СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Файлы и файловые структуры"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока "Файлы и файловые структуры" 7 класс. Содержит технологическую карту урока, практическую работу, презентацию, физкультминутку и рефлексию.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Файлы и файловые структуры 7 класс»

Технологическая карта урока

ФИО

Машкина Ирина Валерьевна

Место проведения

МКОУ «Ленинская СОШ с УИОП» Октябрьского района Курской области

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Предмет

Информатика

Класс

7

Базовый учебник

Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 224с. : ил.


Тема: Файлы и файловые структуры.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление об объектах файловой системы и навыки работы с ними;

метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве; основы ИКТ - компетентности;

личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Решаемые учебные задачи:

1) дать представление о логических именах устройств внешней памяти;

2) обобщить представления обучающихся о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла/каталога, путь к файлу / каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;

3) сформировать представление о файловых структурах; научить обучающихс строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;

4) расширить представления об операциях с файлами; познакомить обучающихся с возможностью маски для операций с файлами.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • Логическое имя устройства внешней памяти;

  • файл;

  • правила именования файлов;

  • каталог;

  • корневой каталог;

  • файловая структура;

  • путь к файлу;

  • полное имя файла.

Используемые на уроке средства ИКТ:

1. Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

2. ПК учащихся.

3.Система голосования

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Файлы и файловые структуры» из электронного приложения к учебнику.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. Демонстрации к лекции «Файлы и файловые структуры», «Файловая структура диска», «Имя файла. Путь к файлу»;

  2. анимация «Файлы и папки».


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Подготовка учащихся к уроку.

Отмечает присутствующих.

Обеспечивает благоприятную обстановку для работы на уроке.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.



Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами.

- Сегодня наше учебное занятие мы начнем с минутки доброты.

Улыбнитесь друг другу. А теперь улыбнитесь нашим гостям. Подумайте о чем-нибудь хорошем, ведь миром правит доброта и любовь.

- Подумали?

- И пусть это состояние останется до конца урока.

Эпиграфом к уроку будут слова Аристотеля

«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на практике»


Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация ранее изученного

Выполнение заданий

Предлагает учащимся выбрать задание для поверки.


- Ребята, на лепестках ромашки записаны задания. Выберете лепесток и выполните предложенное задание.

  1. Работа у доски





  1. Выполнение он-лайн теста на компьютерах (2 варианта)

http://testedu.ru/test/informatika/7-klass/osnovnyie-komponentyi-personalnogo-kompyutera-i-ix-funkczii-1-variant.html

http://testedu.ru/test/informatika/7-klass/osnovnyie-komponentyi-personalnogo-kompyutera-i-ix-funkczii-2-variant.html

  1. Решение задач по изученной на прошлом уроке теме.

Ответы на задачи (только числа) выписывают на доску.

Личностные : 

развитие познавательных интересов и учебных мотивов; умение находить ответ на вопрос; формирование границ собственного знания и незнания; формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и само восприятия.

Регулятивные :

принятие и сохранение учебной задачи; оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив; осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя.

 Коммуникативные:

понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование собственного мнения.

Познавательные :

построение речевого высказывания; поиск разнообразных способов решения задач; анализ объектов с целью выделения признаков, использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осуществление поиска необходимой информации; выделение информации из текстов; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы



Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.



-Ребята, вы знаете, что информация в компьютере кодируется. Наша сегодняшняя тема то же закодирована. По таблице расшифруйте тему урока.

На слайде тема урока. Учитель сообщает тему урока, его цели, задачи, ключевые понятия, конечный результат, который необходимо достигнуть в процессе работы.



Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание


IV. Открытие новых знаний

(10 мин)

Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией


Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на интерактивной доске.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы говорили, о устройстве компьютера и что к компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Основным устройством внешней памяти ПК является жесткий диск. Если жесткий диск имеет достаточно большую емкость, то его можно разделить на несколько логических разделов.

Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти, а также каждый логический раздел жесткого диска имеет логическое имя.



Ребята, как вы думаете, где хранятся все программы и данные?

Ответы учеников.

Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.

Файл – это поименованная область внешней памяти.

Файловая система – это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации.


