СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории для 10 класса "Северная война 1700 – 1721гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории "Северная война 1700 – 1721гг."

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории для 10 класса "Северная война 1700 – 1721гг."»

Северная война 1700 – 1721гг.

Цель урока:

  1. познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;

  2. охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;

  3. оценить значение победы в Северной войне для России.



Задачи урока:

Образовательная – познакомить с основными событиями Северной

войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ,

активизировать познавательную активность учащихся.

Воспитательная - воспитание интереса к предмету и чувств

патриотизма, гордости за свою Родину.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты,

устанавливать причинно-следственные связи,

продолжить формирование умений работать с

литературой.


Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Оборудование урока:

Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»

Компьютер, проектор.

Презентация «Северная война».

Раздаточный материал (карточки-задания).


Ход урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века.


Вспомним первые реформы Петра – необходимость или личная прихоть царя?

(ответы)

ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ


Продолжим речь о петровских реформах.

Речь пойдет о Северной войне (слайд №1).

Мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим и определим самостоятельно этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. Для лучшего усвоения материала, а также для закрепления полученных знаний будем заполнять таблицу «События Северной войны»


В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи (слайд №2):

Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую?

Что было сделано для её решения?

Когда и как закончилась эта война?

Вспомните дальнейшее действие Петра I.


Во время Великого посольства Петр привез из Европы тайную договоренность с некоторыми северными странами о борьбе против Швеции.

И Петр сумел заключить Северный союз 1699—1700 годов — между Русским царством, Речью Посполитой, Данией и Саксонией против Швеции в результате российской дипломатической миссии в Европу (Великое посольство). В частности, был заключён русско-польский договор.

(слайд № 3).

Чтобы определить, что их объединило, давайте найдем их на карте (один ученик работает у карты, в конце учебника, третья по счету).

Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной политикой Швеции. Поэтому причинами создания союза и ведения войны стали следующие причины (слайд № 4).

А как вы считаете, кто бы мог стать союзников Швеции из европейских государств? (работа с картой)

Действительно существовал Союз морских держав, созданный в 1698 году, в него входили Швеция, Великобритания и Голландия. Но Великобритания, Австрия, Голландия и Франция оказались втянутыми в борьбу за «испанское наследство», что было правильно расценено Петром I для начала войны против Швеции.

Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? (слайд № 5).

Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность.

Россия имела армию численностью в 200 тыс. человек.


Историческая справка:

Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по составу сил (слайд № 6): кроме казаков, башкир, она состояла из трех различных элементов. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское ополчение), вербуемая по долгу перед отечеством из землевладельцев (помещиков). С 1550-х годов эта служба была укреплена стрельцами, но они стали только не надежны, о чем свидетельствовали стрелецкие бунты. Наконец, имелись полки «нового строя», организованные на манер западноевропейских сил и руководимые преимущественно иностранными офицерами, доверие к которым было небольшим.

Первый шаг к превращению России в великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года (слайд №7). Петр издал приказ относительно набора на военную службу в крупном масштабе из добровольцев и рекрутов-крестьян (слово рекрут определяется в словаре), а также о формировании из них новых полков. Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату – 11 рублей в год вместе с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом изменить армию.

К этому можно добавить ещё то, что Россия имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.

Так была ли Россия готова к войне со Швецией?

(ответы учеников)


Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов, которые определялись местом военных действий.


Война началась для союзников следующим образом (слайд № 8):

Польша – февраль 1700 г., вторжение в Лифляндию и осада Риги.

Дания – март 1700 г., вторжение на территорию Гольштейна.

Россия – август 1700 г., осада Нарвы.


Найдите на карте перечисленные территории военных действий.

Какие выводы можно сделать из этого?

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны. Перейдем к определению первого этапа войны (слайд № 9). Определить, как называется этот этап, нам поможет знакомство со следующими событиями.

При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России.


Чтобы определить название второго этапа, нужно вспомнить ещё одного союзника.

Действительно, до вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление (слайд № 10).

Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов ), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.


Первые победы не заставили себя ждать (слайд № 11).

В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал : «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен».

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт - Петербург.

Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».

Все перечисленные территории находим на карте

Задание: проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.

ИТОГ: Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке.

Так закончился второй этап войны.


24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный (тайный) мирный договор с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию. Начинается третий этап – (слайд №13).

Как вы считаете, какое название можно дать этому этапу?


В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые для шведов последствия. Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии».


ПОЛТАВА
Полтавская битва (слайд № 13). План шведского короля — достигнуть Москвы через Смоленск — был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на три месяца (апрель — июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению.


Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.

В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение.

На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута (слово редут определяется в словаре) перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов — до 30 тыс. человек. Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона.

Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии.

27 июня (8 июля) в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй — конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва. Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь соя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».


Если рассматривать весь ход сражения, то можно выделить следующие этапы.

Первый этап: бой русской конницы и Белгородского пехотного полка, как итог - шведы овладели лишь двумя передними редутами, которые не были достроены, прорвали поперечные редуты, оказавшись своим правым флангом в 90—100 шагах от русского укрепленного лагеря, но, встретив сильный фланговый картечный огонь батарей, в беспорядке бросились к Будищенскому лесу.


Второй этап битвы — столкновение главных сил. В бой была введена пехота, на флангах размещалась конница. В резерв были выделены девять батальонов и несколько сот человек из дивизий, который оставался в лагере. Артиллерия под начальством генерала Брюса располагалась впереди по всему фронту. Всей пехотой командовал фельдмаршал Шереметев. Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.

Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены. Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.


Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Так начался четвертый этап войны (слайд №18).


Название этого этапа вы определите после знакомства с ним.

в 1710 новая война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести:

- требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;

- подстрекательство Турции со стороны западных держав;

- захват Азова в 1696 году;

- появление русского флота в Азовском море.

Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай (Прутский поход), стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши.
       Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Согласно существующей легенде, сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым.
       Золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России (слайд № 21). По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон и Сакмара. Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.

Как же назывался этот этап войны? (слайд № 22).


Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?

Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море.


Выберите правильный вариант дальнейших действий Петра I (слайд № 23):

А) Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться.

Б) Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.

В) Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.

Чаще всего учащиеся выбирают ответ Б, поэтому учителю можно сообщить о попытке высадить десант (слово определяется в приложении 2) в 1716 году, который был сорван из-за бездействия союзников.

 Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713—1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море (слайд № 24). Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) и Гренгамское сражение (27 июля 1720 г.). Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией. Так начинается пятый этап войны – заключительный.

Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII?

Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции, ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I. Как доказательство этому служит Гренгамское сражение, в котором на глазах британцев русские галеры под командованием М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли. Начавшись на суше, Северная война завершилась на море. Не надеясь больше на свои возможности (слайд № 24), шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому

  • к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;

  • к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли.

Значение Северной войны трудно переоценить (слайд № 26). Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой. В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.


А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее? Что помогло России выиграть, несмотря на первые проигрыши и распад Северного союза? Остались ли ещё нерешенные внешнеполитические задачи?

А узнать, как вы запомнили события войны, вам поможет задание № 3 (приложение 1)

Вот и закончился славный период нашей истории, но это было только начало великих дел великого человека.

Домашнее задание (слайд № 27): составить таблицу основных событий Северной войны. Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору).

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!