Просмотр содержимого документа
«рабочий лист с ответами»
Просмотр содержимого документа
«конспект»
"Соседи восточных славян"
Цели урока:
Закрепиться у учеников общее представление о предках славянах.
Познакомиться с племенами соседей, окружавших племена славян.
Оборудование урока:
карта Восточные славяне и их соседи (атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века)
мультимедийное оборудование
карточки-задания для проверки домашнего задания
План урока:
Проверка домашнего задания по теме: Восточные славяне.
Блиц
Загадки с картинками
Письменные загадки
Изучение новой темы, используя карту схему.
Карта схема, заполняемая с учителем
Карта схема, заполняемая самостоятельно при помощи учебника.
Объяснение домашнего задания.
1. Вступительное слово учителя
На прошлом занятии мы познакомились со славянскими племенами, их обычаями и нравами. Повторим домашний материал, используя блиц-опрос и карту:
А) Большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена , говорившие на одном языке. ( индоевропейцы)
Б) Через четыре тысячи лет тому произошло выделение племен(балтославянские)
В) К V веку племена разделились ( балтов и славян)
Г) В V веке славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. ( три ветви – западную, восточную, южную)
Учитель: Вспомним особенности быта и нравов славян. В качестве вопросов предлагаются иллюстративные загадки. Загадку нужно отгадать и прокомментировать известной вам информацией из учебника, энциклопедии, Интернета.
Слайд | Вопрос учителя | Примерный ответ ученика |
№1 | Стихотворение – характеристика славян. | |
№2 | Эти люди отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них русые волосы, румяное лицо и серые глаза | Славяне. |
№3 | Жили в домах, стены которого, делались из дерева. Внутри дома скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. | Дом-полуземлянка. Дом |
№3 | Обычно селились по берегам рек и озер, потому что | Занимались рыболовством Река служила природной защитой от врагов и животных. |
№4 | Очень часто славяне ходили в лес, что позволяло | Охотиться Собирать ягоды и грибы Бортничество |
№5 | Орудия труда, которые кормили славянина целый год | Соха и борона Переложная система Подсечно-огневая система |
№6 | Орудие труда, которое могло пригодиться во время жатвы | Серп |
№7 | Занятие людей, которые позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой | Гончарное ремесло Кузнечное дело |
№8 | Заботились славяне и своей души и к богам обращались, в этом им помогали специальные люди | Волхвы или кудесники |
№9 | Священное место, где славяне совершали свои обряды Изображение бога | Капище Идол |
№10 | Бог -повелитель ветра. А в виде этого существа славяне представляли души умерших детей и утонувших женщин | Стрибог Русалка |
№11 | Бог молнии и грома (войны и оружия) | Перун |
№12 | Управление | Старейшина Вече Народное ополчение |
Учитель: Во время просмотра презентации и отгадывания загадок мы повторили все новые слова, которые встретились вам в домашнем параграфе. Проведем письменную работу на закрепление материала. На проведение письменной работы отводится 5 минут.
2. Изучение нового материла:
Учитель: Для изучения вопроса о соседях славянских племен нам необходимо начертить схематическое месторасположение географических объектов.
Идет рассказ учителя, какие народы, где располагались и ученики на листе А-4 чертят карту схему месторасположения народов соседей-славян. Учитель:
1.Славяне занимали Восточно-Европейскую равнину. Продвигались славяне мирно и этот процесс называется – Колонизация.
2. На северо-западе возле Балтийского моря - балты.
3. На северо-востоке лесные жители - финноугорские племена.
4. В VI на Балканах появляются авары
5. В VII от Кубани до Днепра часть булгар на Волгу и Каму, часть в Европу.
6. В VII в Нижнем Поволжье – хазары.
Практическая работа
Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске.
На схематическую карту нанести:
– название государства, города-столицы соседних племен
– подписать религию, которую исповедовали соседние племена
– написать занятия соседей
В зависимости от времени на уроке эту работу можно выполнить на уроке, а можно разбить на части: например государство и города-столицы нанести на карту в классе, а остальное выполнить дома.
Учитель: Итог: восточнославянские племена жили в окружении многих народов.
Народы оказывали разное влияние на славян.
Домашнее задание на размышление:
– Какое влияние оказывали на славян племена?
Просмотр содержимого презентации
«презентация»