СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ КАЗАЧЕСТВА ИМЕНИ А.Ф. ДЬЯКОВА»



«Рассмотрено»

Заведующая кафедрой общественных наук

________ В. А. Фенухина

Протокол № 1

от 30.08. 2018 г.

«Согласовано»

Методист

МБОУ ЮРЛК и НК

________С. В. Скрынникова

Протокол № 1

30.08. 2018 г.






ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

8 КЛАСС


ТЕМА: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ



учителя географии

Костицыной Натальи Николаевны




Категория на соответствие занимаемой должности









2018/2019 учебный год


Дата:

Класс: 8 «Б»

Тема: Природные зоны России

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Формирование знаний о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах России;

Создание рекламных проспектов, отражающие особенности природных зон России

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить знания о закономерности смены природных зон;

Познавательные: пробудить интерес к познанию окружающего мира;

Регулятивные: совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации;

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Личностные: Развивать познавательный интерес и творческую  активность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, атлас по географии для 8 класса; физическая карта России (на доске), учебники, слайдовая презентация к уроку

Используемые технологии: здоровьесбережения, развивающего, разноуровневого обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, составления опорных конспектов, личностно ориентированные.

1. Обучающиеся смогут показать уровень своих знаний по теме;

2. Обучающиеся закрепят умения составлять характеристику климата территории, анализировать закономерности распределения основных элементов климата, разовьют умение высказывать свою точку зрения, сопоставлять, оценивать;

3. Обучающиеся смогут проанализировать взаимосвязи климата, рельефа и внутренних вод материка;

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: проблемно-поисковый и самоконтроля, практический

Знать: основные природные зоны России

Уметь: показывать природные зоны на карте, выявлять основные закономерности их размещения.




Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели деятельности учителя

1.Образовательные: Формирование знаний о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах России;

Создание рекламных проспектов, отражающие особенности природных зон России

2.Развивающие: работать с различными источниками информации; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

3.Воспитательные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • развивать у учащихся познавательный интерес, умение анализировать,

  • совершать логические операции, сравнивать, обобщать;

  • учить использовать полученные знания в практической деятельности;

  • воспитывать культуру общения.

Методы и формы обучения

Методы: проблемно-поисковый и самоконтроля, практический

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Природная зона, арктическая пустыня, тундра, тайга

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Формирование умений выявлять и давать характеристику природных зон России, приводить примеры о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.

Овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных задач.


Регулятивные УУД:

Умение организовать своё рабочее место; ставить и принимать цель учебной деятельности и следовать ей в деятельности по плану.

Выбор средств реализации цели и применение их на практике

Контроль процесса и результатов своей деятельности.

Оценивание достигнутых результатов.

Познавательные УУД:

Овладение первичными навыками проектной деятельности.

Формирование умения подбирать средства для достижения учебной цели.

Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее, пользоваться географической картой.

Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики природных зон

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Развитие коммуникативно-речевых умений: передавать сообщение, договариваться, принимать и высказывать свою точку зрения, распределять действия между участниками группы, задавать вопросы.


Личностные:

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся.

Развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования


ХОД УРОКА

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

совзаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация

учебной деятельности (2 мин)

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Задачи: организация внимания и внутренней готовности учащихся; создание атмосферы доброжелательности и психологического комфорта; обеспечение личностной значимости учебного материала в жизни учащихся.

Методы: словесный, наглядный

Мотивация: метод эмоционального стимулирования, постановка с помощью учащихся целей и задач по изучаемой теме, осознание личной значимости учебного материала в жизни учащихся.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроения учащихся к работе на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте ребята! (слайд 1)

У нас сегодня необычный урок. Все мы приняты в туристическое агентство «Россияне» 

- Чем занимаются в туристическом агентстве?

- Что необходимо, чтобы привлечь туристов?

Во – первых, должна быть яркая, привлекающая туристов реклама. С этой целью создаются рекламные проспекты, отражающие особенности конкретного места (природа, животный мир, достопримечательности и др.)


Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: подготовиться к работе на уроке; эмоционально настроиться на учебную деятельность; познакомиться с темой.


Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

(6 мин)

Беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала, определить исходный уровень знаний по теме «Природная зона»; уметь разъяснять смысл изученных понятий.

