Урок в 9 классе по подготовке к ГИА
Тема урока: «ЛИШЬ СЛОВУ ЖИЗНЬ ДАНА…»
Убеждена, что главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Именно этому мы должны научить даже наших не самых читающих школьников. Как начинается работа хорошего думающего читателя? Попытаться увидеть отличие художественного словоупотребления от «нормального», пытаться понять, что же «зашифровал» автор в слове-образе. «Раскопки» значения слова, тонкостей его смысла, особенности его употребления в каждом произведении, у каждого автора, совершенно необходимо, если вы действительно хотите научить детей понимать художественный текст.
Богатый материал для этого дает книга «Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы» под научным руководством академика Г.Г. Граник (НПО «Образование от А до Я», Москва, 1999 г.) Она помогает сформировать приемы осознанного чтения, научиться диалогу с художественным текстом, приобрести опыт сопереживания и размышления.
Именно это учебное пособие я использовала на занятиях (в рамках любой из существующих программ, на уроках и факультативах).
I. Урок можно начать с чтения наизусть стихотворения Маршака «Словарь» (учителем или учеником).
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: - Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной.
А древняя рассыпанная повесть.
*Как вы поняли строки поэта? Давайте и мы вместе с искусством возьмем в руки «потайной фонарь» и отправимся в «подвалы слов».
*«Лишь слову жизнь дана…» - такова тема нашей сегодняшней беседы. Откуда эти строки? Вспомним автора (Чтение стихотворения Бунина).
Текст и портрет писателя проецируется на экран.
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
На уроках словесности мы учимся владеть этим бесценным даром – русской речью, словом. Это непросто. Как учимся? У кого? У художников слова.
Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык, без знания которого нельзя правильно прочитать художественный текст (как без знания китайского нельзя прочитать книгу на китайском).
Что же является языком литературы? Вы никогда не замечали, насколько странными кажутся многие тексты, если понимать их буквально? Например: «Осень. В небе жгут корабли…» (Ю. Шевчук). Как это? Разве в небе есть корабли? Какие? Как именно жгут? При чем здесь осень? И так далее…
II. Если считать, что художественная речь – это обычная речь, то странность её бросается в глаза. Художественные средства и разного рода украшения для передачи непосредственной, «голой» мысли, для передачи сообщения совсем не нужны. А для искусства – необходимы. Никакое произведение искусства не может обходиться без художественных средств. Зачем они ему?
Художественные средства – это как бы материал, из которого «сделана» художественность. Искусство предполагает передачу какой-то особой информации, каких-то особых смыслов, которые нельзя передать ничем, кроме искусства. А для передачи этой информации оно нуждается в особых приемах, в особом языке. Такова несколько прямолинейная, но в целом верная схема. Её можно повернуть и наоборот: нет в тексте художественных средств – значит, нет и особой информации, нет и искусства. Это же утверждение еще более категорично, хотя и шутливо высказал Борис Заходер. (проецирование на мультимедийную доску с выделением термином. Чтение).
Литературные тропы
Критик воскликнул, Ушами похлопав: Ну и стихи! Ни сравнений, ни тропов! Что это, - Вы извините – За автор? Нету синекдох, Нету метафор, Ни аллегории- | Как напрямик, Как в учебнике химии. Где у него Хоть одна метатеза? Где она? Где? А нужна до зареза! Образов – фигушки! Спорить напрасно, То, что безобразно – То безобразно! |
Как вы поняли это шутливое стихотворение?
Какие тропы в нем названы? Какие из них вам знакомы. Объясните смысл.
Какие еще тропы и стилистические фигуры вам известны?
Работа с терминами (проецируются на доске названия, их объяснения, примеры из художественной литературы). Эта работа ведется при изучении всего курса. Особенно важна она теперь, когда литературоведческие термины введены в материалы ЕГЭ.
III. Сравнения, метафоры, синекдохи и тому подобное – это все способы сделать слово в художественном тексте «странным», новым, неожиданным и таким образом передать смысл не «напрямик, как в учебнике химии». Художественные средства – это не какой-нибудь «довесок» к содержанию, это само содержание.
