СЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ВР Директор МБОУ «Большаковская СОШ»
______________З. Р. Аверина _________________М.А. Близнюк
«______» _________________ 2020г. «______» _____________ 2020 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Нравственные основы семейной жизни»
Составитель
Иванченко О.А.,
педагог-психолог
п. Большаково
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни » разработана на основе:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
-(Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);
- Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
-Положения о рабочей программе МБОУ «Большаковская СОШ».
• Устава МБОУ «Большаковская СОШ»;
Программа предназначена для реализации в 10-11 классах.
Актуальность программы
Семья - основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. Пока крепка семья, государство будет сильным.
В настоящее время, как в российском обществе, так и во всём мире, наблюдается кризис семейных отношений. Начиная с 90-х годов, в России наблюдается отрицательный прирост населения. Уже почти 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. При таких тенденциях в России существует реальная опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения обороноспособности страны и производства материальных благ. Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы. И сегодня демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности.
Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи и традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв в культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания. Сокращение населения обусловлено не столько экономическими трудностями, сколько падением духовности и нравственности. Одной из основных причин низкой рождаемости в настоящее время является ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.
Демографический кризис во многом связан с разрушением духовно-нравственных ценностей. В современном российском обществе все более явной становится проблема конфронтации ценностей традиционной культуры и ценностей контркультуры. Это негативно отражается на жизни современной российской семьи, являясь одной из основных причин рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, искажений процесса семейного воспитания, неподготовленности детей к самостоятельной жизни. В этих условиях введение курса «Нравственные основы семейной жизни» особенно актуально.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций по распаду семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Цель программы: введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи.
Основные задачи курса: ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни – раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов; преподавание старшеклассникам основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; содействие формированию учащимися собственной системы семейных ценностей; пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью; снижение и предотвращение рисков на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи; ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем; обучение старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений; помощь старшеклассникам в решении ими смысложизненных проблем.
Особенности программы
Отличительные особенности программы от уже существующих образовательных программ в том, что в ней присутствует системный подход, включающий одновременно психолого-педагогический, богословский и культурологический анализы. Данная программа предполагает использование более современных, полных и упорядоченных представлений о семейной жизни, синтез знаний разных научных областей: психологии и культурологии, христианской этики и богословия (теологии). Занятия объединения «Нравственные основы семейной жизни» проходят вне учебных занятий во второй половине дня.
Режим работы на реализацию программы – 1 час в неделю (10 класс - 2-е полугодие, 11 класс – 1 полугодие), всего 18 часов, для учащихся 10-11-х классов.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;
-приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
-обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;
-приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
-приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;
-воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний
-усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
- ставить учебную задачу под руководством педагога
- планировать свою деятельность под руководством педагога
- работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;
- оценивать работу сверстников;
- проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);
- определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;
- сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;
- работать в формате мысленного эксперимента;
- создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;
- редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;
Предметные результаты:
овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
знание православного учения о человеке,
представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,
понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
знание святых семейств, покровителей семьи,
знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
осознание ценности человеческой жизни,
представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Введение | 1 час |
2 | Личность и межличностные отношения | 8 часов |
3 | Возрасты семьи | 8 часов |
4 | Защита творческих проектов | 1 час |
| Итого | 18 часов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАСС
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | На пороге взрослой жизни | 3 часа |
2 | Любовь как высшее человеческое чувство | 3 часа |
3 | Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни | 2 часа |
4 | Жизнь в браке | 3 часа |
5 | Семья и ее ценности | 6 часов |
6 | Защита творческих проектов | 1 час |
| Итого | 18 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 КЛАСС
Введение.
Что такое счастье и как его достичь?
Как достичь счастья в таком странном и негармоничном мире. Обладание счастьем - личный выбор каждого.
Личность и межличностные отношения
Направленность личности. Тестирование по тест-анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова. Понятие «направленность личности». Диспут «В деньгах ли счастье?» (на основе данных анкетирования (вопросы 1 -4) и тестирования). Смысл жизни.
Понятие личности
Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении.
Когда человек становится личностью?
Тайна возраста. Особенности подросткового и юношеского возраста
Кризис переходного возраста. Анатомо-физиологические особенности подросткового и юношеского возраста. Особенности развития самосознания личности на данной возрастной ступени. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения со сверстниками.
Тайна пола
Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Психология половых различий мужчин и женщин. Половые различия детей от рождения до подросткового возраста (краткий обзор). Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления и в других сферах.
