СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для подготовки к ЕГЭ. Практические задания по КИМам.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»


Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Расулова Манфинат Расуловна, учитель русского языка и литературы.


Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий (подготовка к ЕГЭ)

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока.


Ход урока.

I. Лексическая разминка (слайд 1).

1 вариант. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов. (устно)

Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся; усвоить – освоить; главный – заглавный; дареный – даровой; жизненный – житейский; игорный – игральный – игровой; лирический – лиричный; памятливый – памятный; скрытый – скрытный; типичный – типовой; травянистый – травяной; эффективность – эффектность.

Слайд 2.

2 -вариант. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган)

II. Проверка домашнего задания.

Сообщение по теме «Паронимы» по плану, составленному дома.

III. Работа по теме урока

1.Повторение пройденного материала.

(слайд 3).


1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова и объясните ее. (групповая работа)

1)     ярче солнца

2)     более  пятьсот (пятисот) миллионов

3)     кратчайший путь

4) любимые профессора



Ответ: 4    Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части. Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

2.СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ (слайд 3)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.

Б. Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях.

2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В. Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.

3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами.

Г. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного  обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого

Д. В магазине она выбрала себе нарядное платье, идеальное для выпускного бала, и которое прекрасно подошло по размеру.

5) Неправильное употребление несогласованного приложения-имени собственного.  

Е. Ряд новых домов стояли на окраине села.

6) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ж. Требуется специалист по ремонту компьютеров, согласного выехать на дом.

7) Неправильное употребление падежной формы  местоимения с предлогом.

З. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.

8) Неправильное употребление  обособленных второстепенных членов и придаточного предложения.

И. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.

9) Нарушение согласования имени прилагательного с определяемым существительным


10) Нарушение структуры причастного оборота


11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий


12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.



3. Самостоятельная работа

Слайд 4.

. В каждом предложении выделите грамматическую основу. Определите, в каких предложениях не требуется исправлять присоединение деепричастного оборота. Исправьте ошибки.

  1. Изучая русскую живопись XIV века, бросается в глаза одна любопытная деталь.

  2. Забросив две шайбы в ворота нашей сборной, канадскую команду просто не узнать.

  3. Не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

  4. Слушая молдавские мелодии, невольно возникает ощущение праздника.

  5. Стоя на высоком открытом холме, мне казалось, что я знаю этот городок с детства.

  6. Покупая костюм прямо с фабрики, он обойдется вам на 25 % дешевле.

  7. Не приглашая представителей соответствующих организаций, решение было принято.

  8. Рассматривая детали костюма, невольно поражаешься мастерству ткачихи.

Проверка. Объяснение учащихся.

5. Повторение типов сказуемых. Слайд 5.

Используя материал учебника, учащиеся вспоминают типы сказуемых.

Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:

1. Как вы намерены действовать?

2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.

3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.

4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.

5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.

6. «Отредактируйте предложения» ( Работа по культуре речи) . ( Работа в паре) :

Слайд 6.

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте

а) По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

б) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

в ) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

(Проверка . Оценивание результата работы в паре в листе самооценки)


IV. Итог урока.


Домашнее задание.

Готовимся к ЕГЭ. Работа с текстом. (карточки с дом. заданием)

(1)Мы все идем на пруд, где у нас расчищена и выстроена большая деревянная горка, с которой мы катаемся на санях. (2)Много веселых падений, неловких, смешных движений и кувыркания в снегу… (3)Мы, дети, стараемся поразить больших нашим искусством кататься на коньках. 4)Веселые, разрумяненные от движения на морозе, мы отправляемся домой. (5)Нас не пускают в залу. (6)Там мама с гостями устраивает ёлку и расстанавливает по столам подарки… (7)Чувствуется приятный смолистый запах ёлки…(8)Мы обедаем в новом кабинете папа внизу. (9)Праздничный обед тянется бесконечно долго. (10)Наконец одолели жареную индюшку, и человек несет на блюде пылающий плум-пудинг. (11)Он облит ромом и зажжен. (12)Несущий его человек отклоняет от него лицо, чтобы не обжечься. (13)Мы гордимся тем, что этот плум-пудинг — произведение наших рук. (14)Наконец обед кончен, и мы идем наверх. (15) Наверху нас запирают в гостиную, а мама с гостями уходит в залу зажигать елку. (16)Вслед за этим дверь отворяется на обе половинки, и нам позволено войти… (17)В первую минуту мы стоим в оцепенении перед огромной елкой. (18)Она доходит почти до самого потолка и сверкает бесчисленным количеством всяких висящих на ней ярких безделушек.

Задания: 1. Определить стиль и тип речи текста.

  • публицистический стиль, описание

  • художественный стиль, описание

  • художественный стиль, повествование

  • художественный стиль, рассуждение-размышление

2. К какому стилю речи относится выделенное слово в предложении 6?

  • научный разговорный

  • публицистический

3. Каким членом предложения является слово

плум-пудинг в предложении 10?

  • подлежащее

дополнение.

4. Найдите в тексте предложение с обособленным приложением.

5. Найдите в тексте предложение с обособленным определением.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!