортным узлом — это речной порт, он стоит на пересечении железных и автомобильных дорог, через него проходят газопроводы. Большинство верующих – православные. Главный город был заложен как город-крепость в 1590г. для охраны волжского пути на правом берегу Волги.(Саратовская обл.)


4 группа. Эта область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины , юг области расположен на Скифской плите. Является главными воротами на юг России на Иран, Кавказ, Украину и Казахстан. Административным центром этой области является известный город-герой, менявший свое название три раза. ( Волгоградская область)


Вопрос.(подвожу ребят к теме) Как вы думаете , почему сложно было определить регион сразу? Чего не хватает в описании? (ответ ребят- отраслей хозяйства, выпускаемой продукции).

Следовательно,о чем должны мы сегодня поговорить? О хозяйстве Поволжья. Что и является нашей темой.


Цель урока : охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации , проблемы Поволжского экономического района. 

III. Изучение нового материала.

Хозяйство района стало крупным промышленным районом в годы ВОВ

  1. Говорю о ТЭК (каскад ГЭС, мощных ТЭС и АЭС(Балаково)

  2. Привлекаю внимание к атласу,указывая на цвет значков.Предлагаю обратить внимание на красные обозначения. Прошу прочитать стр 261 о выпускаемой продукции в городах Поволжья.

  3. Затем делю класс на первоначальные 4 группы и предлагаю каждой группе по одной отрасли хозяйства.(ТЭК, машиностроение,химическая пром-ть и АПК)

  4. Заслушиваю группы.

Работа в группах ( 4 группы по 1 отрасли - машиностроение, химическая промышленность, ТЭК, сельское хозяйство ).

  1. Подводим итог. Использую технические средства.

    ТЭК -показываю приготовленный слайд

    Машиностроение-картинка специализации автомобилестроения

    АПК—показываю карту специализации сельского хозяйства Поволжья

    Химическая промышленности-показываю видеофрагмент.

    Пищевая промышленность

    Особая роль-рыбная промышленность- готовый слайд.


IV.Обощение о значимости района в стране и беседа о проблемах района.


  1. Рефлекия. Что узнали. О чем говорили. Составление СИНКВЕЙНА

    (Волга

    Развитый,приграничный

Производит,выращивает,славится

Волга-автомобильный цех страны.

Волга-район.

Вернемся к началу урока: 30-е задание КИМы ОГЭ. На основе изученной темы разбираю пару-тройку заданий.

Поставьте смайлик!

Задание на дом: пар.43 . По экономической карте Поволжского района, параграфу учебника , определить центры отраслей и выпускаемую продукцию, заполнить таблицу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!