Тема урока
Гражданское общество и коррупция.
Цели:
- сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества;
- дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность
- развивать умения учащихся анализировать тексты документов, делать выводы, составлять схемы;
Тип урока: урок- обсуждение, с элементами практической работы.
Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в группах.
Основные понятия: гражданское общество, коррупция, коррумпированность.
Оборудование: Презентация, учебник «Обществознание 9 кл.».
Ход урока.
Коррупция «есть корень, из которого вытекает
во все времена и при всяких соблазнах презрение
ко всем законам».
Томас Гоббс
I. Организационный момент.
«… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»
- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор»)
- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета)
- Законно ли в данном случае поступил городничий? Почему?
Борьба с коррупцией выступает актуальной темой на сегодняшний день. Вот сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности. Какое значение имеет гражданское общества в воспитании антикоррупционных настроений.
1.Устный опрос:
-Какое государство называют правовым?
(государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам прав)
-Назовите важнейшие признаки правового государства.
1.1 Правление по закону
1.2 Равенство перед законом
1.3 Выполнимость
1.4 Независимость судебной власти
1.5 Правосудие
1.6 Защита прав человека
-Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.
Что мешает государству стать правовым? (выслушиваются разные варианты ответов)
-российский менталитет
-нежелание бороться за свои права
-незнание своих прав
- «чиновники знают лучше» (граждане надеются не на себя, а на «мудрого» правителя, боятся брать на себя инициативу, не готовы отвечать за последствия своих решений),
-взяточничество и кумовство в государственных структурах.
II. Практическая работа в группах
1 группа. Работа с терминами.
1. Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность
общественных и политических деятелей, государственных чиновников и
должностных лиц.
2. Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или
иными материальными благами.
Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление
служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или
иное незаконное использование своего должностного положения вопреки
законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде
денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
3. Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis — внук, племянник) —
фаворитизм, кумовство (например, при найме на работу), предоставляемый
родственникам или друзьям, вне зависимости от профессиональных
достоинств.
4. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского
общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему
устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию
коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
2 группа Историческая справка о коррупции в России. Составление
кластера «Причины коррупции».
Историческая справка о коррупции в России (заранее подготовленное сообщение)
В России первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.
Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.
Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках. При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.
- Какова была функция Тайной канцелярии? (была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством в донесении и раскрытии преступлений против государства)
- Что означает понятие «фаворит»? (придворный, пользующийся особым доверием монарха, влиянием на внутреннюю и внешнюю политику страны)
В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом (сообщение учащегося):
- Фаворит Елизаветы Петровны канцлер Бестужев-Рюмин был
агентом влияния со стороны британской короны.
- Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый
администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и крупным казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн рублей во время правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.
Составление кластера «Причины коррупции».
1.Бюрократизм при рассмотрении законных просьб граждан
2.Нарушения в государственной, финансовой дисциплине чиновников, слабый
контроль за их деятельностью.
3.Малый доход, низкий уровень жизни
4.Либерализм к проявлениям коррупционной деятельности, слабость институтов
гражданского общества,
3 группа. Найдите высказывания, пословицы, афоризмы о
взяточничестве, коррупции. Прокомментируйте их.
1) Русские народные пословицы
Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество
Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе
Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в
мошенничестве и аферах.
Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с
коррупцией.
2) Разберите картину «Земство обедает» (выборные органы местного самоуправления в России 1860-х)
1. Что такое Земство?
2.Что делают крестьяне?
3. Какой у них вид? Почему?
4. Кто изображен в окне? Что он делает?
5. Почему данную картину можно приписать к проявлению коррумпированности органов власти?
4 группа. Понятие «гражданское общество». Структура и признаки
гражданского общества. ( прием «составление кластера»)
Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных
отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные
интересы и потребности членов общества.
Структура гражданского общества:
общественные объединения и организации;
политические партии и движения;
совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;
система негосударственных средств массовой информации;
семья
церковь
сфера воспитания и негосударственного образования
Признаками гражданского общества являются:
самоуправляемость;
конкуренция;
свободно формирующееся мнение и плюрализм;
полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
гласность и высокая информированность граждан;
многоукладность экономики;
легитимность власти;
сильная социальная политика государства;
Проблемный вопрос: значение гражданского общества в современной
России
III. Для всего класса после обсуждения услышанного и увиденного на уроке проблемный вопрос «Как бороться с коррупцией?». (учащиеся высказывают свои версии) Обсудите в группах и предложите собственные пути решения проблемы.
Предлагаются различные меры противодействия коррупции, например:
1. Внесение в уголовное законодательство страны норм, резко
ужесточающих наказания за коррупционные преступления.
2. Изменение способов подбора людей в органы власти.
3. Создание "кодекса чести для чиновников".
4. Оценка принимаемых и существующих законов на «взяткоемкость»,
«коррупциогенность».
5. Стимулирование деятельности чиновников, делающее невыгодными
различные коррупционные действия и др.
IV.Закрепление:
Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока?
V. Подведение итогов.
1) Вспомните, в каких документах провозглашаются права и свободы
человека? Каким образом коррупция нарушает эти права?
2) Как, на ваш взгляд, можно убедить людей, что борьба
с коррупцией — это не бой с ветряными мельницами?
3) Как вы понимаете слова Д.А.Медведева «Коррупция должна быть не
просто незаконной, а она должна стать неприличной»?
VI. Домашнее задание:
1) В настоящее время имеется опыт работы так называемых «телефонов
доверия», по которым можно сообщить о случаях коррупции. Узнайте, есть ли такая служба в нашем городе. Кто реализует данный проект? Какими
полномочиями обладает эта служба?
2) Какие антикоррупционные меры предложены руководством нашей страны на
современном этапе? Познакомьтесь с документами (см. официальный сайт
Президента РФ и Приложения). Подготовьте свое резюме по их содержанию.
VII.Рефлексия
1. Оцените свою деятельность на уроке
2. Что нового вы узнали