«Особый смысл» любого произведения искусства состоит в том, что автор описывает, а в том, как он это делает. Эта мысль, между прочим, принадлежит вовсе не нам, а Пушкину: «Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает».
После Пушкина это мнение выражали другими словами раз, наверное, сто. Владимир Набоков сказал так: «Предмет изображения может быть сам по себе грубым и отталкивающим, а его изображение – художественно выразительным и гармоничным. И это единственное, что по-настоящему имеет значение в литературе». (Слова писателей и их портреты проецируются на доску).
А поэт первой половины XX века Семен Кирсанов выразился еще определеннее:
Я ставлю сущность выше слов,
Но верьте мне на слово:
Смысл не в буквальном смысле слов,
А в превращеньях слова.
Смысл – в «превращеньях»! Что значит «превращенья слова»? Превращенья – это тропы. И – шире – вообще любые «приемы». Метафора, синекдоха, метатеза, параллелизм, инверсия, анафора… Все те художественные средства, которые в традиции школьных учебников расположены в самом конце темы и являются как бы необязательным материалом. А это неправильно. Смысл текста как раз и надо искать в его художественных средствах, в «превращеньях» его языка, в том, как «стихотворец описывает», какие «сцепления» для него важны и какой именно «лабиринт» этих сцеплений он выстроил для читателя.
В основе многих тропов лежит универсальный принцип.
Какой? (сравнение)
Почему?
Используется переносное значение слов. Чтобы перенести название одного предмета на другой, нужно их сравнить, увидеть сходства. Умение сравнивать – замечательное поэтическое качество, его можно и нужно тренировать, как мы тренируем мышцы и память.
Чтение стихотворения Б. Ахмадулиной (текст у каждого на столе и проецируется на доску).
Как никогда, беспечна и добра,
Я вышла в снег арбатского двора,
А там такое было: там светало!
Снег расцветал сиреневым кустом,
И во дворе, недавно столь пустом,
Вдруг от детей светло и тесно стало.
Ирландский сеттер, резвый, как огонь,
Затылок свой вложил в мою ладонь,
Щенки и дети радовались снегу,
В глаза и губы мне попал снежок,
И этот малый случай был смешон,
и всё смеялось и склоняло к смеху.
Как в этот миг любила я Москву
И думала: чем дольше я живу,
Тем проще разум, тем душа свежее,
Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит –
Все есть и воспеванью подлежит,
Что может быть разумней и священней?
День жизни, как живое существо,
Стоит и ждет участья моего,
И воздух дня мне кажется целебным.
Ах, мало той удачи, что – жила,
Я совершенно счастлива была
В том переулке, что зовется Хлебным.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Отчего поэту так весело? (Она умеет радоваться жизни, как ребенок. Видит обыденные мелочи – какие? – и поэтизирует, воспевает их – как? – с помощью сравнений).
Найдите эти сравнения, в чем их особенность?
В стихах Б. Ахмадулиной перечисляются самые обыкновенные, давно всем привычные предметы, в которых, кажется, и нет никакой поэзии…
А вы заметили слово воспеванью? Прочитайте одну строчку из этого стихотворения, которая «воспевает» собаку:
Ирландский сеттер, резвый, как огонь…
Сравнение «как огонь» позволяет включить воображение и увидеть, каким был сеттер: во-первых, резвым, быстрым (это есть в тексте), во-вторых, ярко-рыжим, и в-третьих, скорее всего длинношерстным: наверное, во время бега его шерсть развевалась и была похожа на языки пламени…
Это подтверждает и энциклопедический словарь: «Сеттеры – длинношерстные легавые собаки».
Сравнение, придуманное Б. Ахмадулиной, - замечательное, оно включает сразу три смысла, которые объединяют слова собака и огонь: движение, цвет и форму. Это очень точное сравнение.
А вот еще строчка – «Снег расцветал сиреневым кустом…». Расшифруйте это сравнение.
Как вы понимаете – «День жизни, как живое существо».
