СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

полезная разработка для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Урок в 9 классе по подготовке к ГИА

Тема урока: «ЛИШЬ СЛОВУ ЖИЗНЬ ДАНА…»



Убеждена, что главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Именно этому мы должны научить даже наших не самых читающих школьников. Как начинается работа хорошего думающего читателя? Попытаться увидеть отличие художественного словоупотребления от «нормального», пытаться понять, что же «зашифровал» автор в слове-образе. «Раскопки» значения слова, тонкостей его смысла, особенности его употребления в каждом произведении, у каждого автора, совершенно необходимо, если вы действительно хотите научить детей понимать художественный текст.

Богатый материал для этого дает книга «Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы» под научным руководством академика Г.Г. Граник (НПО «Образование от А до Я», Москва, 1999 г.) Она помогает сформировать приемы осознанного чтения, научиться диалогу с художественным текстом, приобрести опыт сопереживания и размышления.

Именно это учебное пособие я использовала на занятиях (в рамках любой из существующих программ, на уроках и факультативах).



I. Урок можно начать с чтения наизусть стихотворения Маршака «Словарь» (учителем или учеником).

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: - Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной.

А древняя рассыпанная повесть.


*Как вы поняли строки поэта? Давайте и мы вместе с искусством возьмем в руки «потайной фонарь» и отправимся в «подвалы слов».

*«Лишь слову жизнь дана…» - такова тема нашей сегодняшней беседы. Откуда эти строки? Вспомним автора (Чтение стихотворения Бунина).



Текст и портрет писателя проецируется на экран.

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.



  • Как вы его понимаете?

На уроках словесности мы учимся владеть этим бесценным даром – русской речью, словом. Это непросто. Как учимся? У кого? У художников слова.

Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык, без знания которого нельзя правильно прочитать художественный текст (как без знания китайского нельзя прочитать книгу на китайском).

  • Что же является языком литературы? Вы никогда не замечали, насколько странными кажутся многие тексты, если понимать их буквально? Например: «Осень. В небе жгут корабли…» (Ю. Шевчук). Как это? Разве в небе есть корабли? Какие? Как именно жгут? При чем здесь осень? И так далее…



II. Если считать, что художественная речь – это обычная речь, то странность её бросается в глаза. Художественные средства и разного рода украшения для передачи непосредственной, «голой» мысли, для передачи сообщения совсем не нужны. А для искусства – необходимы. Никакое произведение искусства не может обходиться без художественных средств. Зачем они ему?

Художественные средства – это как бы материал, из которого «сделана» художественность. Искусство предполагает передачу какой-то особой информации, каких-то особых смыслов, которые нельзя передать ничем, кроме искусства. А для передачи этой информации оно нуждается в особых приемах, в особом языке. Такова несколько прямолинейная, но в целом верная схема. Её можно повернуть и наоборот: нет в тексте художественных средств – значит, нет и особой информации, нет и искусства. Это же утверждение еще более категорично, хотя и шутливо высказал Борис Заходер. (проецирование на мультимедийную доску с выделением термином. Чтение).

Литературные тропы


Критик воскликнул,

Ушами похлопав:

Ну и стихи!

Ни сравнений, ни тропов!

Что это, -

Вы извините –

За автор?

Нету синекдох,

Нету метафор,

Ни аллегории-

Как напрямик,

Как в учебнике химии.

Где у него

Хоть одна метатеза?

Где она? Где?

А нужна до зареза!

Образов – фигушки!

Спорить напрасно,

То, что безобразно –

То безобразно!




  • Как вы поняли это шутливое стихотворение?

  • Какие тропы в нем названы? Какие из них вам знакомы. Объясните смысл.

  • Какие еще тропы и стилистические фигуры вам известны?

Работа с терминами (проецируются на доске названия, их объяснения, примеры из художественной литературы). Эта работа ведется при изучении всего курса. Особенно важна она теперь, когда литературоведческие термины введены в материалы ЕГЭ.

III. Сравнения, метафоры, синекдохи и тому подобное – это все способы сделать слово в художественном тексте «странным», новым, неожиданным и таким образом передать смысл не «напрямик, как в учебнике химии». Художественные средства – это не какой-нибудь «довесок» к содержанию, это само содержание.

«Особый смысл» любого произведения искусства состоит в том, что автор описывает, а в том, как он это делает. Эта мысль, между прочим, принадлежит вовсе не нам, а Пушкину: «Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает».