Дружба и любовь в жизни человека
Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека.
Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности.
Стыд и совесть
Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность.
Мужественность.
Понятие «мужественность». Составляющие мужественности. Юношество. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Искаженное понимание мужественности в современном мире.
Женственность
Понятие «женственность». Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Нравственные основы взаимоотношений с юношами. Искаженное понимание женственности в современном мире и его последствия для человека, общества и семьи.
Раздел Возрасты семьи
Любовь и влюблённость
Понятие любви. Классификации любви. Первая любовь. Умение различать любовь и влюбленность. Особенности юношеской романтической любви. Этапы отношений: дружба, влюблённость, любовь.
Испытание чувств
Понятие «добрачного периода». Любовь в подростковом возрасте. Нравственность как основа взаимоотношений между юношами и девушками в добрачный период. Ранний сексуальный опыт и его последствия. Проблема выбора жениха и невесты. Понятие виктимности в психологии (склонность человека становиться жертвой). Установка на частую смену сексуальных партнёров (промискуитет). Пробный брак - его мотивация и последствия.
Предбрачный период
Понятие «предбрачного периода». Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. В каких ситуациях необходимо узнать друг друга. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи.
Самый важный день
Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях народов России. Дни, в которые совершается брак
Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Ведение своего хозяйства.
Первый год совместной жизни
Супружество. Муж и жена. Особенности семейных межличностных взаимоотношений. Особенности первого года семейной жизни. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года. Совместимость супругов. Культура общения в семье. Правила общения молодых супругов. Особенности любви до брака и в браке.
Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками. Правила психологической безопасности в общении молодых супругов.
Семья в ожидании ребёнка
Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Беременность и подготовка к родам. Целомудрие в период беременности. Здоровье будущих супругов и их потомства. Влияние вредных привычек на здоровье и способность стать родителями.
4. Итоговая аттестация
Защита творческого проекта по подгруппам по наиболее понравившейся теме.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 КЛАСС
1. На пороге взрослой жизни
Понятие о межличностных отношениях.
Особенности межличностных отношений юношей и девушек. Юношеская дружба. Понятие личности. Психологические особенности мужского и женского пола. Трудности переходного возраста. Женственность. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши – оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Роль внешней привлекательности и моды в отношениях молодых людей.
Этикет или как правильно себя вести.
Культура общения. Правила «хорошего тона» во взаимоотношениях юношей и девушек. Проявления внешней культуры. Секреты знакомства. Искусство делать подарки.
Культура поведения влюбленных.
Понятие целомудрия. Ранние добрачные отношения и их последствия. Мотивы вступления в половую близость несовершеннолетних. Медицинские, психологические и религиозные аргументы, доказывающие негативность ранних половых отношений и их последствий.
Ранняя беременность и ее постоянные спутники. Аборт и его последствия. Отношение Православной Церкви к аборту.
2. Любовь как высшее человеческое чувство
Понятие любви. Источники любви. О любви и влюбленности.
Понятие любви. Любовь, связанная с самоотдачей. Личностная любовь. Предпосылки и источники любви.
Формы любви в древнем обществе.
Мифы, легенды и быль о зарождении любви между мужчиной и женщиной. Философское обоснование природы любви.
Понятие любви в Древней Индии. Многоликая любовь Древней Греции, Гимн любви в Книге Книг – Библии. Уровни любви в христианстве – «Тайна сия велика есть».
Любовь и нравственность
Счастье взаимной любви. Любовь и возраст: любви все возрасты покорны. Зрелая любовь – чувство сильное и устойчивое.
Нравственный долг верности влюбленных. Любовь и нравственные опасности: 1) неадекватная поведенческая реакция из-за страха потери любимого; 2) дурное влияние; 3) ревность и неверность.
3.Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни
Творчество выбора
Критерии выбора спутника жизни. Суженый – с ним суждено встретиться. Первейшее условие выбора – выбирать человека, с которым хотелось бы выбирать создать семью. Брак по любви или расчету?
Факторы, влияющие на создание семьи
Влияние родительского дома, социальная разница и возрастная, профессиональная принадлежность и психологическая совместимость – все это может играть важную роль для построения гармоничных отношений в семье или быть осложняющим фактором.
4.Жизнь в браке
Вступление в брак
Любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей – как ведущие мотивы заключения брака; скрытая мотивация – бегство от неблагоприятных обстоятельств. Брачный возраст. Брак явление историческое.
Законодательные и нравственные нормы брака
Брак как устойчивый союз мужчины и женщины. Регистрация брака: необходимые условия для заключения брака. Препятствия к заключению брака.
