Разработка урока «Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел» с использованием современных педагогических технологий.
Цель урока:
Образовательная- ввести новые понятия: электризация, электричество, проводники и непроводники электричества. На практике дать понятие двух видов заряда и рассмотреть виды их взаимодействия.
Воспитательная-формировать умения устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказывать свои суждения.
Развивающая-развивать критическое мышление.
Этапы урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы поговорим о распространенном явлении в природе и в жизни людей- электризации тел. Еще древнегреческие ученые заметили, если янтарь потереть шерстяным сукном, то он начинает притягивать к себе легкие предмет такие как, ниточки, пылинки, травинки и др.
Ребята, мы сегодня тоже попытаемся исследовать это явление доступными для нас научными методами. Чтобы отрегулировать этапы нашей работы и систематизировать наши открытия воспользуемся приемом «До» и «После».
Для того, чтобы систематизировать вам уже имеющиеся свои знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали? Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов и запишите в столбец «До». А незнакомые термины пусть вам помогут составить вопросы к уроку.
Ключевые слова: электричество, электризация, заряды (положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр, проводники, диэлектрики, разряд.
Исследование.
Опыты по электризации (фронтально в группах). Опыт с наэлектризованной ручкой и кусочками бумаги; опыт с наэлектризованным воздушным шариком; опыт с алюминиевой гильзой.
Расскажите об электризации в жизни и природе. Обобщите полученные в ходе исследования выводы.
Прочитайте параграф 26 и объясните устройство электроскопа. Объясните устройство электрометра. Придумайте, как можно сделать самодельный электроскоп, из чего? Приготовьте отчет в форме рисунка и все объясните, что вы изобразили.
Формирование понятий проводники и непроводники электричества.
Разведите материалы по двум столбикам: медь, кирпич, вода, дерево, смола, человек, алюминий, резина.
Электризация в природе и в жизни.
Работа с кейсами в группах по плану:
Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
Ответьте на вопросы кейса.
КЕЙС №1
Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы к кейсу:
- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности
- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
КЕЙС №2
Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы к кейсу:
- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?
- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
КЕЙС №3
Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
- Прав ли был механик автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
КЕЙС №4
Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином.
- Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?
- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
6. Анализ кейсов.
Домашнее задание по выбору:
Составить свой кейс по теме сегодняшнего урока.
Придумать кроссворд по теме «Электричество», используя новые понятия нашего урока.
7.Итоги урока. А теперь заполните столбец «После», используя ключевые слова так, чтобы получился небольшой рассказ. Сделайте выводы по сопоставлению двух столбцов «До» и «После».
Спасибо за урок! Урок окончен!