СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока и презентация урока по теме "Соседи восточных славян"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме того, в данной папке находится рабочий лист, котрый можно использовать как для групповой, так и для индивидуальной работы. Красивая презентация.

Просмотр содержимого документа
«рабочий лист с ответами»



С.


Финноугорские племена


Балтийское

(Варяжское )

море












ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА

Восточные славяне

12-15 племен

З. Колонизация- Булгары В

мирное освоение территории.








Хазары.


Авары









Византия






Ю



Карта схема, заполненная учениками, после работы с учебником.


С.

Финноугорские племена

Язычники,

растворились среди славян.


Балтийское

(Варяжское )

Море

Балты, Бог Перкуль

Язычники

Земледелие,скотоводство,

охота,рыболовство,

собирательство,

домашнее ремесло.







З



ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА

Восточные славяне

12-15 племен

Колонизация-

мирное освоение территории.

Хазары брали дань.







Булгары

Волжская Булгария

Крепость Казань,В

ислам,

земледелие и

скотоводство


Авары

Аварский каганат

Кочевое скотоводство, набеги
























Византия

Византийская империя, Константинополь –Царьград

Христианство, торговля, ремесло,

Культурное и экономически развитое государство

Хазары.

Хазарский каганат

Итиль

Ислам

Скотоводство,

торговля и набеги

Ю


Просмотр содержимого документа
«конспект»

"Соседи восточных славян"

Цели урока:

  • Закрепиться  у учеников общее представление о предках славянах.

  • Познакомиться с племенами  соседей, окружавших племена славян.

Оборудование урока:

  • карта Восточные славяне и их соседи (атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI  века)

  • мультимедийное оборудование

  • карточки-задания для проверки домашнего задания

План урока:

  1.  Проверка домашнего задания по теме: Восточные славяне.

    • Блиц

    • Загадки с картинками

    • Письменные загадки

  2. Изучение новой темы, используя карту схему.

    • Карта схема, заполняемая с учителем

    • Карта схема, заполняемая самостоятельно при помощи учебника.

  3. Объяснение домашнего задания.

1.  Вступительное слово учителя

На прошлом занятии мы познакомились со славянскими племенами, их обычаями и нравами. Повторим домашний материал, используя блиц-опрос и карту:

А) Большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена , говорившие на одном языке. ( индоевропейцы)
Б) Через четыре тысячи лет тому произошло выделение племен(балтославянские)
В) К   V веку племена разделились ( балтов и славян)
Г)  В V веке славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. ( три ветви – западную, восточную, южную)

Учитель:  Вспомним особенности быта и нравов славян. В качестве вопросов предлагаются иллюстративные загадки. Загадку нужно отгадать и прокомментировать известной вам информацией из учебника, энциклопедии, Интернета.


Слайд

Вопрос учителя

Примерный ответ ученика

№1

Стихотворение – характеристика славян.

 

№2

Эти люди отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них русые  волосы, румяное лицо и серые глаза

Славяне.

№3

Жили в домах,  стены которого,  делались из дерева. Внутри дома скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева.

Дом-полуземлянка.
Дом

№3

Обычно селились по берегам рек и озер, потому что

Занимались рыболовством
Река служила природной защитой от врагов и животных.

№4

 Очень часто славяне ходили в лес, что позволяло

Охотиться
Собирать ягоды и грибы
Бортничество

№5

Орудия труда, которые кормили славянина целый год

Соха и борона
Переложная система
Подсечно-огневая система

№6

Орудие труда, которое могло пригодиться во время жатвы

Серп

№7

Занятие людей, которые позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой

Гончарное ремесло
Кузнечное дело

№8

Заботились славяне и своей души и к богам обращались, в этом им помогали специальные люди

Волхвы или кудесники

№9

Священное место, где славяне совершали свои обряды
Изображение бога

Капище
Идол

№10

 Бог -повелитель ветра.
А в виде этого существа славяне представляли души умерших детей и утонувших женщин 

Стрибог
 Русалка

№11

Бог молнии и грома (войны и оружия)

Перун

№12

Управление

Старейшина
Вече
Народное ополчение

Учитель: Во время просмотра презентации и отгадывания загадок мы повторили все новые слова, которые встретились вам в домашнем параграфе. Проведем письменную работу на закрепление материала. На проведение письменной работы отводится 5 минут.

2.  Изучение нового материла:

Учитель: Для изучения вопроса о соседях славянских племен нам необходимо начертить схематическое месторасположение географических объектов.

Идет рассказ учителя, какие народы, где располагались и ученики на листе А-4 чертят карту схему месторасположения народов соседей-славян.  Учитель:

1.Славяне занимали Восточно-Европейскую равнину. Продвигались славяне мирно и этот процесс называется – Колонизация.
2. На северо-западе возле Балтийского моря - балты.
3. На северо-востоке лесные жители - финноугорские племена.
4. В VI  на Балканах появляются авары
5. В  VII  от Кубани до Днепра часть булгар на Волгу и Каму, часть  в Европу.
6. В  VII  в Нижнем Поволжье – хазары.

Практическая работа

Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске.

На схематическую карту нанести:

– название государства, города-столицы соседних племен
– подписать религию, которую исповедовали соседние племена
– написать занятия соседей

В зависимости от времени на уроке эту работу можно выполнить на уроке, а можно разбить на части: например государство и города-столицы нанести на карту в классе, а остальное выполнить дома.

Учитель: Итог:  восточнославянские племена жили в окружении многих народов.
Народы  оказывали разное влияние на славян.

Домашнее задание на размышление:

– Какое влияние оказывали на славян племена?

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

“ Утро, пробуждается природа  Первые рассветные лучи  На ворота древнего посёлка  Отблески оставили свои.  Здесь живет народ,  Высокий и красивый, -  Светлоокие и сильные мужи,  Женщины, изящные как ивы,  Дети, словно крепкие дубы”.

Утро, пробуждается природа Первые рассветные лучи На ворота древнего посёлка Отблески оставили свои. Здесь живет народ, Высокий и красивый, - Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные как ивы, Дети, словно крепкие дубы”.

Славянский дом

Славянский дом

Занятия славян

Занятия славян

Орудия труда

Орудия труда

Управление

Управление

Соседи восточных славян

Соседи восточных славян

Работа по стр. 10 - 11 На схематическую карту нанести: – название государства, города-столицы соседних племен  – подписать религию, которую исповедовали соседние племена  – написать занятия соседей

Работа по стр. 10 - 11

На схематическую карту нанести:

– название государства, города-столицы соседних племен – подписать религию, которую исповедовали соседние племена – написать занятия соседей

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Какое влияние оказывали на славян племена?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!