Разнообразие современного законодательства о форме брака – гражданский и церковный брак. Исторические аспекты брачного права. Нравственные нормы брака в христианстве. Церковный брак или браковенчание. Безбрачие. «Пробный» брак. Негативные последствия стимулированных браков.
Брак и семья в культурных традициях общества
Древнерусская семья. Особенности взаимоотношений супругов. Устои и традиции русского народа.
Брак и семья в еврейской традиции. Семья – одна из основных микроскопических клеток Творения.
Полигамный брак. Брачные традиции мусульман. Полиандрия как модель семьи тибетских народов – сильнодействующий фактор сдерживания роста населения.
Брачные обряды и традиции в индуизме. Предназначение женщины в Индии – быть женой. Обряд «сати»- знак верности своему супругу.
Семейная культура Китая – конфуцианская модель семьи.
5.Семья и ее ценности
Понятие семьи и ее характеристики.
Психология семьи. Типология моделей семьи. Современные формы семьи.
Основные функции семьи.
Репродуктивная функция и связанная с ней воспитательная функция, т. к инстинкт иметь детей, заботиться о них, воспитывать – заложен в человеке. Роль отца и матери в воспитании детей.
Семейная экономика и бюджет. Быт – важный фактор семейной жизни. Распределение обязанностей, планирование дел в семье. Проблема главенства семьи.
Нравственный климат семьи.
Семья выполняет эмоциональную функцию. Уют и тепло домашнего очага. Семейная атмосфера – психологический климат семьи. Ответственность супругов за семью. Возможность создания положительного (оптимистического) климата в семье.
Культура и искусство супружеского общения
Общение в семье – коммуникативная функция. Искусство быть вместе. Умение разговаривать и слушать друг друга. Настрой на близкого человека. Общение, которое обеспечивает счастье семьи. Ошибки общения. Как правильно понять любимого человека. Пять способов выражения любви.
Организация семейного досуга.
Содержание и формы проведения досуга. Досуг – средство семейного воспитания. Совместные прогулки и поездки. Опасность превращения телевизора в «теленяньку». Отпуск как одна из форм проведения досуга.
Здоровье супругов и будущего потомства.
Законы семьи и наследственность. Функция сохранения здоровья. Генетические аспекты брака. Вредные привычки. Курение и здоровье. История табакокурения и борьба с ним. Разрушительное действие никотина на женский организм.
Влияние алкоголя на организм человека. Алкогольная зависимость. Влияние алкоголя на физическое и психическое здоровье детей.
Наркомания – опьянение, помешательство, болезненное непреодолимое пристрастие. Стадии наркотического опьянения. Влияние наркотиков на организм человека. Соматические расстройства наркоманов и их детей. Деградация личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты:
• Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Для учителя:
1. Программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы», часть 1 и 2 для обучающихся по образовательным программам общего и профессионального (основного и дополнительного) образования - Благотворительный фонд «Просветитель», 2017.
2. «Нравственные основы семейной жизни». Методические рекомендации для педагога. - Благотворительный фонд «Просветитель», 2017.
Дополнительные пособия для учителя:
Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
«Домострой» и его значение для современности/ отв. ред. А. Блинский М.: Сатисъ, 2000. – 128 с.
Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя Церковь. М.: Зачатьевский монастырь, 1998.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. - 384 с.
Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Хрестоматия по учебному курсу / Сост. мон. Нина (Крыгина), Свящ. Дмитрий Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2008.- 705 с.
Священник Илия Шугаев Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 4-е, испр. М., 2004.
Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. - М.: Русскiй Хронографъ, 2004.
Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2-ое изд.; стер. М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005.- 928 с.