Задачи этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий всеми обучающимися;

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности обучающихся и определить причины их возникновения. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Методы: индивидуальные и групповые, задания проблемно-поискового характера, создание рабочих групп, компьютерная презентация.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: степень подготовленности обучающихся, ответы на вопросы.

Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей: актуализация и корректировка опорных понятий, использование компьютерной презентации, постановка наводящих вопросов.

Актуализация опорных знаний.

Предлагаю вспомнить: (слайд 2)

Что такое природный комплекс?

Какие свойства природных комплексов вы знаете?

Что называется природной зоной?

(природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий, и увлажнения, почв, растительности и животного мира) 

Как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (слайд 3)

Какие компоненты природы взаимосвязаны в пределах природной зоны? (слайд 4)

(климат, растительность, животный мир, почва, рельеф, вода);

Какие виды почв вам известны? (арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, серые лесные, бурые лесные, чернозём, каштановые, желтозёмы, краснозёмы);

Основное отличие почв друг от друга? (наличие гумусового слоя);

Какие ещё свойства почв вам известны? (плодородие, структура, механические свойства)

Запись в тетради: (Слайд № 5)

План характеристики природных зон

  1. Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация, протяженность);

  2. Типичный внешний облик зоны;

  3. Климатические условия (пояс, области, средние температуры января и июля, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения);

  4. Почвы и их свойства (плодородие, кислотность, промывной характер и др.);

  5. Типичные животные и растения и их приспособленность к условиям зоны;

  6. Возможность использования ресурсов природной зоны человеком (агроклиматические, биологические, почвенные);

  7. Проблемы охраны природной зоны (заповедники, национальные парки).

Слушают и отвечают на вопросы. Делают запись в тетради

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: учащиеся смогут повторить, что такое природная зона, природный комплекс; свойства природных комплексов, вспомнить характеристики климатических поясов.


Описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса: работа в парах, группах, рецензирование обучающихся, самоконтроль, похвала.

Мотивация: постановка с помощью учащихся целей и задач по изучаемой теме; методы учебного поощрения, предъявления учебных требований. Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса: разъяснение критериев оценок, правильность, полнота, логичность, глубина знаний, гибкость и оперативность при ответе на дополнительные вопросы.

Устные ответы

III. Изучение нового материала

(20 мин.)

Работа с текстом

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: создать условия для изучения темы, организовать деятельность обучающихся по изучению природных зон России.

Задачи этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;

содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению);

формировать коммуникативные компетенции; создать условия взаимопомощи.

Изложение основных положений учебного материала: изложение учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания, межпредметные связи (беседа).

Зависимость природных зон от климата. Зависимость природных зон от рельефа. Заполнение таблицы. Сравнительный анализ природных зон России.

Проблемное изложение материала (дискуссия), опережающее задание, способствующее развитию самообразовательных умений обучающихся (сообщения турагентов).

Описание форм и методов изложения: самостоятельная групповая работа по сопоставлению и анализу тематических карт; индивидуальная работа, парная, групповая.

Описание основных форм и методов организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа с картой, отвечают на вопросы преподавателя, сравнивают, обобщают, сопоставляют имеющиеся знания по данной теме и новый учебный материал, участвуют в дискуссии, демонстрируя умение аргументировать собственную точку зрения, проводят сравнительный анализ карт, работая в группах, оказывают помощь товарищам. Описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебного материала: наводящие и проблемные вопросы. Демонстрация практической значимости изучаемой темы, её связь с другими темами, выявление межпредметных связей, смена видов учебной деятельности в течение урока.

Описание методов мотивирования: использование разных методов, чередование видов деятельности, актуализация личностного опыта и опорных знаний обучающихся, использование компьютерной презентации, средств наглядности, использование приемов мышления

( анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), проведение физкультминутки. Создание ситуации взаимопомощи.

Тема нашего урока «Природные зоны России»

Главная задача перед группами – рассказать о конкретной природной зоне России и создать образ данной природной зоны с помощью рекламного проспекта.

В каких природных зонах расположена наша Родина и как происходит их смена? (На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей и полупустынь) (слайд 6-12)

- Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?

- Какие зоны не простираются до восточных окраин России? Почему?

