Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока «Правописание морфем»
Цели урока: 1. дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов; 2. добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора; 3. формировать представление об основном законе русской орфографии – единообразном написании морфем.
Задачи:
Предметные.
Обобщить теоретические основы вопросов раздела « Орфография».
Актуализировать умения, сформированные при их изучении.
Применять орфографические знания при работе с языковым материалом:
Метапредметные.
Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.
Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.
Воспитательные.
Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.
Формируемые УУД:
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход урока
Самоопределение к действию
Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!
Актуализация знаний
Давайте с вами проведем синтаксическую разминку, тем самым повторим и пунктуацию, и некоторые орфограммы, члены предложения, части речи. И заодно вспомним, что же такое тематическое деление слов.
Синтаксическая разминка. 1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца.(Л. Успенский) 2) Василек, ромашка, колокольчик - все эти цветы были в букете у Петра.
Дополнительное задание: разобрать по составу выделенное слово.
3.Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока
Посмотрите на доску (на доске заранее учителем написаны слова)
Сшить, горизонт, в колыбели
Вопросы:
Как называются места в слове, где у нас могут возникнуть трудности? (орфограммы)
Какой раздел лингвистики занимается изучением орфограмм? (орфография)
Проведем словарную работу:
Словарная работа:
Орфография орфо -правильно
Орфограмма графо – пишу
Вопросы:
Как называется минимальная значимая часть слова? (морфема)
Еще раз посмотрим на записанные слова, в каких морфемах встречаются орфограммы в наших словах? (приставка, корень, окончание)
Какова же тема нашего урока? (правописание морфем)
Поставим цель к уроку, начнем со слов
Сегодня на уроке мы должны узнать…
«Открытие» учащимися новых знаний
На прошлом уроке мы с вами говорили об орфографии как разделе лингвистики, о разделах орфографии.
Итак, напомним друг другу, что такое орфография?
Какие разделы русской орфографии вы знаете?
Сегодня, как мы уже обозначили выше, предметом нашего изучения станем один из разделов орфографии – написание морфем.
Изучать правописание морфем нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.
Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о правописании морфем.
Теперь поработаем с нашим учебником. Откроем книгу на с. 60. Прочитайте самостоятельно теоретические сведения о правописании морфем и продолжите заполнение таблицы (вторая колонка)
Итак, что же вы узнали о правописании морфем? (ответы детей)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(Упражнение 128 учебника)
Задание Выписать слова с пропущенными буквами, распределяя их по графам таблицы
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на п_лях, в тр_ве, в_дны _лмазы. Все _лмазы эти блестят и перел_ваются на солнышк_ разными цв_тами – и желтым, и красным, и синим. Когда под_йдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увид_шь, что это капли росы с_брались в треугольных л_стьях травы и блестят на солнц_. Листок этой травы внутри мохнат_нькие и пушист_нькие, как барх_т. И капли к_таются по листку и не моч_т его. Когда неосторожно с_рвешь листок с росин_чкой, то капелька скат_тся, как шарик светлый, и не увид_шь, как проск_льзнет мимо стебля. Бывало, с_рвешь такую чаш_чку, пот_хоньку поднесешь ко рту и выпь_шь р_синку, и р_синка эта _куснее всякого н_питка кажется.
Физкультминутка
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
(упражнение 130 учебника)
Задание: Распределите слова по колонкам таблицы
Правописание безударных гласных в корнях
Правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Чувство, щупленький, чародейка, прищуриваться, нечаянно, чубчик, чудо, жизненный, пейзажист, шаловливый, долгожитель, жакет, жилет, опечатать, сожаление, огнетушитель, джинсы, неуживчивый, случайно, перчатки, дирижировать, раскрошить, живопись, чемоданный, чистосердечный, жасмин, шашлычная, беспощадный, шелестеть, жюлюзи.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы, в которых находятся орфограммы
Я н…чую в старой б…се…ке, потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству, и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы, которые тикают на круглом столе
Итог урока. Рефлексия.
Подведем итог нашего урока, вспомним, какие цели мы ставили перед собой, достигли мы ли их?
Вернемся к нашей таблице, заполним последнюю колонку.
Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?
Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.
Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?
Оцени работу всего класса.
Домашнее задание: выучить теоретический материал на с.60, упражнение 129
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на п_лях, в тр_ве, в_дны _лмазы. Все _лмазы эти блестят и перел_ваются на солнышк_ разными цв_тами – и желтым, и красным, и синим. Когда под_йдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увид_шь, что это капли росы с_брались в треугольных л_стьях травы и блестят на солнц_. Листок этой травы внутри мохнат_нькие и пушист_нькие, как барх_т. И капли к_таются по листку и не моч_т его. Когда неосторожно с_рвешь листок с росин_чкой, то капелька скат_тся, как шарик светлый, и не увид_шь, как проск_льзнет мимо стебля. Бывало, с_рвешь такую чаш_чку, пот_хоньку поднесешь ко рту и выпь_шь р_синку, и р_синка эта _куснее всякого н_питка кажется.
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на п_лях, в тр_ве, в_дны _лмазы. Все _лмазы эти блестят и перел_ваются на солнышк_ разными цв_тами – и желтым, и красным, и синим. Когда под_йдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увид_шь, что это капли росы с_брались в треугольных л_стьях травы и блестят на солнц_. Листок этой травы внутри мохнат_нькие и пушист_нькие, как барх_т. И капли к_таются по листку и не моч_т его. Когда неосторожно с_рвешь листок с росин_чкой, то капелька скат_тся, как шарик светлый, и не увид_шь, как проск_льзнет мимо стебля. Бывало, с_рвешь такую чаш_чку, пот_хоньку поднесешь ко рту и выпь_шь р_синку, и р_синка эта _куснее всякого н_питка кажется.
Задание: Распределите слова по колонкам таблицы
Правописание безударных гласных в корнях
Правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Чувство, щупленький, чародейка, прищуриваться, нечаянно, чубчик, чудо, жизненный, пейзажист, шаловливый, долгожитель, жакет, жилет, опечатать, сожаление, огнетушитель, джинсы, неуживчивый, случайно, перчатки, дирижировать, раскрошить, живопись, чемоданный, чистосердечный, жасмин, шашлычная, беспощадный, шелестеть, жалюзи.
Задание: Распределите слова по колонкам таблицы
Правописание безударных гласных в корнях
Правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Чувство, щупленький, чародейка, прищуриваться, нечаянно, чубчик, чудо, жизненный, пейзажист, шаловливый, долгожитель, жакет, жилет, опечатать, сожаление, огнетушитель, джинсы, неуживчивый, случайно, перчатки, дирижировать, раскрошить, живопись, чемоданный, чистосердечный, жасмин, шашлычная, беспощадный, шелестеть, жалюзи.
Вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы, в которых находятся орфограммы
Я н…чую в старой б…се…ке, потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству, и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы, которые тикают на круглом столе
Вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы, в которых находятся орфограммы
Я н…чую в старой б…се…ке, потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству, и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы, которые тикают на круглом столе