После Пушкина это мнение выражали другими словами раз, наверное, сто. Владимир Набоков сказал так: «Предмет изображения может быть сам по себе грубым и отталкивающим, а его изображение – художественно выразительным и гармоничным. И это единственное, что по-настоящему имеет значение в литературе». (Слова писателей и их портреты проецируются на доску).

А поэт первой половины XX века Семен Кирсанов выразился еще определеннее:

Я ставлю сущность выше слов,

Но верьте мне на слово:

Смысл не в буквальном смысле слов,

А в превращеньях слова.

  • Смысл – в «превращеньях»! Что значит «превращенья слова»? Превращенья – это тропы. И – шире – вообще любые «приемы». Метафора, синекдоха, метатеза, параллелизм, инверсия, анафора… Все те художественные средства, которые в традиции школьных учебников расположены в самом конце темы и являются как бы необязательным материалом. А это неправильно. Смысл текста как раз и надо искать в его художественных средствах, в «превращеньях» его языка, в том, как «стихотворец описывает», какие «сцепления» для него важны и какой именно «лабиринт» этих сцеплений он выстроил для читателя.

В основе многих тропов лежит универсальный принцип.

  • Какой? (сравнение)

  • Почему?

Используется переносное значение слов. Чтобы перенести название одного предмета на другой, нужно их сравнить, увидеть сходства. Умение сравнивать – замечательное поэтическое качество, его можно и нужно тренировать, как мы тренируем мышцы и память.

  • Потренируемся в поиске сравнений.

Чтение стихотворения Б. Ахмадулиной (текст у каждого на столе и проецируется на доску).

Как никогда, беспечна и добра,

Я вышла в снег арбатского двора,

А там такое было: там светало!

Снег расцветал сиреневым кустом,

И во дворе, недавно столь пустом,

Вдруг от детей светло и тесно стало.

Ирландский сеттер, резвый, как огонь,

Затылок свой вложил в мою ладонь,

Щенки и дети радовались снегу,

В глаза и губы мне попал снежок,

И этот малый случай был смешон,

и всё смеялось и склоняло к смеху.

Как в этот миг любила я Москву

И думала: чем дольше я живу,

Тем проще разум, тем душа свежее,

Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит –

Все есть и воспеванью подлежит,

Что может быть разумней и священней?

День жизни, как живое существо,

Стоит и ждет участья моего,

И воздух дня мне кажется целебным.

Ах, мало той удачи, что – жила,

Я совершенно счастлива была

В том переулке, что зовется Хлебным.



  • Каким настроением проникнуто стихотворение?

  • Отчего поэту так весело? (Она умеет радоваться жизни, как ребенок. Видит обыденные мелочи – какие? – и поэтизирует, воспевает их – как? – с помощью сравнений).

  • Найдите эти сравнения, в чем их особенность?

В стихах Б. Ахмадулиной перечисляются самые обыкновенные, давно всем привычные предметы, в которых, кажется, и нет никакой поэзии…

А вы заметили слово воспеванью? Прочитайте одну строчку из этого стихотворения, которая «воспевает» собаку:

Ирландский сеттер, резвый, как огонь…

Сравнение «как огонь» позволяет включить воображение и увидеть, каким был сеттер: во-первых, резвым, быстрым (это есть в тексте), во-вторых, ярко-рыжим, и в-третьих, скорее всего длинношерстным: наверное, во время бега его шерсть развевалась и была похожа на языки пламени…

Это подтверждает и энциклопедический словарь: «Сеттеры – длинношерстные легавые собаки».

Сравнение, придуманное Б. Ахмадулиной, - замечательное, оно включает сразу три смысла, которые объединяют слова собака и огонь: движение, цвет и форму. Это очень точное сравнение.

  • А вот еще строчка – «Снег расцветал сиреневым кустом…». Расшифруйте это сравнение.

  • Как вы понимаете – «День жизни, как живое существо».

Вот видите, какой волшебный и в то же время знакомый мир встает перед нами с помощью художника слова.

IV. Поэтический дар – дар особый. Но каждый из нас где-то в душе поэт. Мы должны хотя бы пытаться использовать художественные средства языка для того, чтобы речь наша стала более яркой, образной.

  • - Попробуем?

  • - Все, наверное, бывали на море. Можете описать свои впечатления? Давайте оживим наши ощущения.