О вкладе ученых в изучении природных зон России вы познакомитесь самостоятельно.

Сегодня знакомимся с тремя природными зонами, поэтому класс разделен на три группы.

1 команда. Арктические пустыни

2 команда. Тундра

3 команда. Тайга

Команды туристического агентства приступают к работе по составлению рекламных плакатов природных зон России.

Все команды имеют инструкцию по работе (приложение 1), план описания природной зоны (приложение 2), , дополнительный материал о природной зоне (приложение 3), лист ватмана, иллюстрации, цветные карандаши, фломастеры, клей.

В течение 20 минут нужно подготовить рекламный плакат.

(Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка)

Инструкция по составлению рекламного проспекта

Внимательно изучить материал по данной природной зоне.

Ознакомиться с планом описания природной зоны.

Совместно обговорить планируемый проект.

Распределить работу между всеми членами группы.

Оформить рекламный плакат, при необходимости можно подписывать, дорисовывать.

Придумать слоган. (слайд 13)

На защиту проекта дается не более 3 минут.

Оценивание проекта: оформление, богатство материала, эмоциональность рассказа, безошибочность информации

Наличие широтной зональности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольт. Анализируя изменение климата и растительности, он установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек, и т.д. В.В. Докучаев доказал, что зональность – это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги. Академик Лев Семёнович Берг дал характеристику всех природных зон России и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафта.

Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности человека – степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.

Знакомятся с информацией, отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: смогут составлять характеристику природной зоны России; совершенствовать умения, выделять главное, устанавливать зависимость природных зон от рельефа и климата.


Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы, записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

(9 мин.)

Цели для учителя: выявить качество и уровень усвоения учебного материала. Обеспечить закрепление понятий, способов деятельности.

Задачи этапа: создать условия для организации деятельности обучающихся в измененных условиях; отработать алгоритм применения типового плана характеристики природной зоны; установить, как усвоили материал обучающиеся, связь между формами, содержанием новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, проверить глубину понимания изученного материала, закрепить ЗУН; создать условия для индивидуальных способов закрепления

Описание форм и методов достижения поставленной цели: первичная проверка усвоения новых знаний для последующей корректировки пробелов.

Словесные методы: фронтальный опрос в форме дискуссии, беседа по предложенным учителем проблемным ситуациям и вопросам, индивидуальная работа (самооценка), работа в парах (взаимооценка).

Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: наводящие практические вопросы, демонстрация практической значимости темы.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: выявление причин неудач в усвоении нового материала, что конкретно вызвало затруднение, непонимание. Дифференцированная помощь обучающимся не усвоившим материал учебной программы по изучаемой теме. Назначение консультантов – помощников (из числа сильных обучающихся).

Команды по очереди выходят, укрепляют рекламный проспект и рассказывают. Выступление должно быть не более 3 минут.

Другие команды внимательно слушают и оценивают проект: оформление, богатство материала, эмоциональность рассказа, безошибочность информации.

При описании могут быть допущены ошибки, в этом случае другие команды могут исправлять.

(слайд 14)

Выполняют задания в рабочей тетради.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: смогут закрепить знания и способы действий по определению зависимости природных зон от рельефа и климата, смогут описывать природные зоны по типовому плану, закрепят ЗУН, систематизируют материал, закрепят навыки работы в парах и группах.


Индивидуальная работа, работа в группах

Взаимопроверка

V.Итоги урока

Рефлексия.

.(3 мин)

Подведение итогов урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: применение обучающимися ЗУН в практической деятельности, закрепят умение работать с различными источниками географической информации, осознание каждым обучающимся цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: Обеспечить понимание уча­щимися цели, содержания и способов выпол­нения домашнего задания; создание условий для вы­бора учащимися домашних заданий.

Задачи этапа: создать условия для записи домашнего задания, разъяснить правила выполнения творческих заданий. Критерии успешного выполнения домашнего задания: конструктивный комментарий к объёму и критериям выполнения домашнего задания, рекомендуемая дополнительная литература, творческий подход. Описание метода, способствующего решению поставленных задач: метод незаконченного предложения.

Понравилось ли вам работать в туристическом агентстве?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Где у вас возникли трудности?

