СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разные виды заданий.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с правописанием суффиксов; отработать умения и навыки правописания слов;
  2. продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом;
  3. совершенствовать работу по развитию речи, подготовка к написанию сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»



Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)

Цели:

  1. познакомить учащихся с правописанием суффиксов; отработать умения и навыки правописания слов;

  2. продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом;

  3. совершенствовать работу по развитию речи, подготовка к написанию сочинения.





План урока:

    1. ОРГ. Момент

    2. Разминка(морфологический разбор)

    3. Ребус. Определение что такое суффикс

    4. Объяснение новой темы

    5. Д.З.(написать сочинение)

    6. Работа с текстом (доклад о том что такое профессия)

    7. Кроссворд

    8. Лингвистическая сказка

    9. Работа с текстом(по Д.С. Лихачев)

    10. Словообразование

    11. Комплексный анализ с текстом(по К.Паустовскому)

    12. Итоги















Ход урока:


  1. ОРГ. момент

Здравствуйте ребята, садитесь!


  1. Разминка.


Откроем тетради, запишем число классная работа и тему нашего урока.

На прошлом уроке мы с вами делали морфологический разбор имени существительного и именно с этого мы и начнем наш урок! У каждого ряда свое существительное, задание: сделать морфологический разбор:

1ряд: пойду в кино,

2ряд: гореть пламенем,

3ряд: висеть на берёзе.

У доски три человека, остальные работают в тетрадях.
















Хорошо, справились с заданием.

  1. Отгадаем ребус(я распечатала )приложение внизу. И так, какое слово получилось? (суффикс)

Что такое суффикс?


  1. Объяснение новой темы: тема нашего урока буквы ч и щ в суффиксе -чик и -щик.

И сейчас ,я вам расскажу про правило звезды. В суффиксе сущ-ых –чик(-щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. Каменщик(щик, не на д-т, з-с, ж). смазчик(смазать).


  1. Ребята, на нашем уроке мы сегодня вспомним профессии, которые нас окружают, будьте внимательны, ведь ваше домашнее задание будет написать сочинение-миниатюру, в котором употребите как можно больше слов с  изученной орфограммой. Сочините сказку о суффиксе –чик- (-щик-)(свяжите с профессией).


  1. - А теперь давайте немного отдохнем, я прочитаю вам небольшой текст. Обратите свое пристальное внимание на “Согласные в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК-.

В тот день на стройке произошел скандальчик. Заказчик узнал от своего любимого советчика, что известный халтурщик грузчик Кутяпкин стал зачинщиком и подговорил каменщика и сварщика выкрасть у учетчика ключик, открывающий замочек от волшебного шкафчика.

- А теперь запишите в тетрадь слова, которые вы запомнили в этом тексте.

- Кто какие слова записал? Какую согласную вы написали в суффиксе?

- Многие слова, записанные вами, обозначают профессию. А что такое профессия? Давайте обратимся к этимологическому словарю.

- Сообщение ученицы: ”.



  1. Для закрепления и развития навыков правильного употребления слов,

мы с вами решим кроссворд:


1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник - перебежчик.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам - бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь - подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок - проходчик.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору - наборщик.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь - учётчик.
8 Тот, кто делает съёмку местности - съёмщик.
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - смазчик.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей - банщик.







  1. Хорошо, а теперь послушайте лингвистическую сказку про братьев –чик и –щик.


"Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".



  1. Закрепление знаний.

Отдохнули немножко, теперь выполним работу с текстом.


  • 1. Работа с текстом Д.С.Лихачева (текст на партах).

  • Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или груз..ик, кранов…ик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к д…бру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте мемуары, читайте литературу по искус…тву, посещайте музеи, пут…шествуйте со смыслом и будьте душевно богатыми.

Задание: 1) вставить пропущенные буквы

2) выпишите из текста слова-названия профессий, графически обозначьте орфограмму «Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик).

3) Прочитать текст, какие слова не понятны?

4) Ответить на вопрос: как вы поняли мысль автора? Согласны ли вы с ним?






Молодцы, справились заданием!


10. А теперь Давайте попробуем образовать существительные с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-. Я начинаю слово, а вы продолжаете его, сказав суффикс. Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограммы

- уголь-

- обман-

- ключ-

- заговор-

- Разберите слово заговорщик по составу. (у доски 1 чел.)

11. Работа с текстом.

Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.

Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.

(по К. Паустовскому)

- Определите тему текста (Источники русского языка).

- Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое). Найдите в нем слова с суффиксами -ЧИК- и –ЩИК- и выделите в них орфограмму. Так же выпишите названия профессий. Все ли вам понятно?

Молодцы!

Откроем тетради и прочитаем текст под упражнением….. (о профессии камешщика, строителя).

Хорошо, ребята вернемся к нашему эпиграфу, какой вывод можно сделать?

  1. Итоги. И так, основу для написания сочинения мы с вами разобрали.

Спасибо, за урок.

Приложения:


Эпиграф к уроку:



Каждый специалист… должен обладать культурным кругозором.



1ряд: 1 В кино – сущ. обозначает предмет.

Н.Ф. – кино

2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ср.р., несклоняемое

Непост. пр.: в В. п., в ед. ч.

3 Пойти (куда?) в кино (обстоятельство)


2ряд: 1 пламенем – сущ. обозначает предмет.

Н.Ф. – пламя

2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ср.р., разносклоняемое

Непост. пр.: в Т. п., в ед. ч.

3 Полыхать (как?) пламенем (обстоятельство)


3ряд: 1 На берёзе – сущ. обозначает предмет.

Н.Ф. – береза

2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ж.р., 1 скл.

Непост. пр.: в П. п., в ед. ч.

3 Висеть (где?) на березе (обстоятельство)



Что такое суффикс?


  • Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.































Заказчик, скандальщик, советчик, халтурщик, сварщик.













Профессия – заимствованно в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности”.




































  • Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богатыми.



Инженер, грузчик, крановщик, тракторист, врач.

























уголь-ЩИК;

- обман-ЩИК;

- ключ-ЧИК;

- заговор-ЩИК;



Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.

Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.




Первое предложение в котором заключается главная мысль

































остальных случаях – Щик

Ребус










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!