На экран проецируется видеоряд, звучит аудиозапись «Голоса природы. Шум прибоя».

  • А теперь попробуйте описать картину моря словами. Постарайтесь создать образ, используя различные тропы.

  • Готовы? Слушаем 2-3 учащихся.

  • Почувствовали – картинки у всех разные.

Поэты тоже видят прибой каждый по-своему.Только они умеют выразить это яркими словами-образами.Вот строки разных поэтов (запись на доске):

  1. …плоские ступени длинных волн…(Н. Матвеева)

  2. …оскаленный гребень прилива…(Н. Матвеева)

  3. …волны накатное бревно… (А. Вознесенский)

  4. …колесо прибоя… (А. Тарковский)

    • Какой художественный прием в основе этих образов? (метафора).

    • В чем особенность этого тропа?

    • Какой признак прибоя каждый из поэтов вкладывает в основу образа?

    • В чем сходство и разница этих метафор?



Первая метафора Н. Матвеевой – ступени волн – перифрастическая, читателю еще самому нужно догадаться, что описывается прибой.

Вторая – гребень прилива – сосредоточивает наше внимание не на самом приливе, а на его части, на гребне. Гребень есть у волны, но не у прилива – так что здесь описывается целое вместо части. Такой троп называется синекдоха. Постарайтесь это название запомнить. Сравнение волны с накатным бревном А. Вознесенского подчеркивает упорство волн, их «решимость» взять крепость берега. За счет «картинки» штурма возникает олицетворение.

В метафоре А. Тарковского – колесо прибоя – главным смыслом будет безостановочность, бесконечность движения волн (сравните метафору колесо жизни).

  • А еще поэзия невозможна без эпитетов. Найдите их в этих строчках.

Поэт серебряного века Николай Минский целиком построил свое стихотворение на эпитетах (чтение стихотворения без названия. Текст проецируется на доску).


Нежно-бесстрастная,

Нежно-холодная,

Вечно подвластная,

Вечно свободная.

К берегу льнущая,

Томно-ревнивая,

В море бегущая,

Вольнолюбивая.

В бездне рожденная,

Смертью грозящая,

В небо влюбленная,

Тайной манящая.

Лживая, ясная,

Звучно-печальная,

Чуждо-прекрасная,

Близкая, дальняя…


  • Догадались, о чем оно? Что описал поэт?

Да, это стихотворение называется «Волна». Только ли эпитеты здесь? (олицетворение, антитеза…)

Ответить, какая волна, будет просто: разная. Названо очень много её «свойств», качеств, и чуть ли не каждое имеет антоним. Здесь есть все: бесстрастие и влюбленность, бездна и небо, ложь и прекрасная тайна… а вот о чем это стихотворение, мы не знаем.

О женщине? О душе? О жизни? Каждый читатель волен приложить эти стихи к любому явлению, которое он считает сложным и разнообразным в своих проявлениях.

  • Так ли уж «к любому»? – возможно, спросите вы. Мы думаем, здесь нет преувеличения. Например, у А. Пушкина читаем:


Ты, бывало, мне внимала,

За мечтой моей бежала,

Как послушное дитя:

То, свободна и ревнива,

Своенравна и ревнива,

С нею спорила шутя.



Заметили как послушное дитя, с одной стороны, и своенравна – с другой? Но кто же эта Ты? Оказывается – Рифма, звучная подруга…! Или вот у Ф. Тютчева есть стихи, сопоставляющие морские волны и человеческую мысль, - и поэт даже вынес это сравнение в заглавие. Прочтите эти стихи и тогда сами решите, можно ли под волной в стихотворении Н. Минского подразумевать мысль.

Волна и дума

Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, вы безбрежном ли море,

Здесь – в заключении, там – на просторе, -

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.


  • Да, поэты любят загадывать читателю загадки. Волшебство, странное таинство создается ими.

В науке о литературе есть даже специальный термин – остранение. Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам, «узнавая» предметы описания, а, наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через «странную» форму к новым, нужным писателю, смыслам.

У Александра Блока есть такие строчки: (проецируются на доску вместе с портретом поэта).

Случайно на ноже карманном

Найти пылинку дальних стран –

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман…

Вот такой «странный», новый, «закутанный в цветной туман» мир и создает искусство. Мы сегодня попытались проникнуть в тайны этого мира – мира художественного слова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!