Урок 129 Математика 3-Б класс Дата 23.03 Учитель Мальченко Н.А.
Тема Приемы устных вычислений для случаев вида: 300+200; 70+60; 120-60
Цели: познакомить с приемами устных вычислений с трехзначными числами, оканчивающимися нулями; закреплять знание нумерации в пределах 1000, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел, оканчивающихся нулями; решать задачи изученных видов; изменять условие и вопрос задачи по данному решению; анализировать и делать выводы.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, видеоролик.
Ход урока
Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, он ставят знак +, если нет — знак —.)
1. 360 - 70 = 29, так как 36 дес. - 7 дес. = 29 дес. (-)
2. Сумма чисел 540 и 450 равна 990. (+)
3. Если из 500 вычесть 320, то получится 280. (—)
4. Из задуманного числа вычли 40 и получили 340. Задуманное число 300. (-)
5. К 560 нужно прибавить 80, чтобы получилось 640. (+)
6. Сумма чисел 600 и 300 больше, чем число 700, на 200. (+)
7. Из 600 сумма чисел 240 и 280 не вычитается. (-)
8. Если 400 уменьшить на 160, получится 240. (+)
9. 650 больше 170 на 480. (+)
10. 770 - это сумма чисел 680 и 90. (+)
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите примеры.
3 + 4 60+10 100 + 400
5+1 30 + 20 700 + 200
9-6 70-50 600 - 500
6-2 40-30 900 - 300
— Чем похожи примеры первого столбика? (Примеры на сложение и вычитание однозначных чисел.)
— Решите примеры.
— Чем похожи примеры второго столбика? (Примеры на сложение и вычитание круглых двузначных чисел.)
— Как складывать и вычитать круглые двузначные числа?
— Решите примеры.
— Чем похожи примеры третьего столбика? (Примеры на сложение и вычитание круглых трехзначных чисел.)
— Как складывать и вычитать круглые трехзначные числа? (Мы еще не решали такие примеры.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте теоретический материал на с. 66.
— Как нашли значение первого выражения? (Заменили числа сотнями: 300 — это 3 сотни, 200 — 2 сотни, сложили и получили 5 сотен, т. е. 500.)
Чтобы не ошибиться в вычислениях, мы с вами будем выделять сотни и десятки карандашом.
(Учитель записывает примеры на доске.) 300 + 200 = 500
— Сколько сотен в каждом числе второго выражения? (8и 6.)
— Сколько сотен получили при вычитании? (2.)
— Какое это число? (200.) 800 - 600 = 200
— Что выделим в третьем выражении? (Десятки.)
— Сколько десятков в числе 120? (12.)
— Сколько десятков в числе 50? (5.)
— Сколько десятков получили при вычитании? (7.)
— Какое это число? (70.) 120 - 5_0 = 70
(Аналогично разбираются остальные выражения.) М 1 (с. 66).
(Первая строка — коллективно, с устным объяснением и записью на доске, вторая строка — самостоятельно. Проверка.)
№2 (с. 66).
— Прочитайте задачу.
— Составьте краткую запись.
(Краткая запись составляется под руководством ученика.)
— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.)
№3(с.66)
V. Физкультминутка (видеоролик)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику №4 (с. 66).
— Прочитайте задание. Выскажите свое мнение: соответствует ли выражение составленной задаче?
— Составьте краткую запись к задаче ученика.
— Какое действие будет первым?
— Как обозначить в выражении, что это действие первое?
— Какое действие будет вторым?
— Сравните выражение, составленное нами, с выражением ученика.
— Какой сделаете вывод? (Выражение составлено неверно.)
— В чем ошибка? (Нет скобок.)
— Какую ошибку допустил ученик? (Неверно поставил вопрос.)
— Как его изменить? (Сколько денег было у Кати и Коли?)
— Что надо изменить в выражении, чтобы решение данной задачи было верным? (Поставить скобки.)
№5с.66
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 66), (под чертой) Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Кто хорошо понял тему?
— Что помогло понять новый вычислительный прием?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 6,7 (с. 66).