Урок : Антонимы. Определение антонимов в различных литературных жанрах.
Цель: Познакомить учащихся со словами антонимами, учить использовать их в речи.
Оборудование:
Ход урока:
Организация класса ( дети показывают свое настроение)
Целевая установка
-Ребята, мы уже знакомились с интересными словами. Узнали много нового о словах. Есть многозначные слова. Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? (синонимы). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Антонимов». И в этом путешествии мы узнаем новые слова. Вот карта нашего путешествия: 1.Попутчики 2. Противоположные слова 3.Станция загадок 4.Секрет
- Итак, путешествие началось. Как называется наша первая станция? Кто такие попутчики? Узнайте их (показываются картинки с изображением зайца, лисы, медведя, льва, котенка).
-Какие это животные, домашние или дикие? Вот с этими попутчиками мы и отправимся в путешествие.
Станция «Противоположные слова», где нас встречают котенок и лев.
-Давайте опишем их. Какие они по размеру? А по возрасту? Какая у них шерстка? Сравним животных по характеру.
На доске появляется запись:
Котенок Лев
Маленький большой
Молодой старый
Пушистый гладкий
Ласковый сердитый, грозный
-Какие признаки обозначают эти слова? (противоположные)
Итог делают вначале дети, а затем учитель. (Слова, обозначающие противоположные признаки называются антонимами)
Упражнения в подборе антонимов.
-Ребята, котенок очень любит играть в мяч и вас научит. Я называю слово, бросаю мяч, а вы называете противоположное слово и возвращаете мяч: добрый, узкий, горе, свет, утро, новый, поднимать, работать, радоваться, приходить.
Мы покидаем станцию противоположные слова. Что нового вы здесь узнали?
Отправляемся на станцию «Загадок»
-Ребята, вы любите загадки? Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете.
Далеко мой стук слышится вокруг
Червякам я враг, а деревьям друг.
Кто это? Найдите и запишите в тетрадь противоположные слова. (враг-друг)
В сенокос горька, а в мороз сладка. Что это за ягодка? (рябина)
(горька- сладка)
Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (встречает-провожает)
Зимой в поле лежал, а зимой в реку побежал ( снег) (Лежал – побежал)
Вывод: Антонимами могут быть слова, называющие предметы, признаки и действия.
-А теперь давайте сочиним загадку. Помогут нам в этом антонимы, с помощью которых мы опишем предмет, назовем его признаки, по которым вы узнаете, догадаетесь, о ком идет речь.
Посмотрите, кто здесь нарисован? (зайка)
Сочиним загадку про него. Загадка – маленькая задача. В ней мы должны перечислить характерные признаки зайца: размер тела, ног, ушей, хвоста.
Сам какой? А ножки какие? Ушки какие? А хвост какой? (Сам маленький, а ножки большие: ушки длинные, а хвостик короткий). Вот и получилась загадка. Запишем ее и подчеркнем противоположные слова.
Работа по учебнику. Дети в группах
Отправляемся на следующую станцию. Наши попутчики заспорили, какая бывает зима.
Заспорили животные, какая бывает зима.
-Зима бывает голодная, - сказал …. .
-Уж очень длинная зима,- мурлыкал …
-Зима холодная и морозная,- заявила …
-А … подумал и сказал: «Да что вы? Зима теплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь!»
-текст, передающий этот разговор, лежит перед каждым из вас.
-Посмотрите, полный текст или чего-то не хватает в нем?
(Дети читают текст, вставляют слова, затем в парах проверяют, ищут слова синонимы)
А теперь найдите в тексте слова. Обозначающие процесс говорения. (Сказал, мурлыкал, заявил)
-Какие это слова? ( Синонимы.)
-