Вот видите, какой волшебный и в то же время знакомый мир встает перед нами с помощью художника слова.
IV. Поэтический дар – дар особый. Но каждый из нас где-то в душе поэт. Мы должны хотя бы пытаться использовать художественные средства языка для того, чтобы речь наша стала более яркой, образной.
На экран проецируется видеоряд, звучит аудиозапись «Голоса природы. Шум прибоя».
А теперь попробуйте описать картину моря словами. Постарайтесь создать образ, используя различные тропы.
Готовы? Слушаем 2-3 учащихся.
Почувствовали – картинки у всех разные.
Поэты тоже видят прибой каждый по-своему.Только они умеют выразить это яркими словами-образами.Вот строки разных поэтов (запись на доске):
…плоские ступени длинных волн…(Н. Матвеева)
…оскаленный гребень прилива…(Н. Матвеева)
…волны накатное бревно… (А. Вознесенский)
…колесо прибоя… (А. Тарковский)
Какой художественный прием в основе этих образов? (метафора).
В чем особенность этого тропа?
Какой признак прибоя каждый из поэтов вкладывает в основу образа?
В чем сходство и разница этих метафор?
Первая метафора Н. Матвеевой – ступени волн – перифрастическая, читателю еще самому нужно догадаться, что описывается прибой.
Вторая – гребень прилива – сосредоточивает наше внимание не на самом приливе, а на его части, на гребне. Гребень есть у волны, но не у прилива – так что здесь описывается целое вместо части. Такой троп называется синекдоха. Постарайтесь это название запомнить. Сравнение волны с накатным бревном А. Вознесенского подчеркивает упорство волн, их «решимость» взять крепость берега. За счет «картинки» штурма возникает олицетворение.
В метафоре А. Тарковского – колесо прибоя – главным смыслом будет безостановочность, бесконечность движения волн (сравните метафору колесо жизни).
Поэт серебряного века Николай Минский целиком построил свое стихотворение на эпитетах (чтение стихотворения без названия. Текст проецируется на доску).
Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная.
К берегу льнущая,
Томно-ревнивая,
В море бегущая,
Вольнолюбивая.
В бездне рожденная,
Смертью грозящая,
В небо влюбленная,
Тайной манящая.
Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо-прекрасная,
Близкая, дальняя…
Да, это стихотворение называется «Волна». Только ли эпитеты здесь? (олицетворение, антитеза…)
Ответить, какая волна, будет просто: разная. Названо очень много её «свойств», качеств, и чуть ли не каждое имеет антоним. Здесь есть все: бесстрастие и влюбленность, бездна и небо, ложь и прекрасная тайна… а вот о чем это стихотворение, мы не знаем.
О женщине? О душе? О жизни? Каждый читатель волен приложить эти стихи к любому явлению, которое он считает сложным и разнообразным в своих проявлениях.
Так ли уж «к любому»? – возможно, спросите вы. Мы думаем, здесь нет преувеличения. Например, у А. Пушкина читаем:
Ты, бывало, мне внимала,
За мечтой моей бежала,
Как послушное дитя:
То, свободна и ревнива,
Своенравна и ревнива,
С нею спорила шутя.
Заметили как послушное дитя, с одной стороны, и своенравна – с другой? Но кто же эта Ты? Оказывается – Рифма, звучная подруга…! Или вот у Ф. Тютчева есть стихи, сопоставляющие морские волны и человеческую мысль, - и поэт даже вынес это сравнение в заглавие. Прочтите эти стихи и тогда сами решите, можно ли под волной в стихотворении Н. Минского подразумевать мысль.
Волна и дума
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, вы безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
В науке о литературе есть даже специальный термин – остранение. Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам, «узнавая» предметы описания, а, наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через «странную» форму к новым, нужным писателю, смыслам.
У Александра Блока есть такие строчки: (проецируются на доску вместе с портретом поэта).
Случайно на ноже карманном
Найти пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман…
Вот такой «странный», новый, «закутанный в цветной туман» мир и создает искусство. Мы сегодня попытались проникнуть в тайны этого мира – мира художественного слова.