Цифровые образовательные ресурсы
Ведущие порталы:
Православное христианство http://www.hristianstvo.ru/orthorus/
Православие.Ру http://www.pravoslavie.ru/
Русское православие http://www.ortho-rus.ru/
Русское Воскресение http://www.voskres.ru/
Московская патриархия http://www.patriarchia.ru/
Православие http://www.pravoslavie.ru/
Россия Православная http://www.orthodoxy.ru/
Русская линия http://www.rusk.ru/
Форумы
форум на сайте «Православной беседы» http://www.pravbeseda.ru/
Форум «Русская беседа» (http://www.rusbeseda.ru/)
Соборяне http://soborjane.ru/forum/126-3-1
Форум Слово http://forum-slovo.ru/ http://www.spasi.ru/refer/chh13n.htm#chat – выход на все форумы
FTP-хранилища
Кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси http://www.xxc.ru/
Православный портал http://www.predanie.ru/mp3/
Раздел Православная хоровая музыка http://www.hristianstvo.ru/culture/music/churchmusic/
– выход на сайты с аудио и видео файлами
Сервер http://www.spasi.ru/refer/chh10mz.htm
Личные страницы
Уникальная православная страница Н.Ардабьевского http://www.spasi.ru/refer/index.htm
Каталог личных страниц православных людей
http://www.spasi.ru/refer/chh11lc.htm#личные страницы
Блог-хостинг Livejournal http://community.livejournal.com/pravoslav_ru
Сайты информационного характера
сайт Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ:http://oroik.prokimen.ru/
Православный образовательный портал: http://www.portal-slovo.ru/
Православный богословский центр: http://www.teolog.ru/
Информационно-просветительский проект Православное чтение: http://www.zavet.ru/
Православный образовательный проект Азбука веры: http://azbyka.ru/
Библиотеки
«Благовещение» www.wco.ru/biblio/
На сайте «Мрежа» www.librarium.orthodoxy.ru/
На сайте Седмица.Ру http://www.sedmitza.ru/lib/index.html
На сайте МДА http://www.mpda.ru/elib/
На сайте ПСТГУ http://pstgu.ru/library/ http://www.spasi.ru/refer/c11b.htm - выход на все библиотеки http://www.spasi.ru/refer/chh11ldp.htm - выход на сервер Литература для православного
читателя
Сайты, посвященные ОПК
Страница сайта Радонеж http://www.radonezh.ru/pravoslavie/
Сайт ОПК: http://vos.1september.ru/
Сайт http://katechio.narod.ru/
Раздел Образование и православие на Новосибирском сайте http://www.orthedu.ru/
Раздел ОПК на сайте Истоки http://www.verav.ru/common/theme.php?num=7
Современная икона: http://www.icon-art.narod.ru/ http://icon-gallery.spb.ru/
Традиционная икона: http://www.ikona.ru
Приложение 1
Календарно-тематический план 10 класс
№ | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов |
Введение. |
1 | | Что такое счастье и как его достичь? | 1 |
Личность и межличностные отношения |
2 | | Направленность личности. | 1 |
3 | | Понятие личность | 1 |
4 | | Когда человек становится личностью? | 1 |
5 | | Тайна возраста. | 1 |
6 | | Особенности подросткового и юношеского возраста | 1 |
7 | | Тайна пола | 1 |
8 | | Дружба и любовь в жизни человека | 1 |
9 | | Стыд и совесть | 1 |
10 | | Мужественность. | 1 |
11 | | Женственность | 1 |
Раздел Возрасты семьи |
12 | | Любовь и влюблённость | 1 |
13 | | Испытание чувств | 1 |
14 | | Предбрачный период | 1 |
15 | | Самый важный день | 1 |
16 | | Первый год совместной жизни | 1 |
17 | | Семья в ожидании ребёнка. Отцовство и материнство | 1 |
18 | | Защита творческого проекта по подгруппам по наиболее понравившейся теме. | 1 |
Календарно-тематический план 11 класс
№ | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов |
На пороге взрослой жизни |
1 | | Понятие о межличностных отношениях | 1 |
2 | | Этикет или как правильно себя вести | 1 |
3 | | Культура влюбленных | 1 |
Любовь как высшее человеческое чувство |
4 | | Любовь. Источники любви. О любви и влюбленности. | 1 |
5 | | Формы любви в древнем обществе. | 1 |
6 | | Любовь и нравственность. | 1 |
Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни. |
7 | | Творчество выбора. | 1 |
8 | | Факторы, влияющие на создание семьи. | 1 |
Жизнь в браке. |
9 | | Вступление в брак. | 1 |
10 | | Законодательные и нравственные нормы брака. | 1 |
11 | | Брак и семья в культурных традициях общества | 1 |
Семья и ее ценности |
12 | | Понятие семьи и ее характеристики | 1 |
13 | | Основные функции семьи | 1 |
14 | | Нравственный климат семьи | 1 |
15 | | Культура и искусство супружеского общения | 1 |
16 | | Организация семейного досуга | 1 |
17 | | Здоровье супругов и будущего потомства | 1 |
18 | | Защита творческого проекта по подгруппам по наиболее понравившейся теме. | 1 |
Приложение 2
Критерии оценивания
Высокий уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков. |
Средний уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки. |
Низкий уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки. |