- Оцените свою работу

- Что необходимо, чтобы сохранить природу нашей страны

(слайд 15)

Отвечают на вопросы

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке.


Домашнее задание

§ 23, 24 стр. 135-137

Составить сравнительную таблицу природных зон на основании вопросов плана описания природных зон.

Подготовить сообщения о животных степей, полупустынь и пустынь (слайд 11)

Конкретизирует домашнее задание

(слайд 16, 17)

Записывают домашнее задание в дневник

Индивидуальная работа


Дополнительный материал

Зона арктических пустынь

Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Белые медведи – хитрые и коварные охотники, у них отличное обоняние.

Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц – Большой и Малой. Она занимает острова Арктики: Землю Франца-Иосифа, Новую Землю, Северную Землю.

Зона находится в арктическом климатическом поясе. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, льды, снег (и зимой, и летом), айсберги. Все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку.

Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Самые шумные пернатые – кайры. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.

Растительность состоит из лишайников, мхов, цветковых растений. Кустарников нет. Большая часть поверхности, свободной ото льда, представляет каменистые россыпи, щебень, песок.


Зона тундры

Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта зона сформирована вдоль северного побережья России.

Арктический и субарктический климатические пояса. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Типичные животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.

«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти, правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.

В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья не высоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10–15 см ствол голый.


Природная зона тайги

Зона занимает среди природных зон России наибольшую площадь, простираясь от западных границ России до побережья Охотского и Японского морей. Тайга в широтном направлении подразделяется на три подзоны: северной, средней и южной тайги.

Тайга расположена в двух климатических поясах — субарктическом и умеренном. Климат тайги меняется от морского на западе Евразийского континента до резко континентального на востоке. В западной части сравнительно теплое лето (до +10 °С) и достаточно и мягкая зима (-10 °С). В восточной же части преобладает суровая и продолжите зима, в некоторых районах морозы доходят до -60 °С. Лето в этой таежной зоне теплое, но очень короткое.

В таежной зоне осадков выпадает от 200 до 750 мм в год, в некоторых местах до 1000 мм. Это не очень много, но все равно больше, чем может испариться. Вечная мерзлота тоже способствует застаиванию влаги. Поэтому значительную часть таежной зоны занимают озера, болота и заболоченные редколесья. Здесь развиты различные типы лесных почв: подзолистые, таежные мерзлотные и болотно-подзолистые.

Вечнозеленую тайгу делят на светлохвойную, состоящую преимущественно из сосны и лиственницы, и темнохвойную, где преобладает кедр сибирский, ель и пихта. Растительный мир тайги – царство хвойных деревьев. Хотя, здесь изредка встречаются и мелколиственные породы (береза, рябина, осина, ольха зеленая). В этих местах много болот, с собственной экосистемой. Везде растут мхи, лишайники, кустарники и грибы.

Видовой состав западной и восточной тайги различен. В западной тайге основная лесообразующая порода — ель европейская. Она через Урал не переходит. К ней примешивается ель сибирская, пихта, лиственница сибирская. На огромной территории к востоку от Енисея, почти до берегов Охотского моря, господствующей лесообразующей породой является лиственница даурская. Тайга бассейна Амура, Охотского побережья и Приморья отличается более богатым видовым составом.

Животный мир таежных лесов неоднороден. Восточная тайга более богата животными по сравнению с западной. К востоку от Енисея господствуют типичные сибирские таежные виды — соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной западно-сибирской тайге наряду с коренными таежными видами много водоплавающих птиц и рыб. В европейской тайге широко представлены лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев. Широко распространенными таежными видами являются бурый медведь, росомаха, рысь, белка и др. Богата тайга и насекомыми.

Сибирская кабарга – мелкое парнокопытное оленевидное животное. Питается лишайниками, хвоей пихты и кедра, другими растениями. Имеет тело до 1 м длиной и короткий хвост. Достигает высоты 0,7 м в холке и весит до 18 кг. Задние ноги намного длиннее передних. Кабарга безрога, но у самцов есть длинные изогнутые клыки, торчащие на 7 – 9 см из-под верхней губы. Шерсть буро-коричневая, густая и длинная. Из-за наличия на брюхе самцов мускусной железы с натуральным мускусом, животное истреблялось и является исчезающим видом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!