ОРГ. момент Здравствуйте ребята, садитесь! Разминка. Откроем тетради, запишем число классная работа и тему нашего урока. На прошлом уроке мы с вами делали морфологический разбор имени существительного и именно с этого мы и начнем наш урок! У каждого ряда свое существительное, задание: сделать морфологический разбор: 1ряд: пойду в кино, 2ряд: гореть пламенем, 3ряд: висеть на берёзе. У доски три человека, остальные работают в тетрадях. Хорошо, справились с заданием. Отгадаем ребус(я распечатала )приложение внизу. И так, какое слово получилось? (суффикс) Что такое суффикс? Объяснение новой темы: тема нашего урока буквы ч и щ в суффиксе -чик и -щик. И сейчас ,я вам расскажу про правило звезды. В суффиксе сущ-ых –чик(-щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. Каменщик(щик, не на д-т, з-с, ж). смазчик(смазать). Ребята, на нашем уроке мы сегодня вспомним профессии, которые нас окружают, будьте внимательны, ведь ваше домашнее задание будет написать сочинение-миниатюру, в котором употребите как можно больше слов с изученной орфограммой. Сочините сказку о суффиксе –чик- (-щик-)(свяжите с профессией). - А теперь давайте немного отдохнем, я прочитаю вам небольшой текст. Обратите свое пристальное внимание на “Согласные в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК-. В тот день на стройке произошел скандальчик. Заказчик узнал от своего любимого советчика, что известный халтурщик грузчик Кутяпкин стал зачинщиком и подговорил каменщика и сварщика выкрасть у учетчика ключик, открывающий замочек от волшебного шкафчика. - А теперь запишите в тетрадь слова, которые вы запомнили в этом тексте. - Кто какие слова записал? Какую согласную вы написали в суффиксе? - Многие слова, записанные вами, обозначают профессию. А что такое профессия? Давайте обратимся к этимологическому словарю. - Сообщение ученицы: ”. Для закрепления и развития навыков правильного употребления слов, мы с вами решим кроссворд: 1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник - перебежчик. 2. Рабочий, специалист по бетонным работам - бетонщик. 3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь - подносчик. 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик. 5. Рабочий по проходке горных выработок - проходчик. 6. Рабочий, специалист по типографскому набору - наборщик. 7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь - учётчик. 8 Тот, кто делает съёмку местности - съёмщик. 9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - смазчик. 10. Работник бани, обслуживающий посетителей - банщик. Хорошо, а теперь послушайте лингвистическую сказку про братьев –чик и –щик. "Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко". Закрепление знаний. Отдохнули немножко, теперь выполним работу с текстом. 1. Работа с текстом Д.С.Лихачева (текст на партах). Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или груз..ик, кранов…ик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к д…бру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте мемуары, читайте литературу по искус…тву, посещайте музеи, пут…шествуйте со смыслом и будьте душевно богатыми. Задание: 1) вставить пропущенные буквы 2) выпишите из текста слова-названия профессий, графически обозначьте орфограмму «Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик). 3) Прочитать текст, какие слова не понятны? 4) Ответить на вопрос: как вы поняли мысль автора? Согласны ли вы с ним?
Молодцы, справились заданием! 10. А теперь Давайте попробуем образовать существительные с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-. Я начинаю слово, а вы продолжаете его, сказав суффикс. Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограммы - уголь- - обман- - ключ- - заговор- - Разберите слово заговорщик по составу. (у доски 1 чел.) 11. Работа с текстом. Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото. Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка. (по К. Паустовскому) - Определите тему текста (Источники русского языка). - Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое). Найдите в нем слова с суффиксами -ЧИК- и –ЩИК- и выделите в них орфограмму. Так же выпишите названия профессий. Все ли вам понятно? Молодцы! Откроем тетради и прочитаем текст под упражнением….. (о профессии камешщика, строителя). Хорошо, ребята вернемся к нашему эпиграфу, какой вывод можно сделать? Итоги. И так, основу для написания сочинения мы с вами разобрали. Спасибо, за урок. Приложения: | Эпиграф к уроку:
Каждый специалист… должен обладать культурным кругозором. 1ряд: 1 В кино – сущ. обозначает предмет. Н.Ф. – кино 2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ср.р., несклоняемое Непост. пр.: в В. п., в ед. ч. 3 Пойти (куда?) в кино (обстоятельство) 2ряд: 1 пламенем – сущ. обозначает предмет. Н.Ф. – пламя 2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ср.р., разносклоняемое Непост. пр.: в Т. п., в ед. ч. 3 Полыхать (как?) пламенем (обстоятельство) 3ряд: 1 На берёзе – сущ. обозначает предмет. Н.Ф. – береза 2 Пост. пр.: неодуш., нариц, ж.р., 1 скл. Непост. пр.: в П. п., в ед. ч. 3 Висеть (где?) на березе (обстоятельство) Что такое суффикс? Заказчик, скандальщик, советчик, халтурщик, сварщик. “Профессия – заимствованно в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности”. Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богатыми. Инженер, грузчик, крановщик, тракторист, врач. уголь-ЩИК; - обман-ЩИК; - ключ-ЧИК; - заговор-ЩИК; Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото. Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка. Первое предложение в котором заключается главная мысль |