Файл характеризуется набором параметров (имя, размер, дата создания, дата последней модификации) и атрибутами, используемыми операционной системой для его обработки (архивный, системный, скрытый, только для чтения). Размер файла выражается в байтах.

Файлы, содержащие данные – графические, текстовые (рисунки, тексты), называют документами, а файлы, содержащие прикладные программы, – файлами – приложениями. Файлы- документы создаются и обрабатываются с помощью файлов- приложений.

Ребята, вспомните, из каких частей состоит имя файла?


Ответы учеников.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения. Собственно имя файлу дает пользователь. Расширение имени обычно задается программой автоматически при создании файла. Расширение позволяет пользователю, не открывая файла, определить его тип – какого вида информация (программа, текст, рисунок и т.д.) в нем содержится.

В современных операционных системах имя файла может вкачать до 255 символов, причем в нем можно использовать буквы национальных алфавитов и пробелы. В ОС Windows в имени файла запрещено использование следующих символов: \, / , : , * , ? , “ , , |.

Операционная система Linux, в отличие от Windows, различает строчные и прописные буквы в имени файла.

На каждом компьютерном носителе информации (жестком, оптическом диске или флеш-памяти) может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками.

Каталог также получает собственное имя. Он сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Каждый каталог может содержать множество файлов и вложенных каталогов.

Каталог – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.

В ОС Windows любой информационный носитель имеет корневой каталог, который создается операционной системой без участия пользователя. Обозначаются корневые каталоги добавлением к логическому имени соответствующего устройства внешней памяти знака «\»: А:\ , В:\ , С:\ и т.д.

В Linux каталоги жестких дисков или их логических разделов не принадлежат верхнему уровню файловой системы (не являются корневыми каталогами). Они «монтируются» в каталог mnt. Другие устройства внешней памяти «монтируются в каталог» media. Каталоги mnt и media, в свою очередь, «монтируются» в единый корневой каталог, который обозначается знаком «/».


Файловая структура диска – совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. В этом случае оглавление диска представляет собой линейную последовательность имен файлов.


Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. Иерархия – это расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшим. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т.д.



Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации.

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом. В Windows каталоги на разных дисках могут образовывать несколько отдельных деревьев; в Linux каталоги объединяются в одно дерево, общее для всех дисков.

Чтобы обратиться к нужному файлу, хранящемуся на некотором диске, можно указать путь к файлу – имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

В операционной системе Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слеш.

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.

Рассмотрим задачи.

Создаются файлы с помощью систем программирования и прикладного программного обеспечения.

В процессе работы на компьютере над файлами наиболее часто проводятся следующие операции:

  • копирование;

  • перемещение;

  • переименование;

  • удаление.

При поиске файла, имя которого известно неточно, удобно использовать маску имени файла. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, среди которых также могут встречаться следующие символы: «?» (вопросительный знак) – означает ровно один произвольный символ; «*» (звездочка) – означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины.




V. Физкультминутка

Выполняют упражнения.




VI. Закрепление нового (15 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности



Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух





Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в восприятии различных видов информации.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке






Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

VII. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.


Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.








Контролирует выполнение работы.

Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.


Учениками выполняется практическая проверочная работа на компьютерах


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;



Домашнее задание:

Домашнее задание (2 мин)

Учитель озвучивает домашнее задание, ученики записывают домашнее задание в дневник. Учебник: §2.4, вопросы и задания 1-18 к параграфу, рабочая тетрадь №№ 110, 112, 114, 116, 118, 119, 120, 121.

Рефлексия. Использование системы голосования.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Урок окончен, до свидания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность



Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.


Список используемой литературы:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса /Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Просмотр содержимого презентации
«fayly_i_faylovye_struktury»

ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ

КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Ключевые слова

Ключевые слова

  • логическое имя устройства внешней памяти
  • файл
  • правила именования файлов
  • каталог
  • корневой каталог
  • файловая структура
  • путь к файлу
  • полное имя файла
Логические имена устройств внешней памяти Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя . В ОС Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия: В ОС Linux приняты другие правила именования дисков и их разделов. Например: логические разделы, принадлежащие первому жёсткому диску, получают имена hda1 , hda2 и т. д.; логические разделы, принадлежащие второму жёсткому диску, получают имена hdb1 , hdb2 и т. д. для жёстких дисков и их логических разделов – для оптических дисководов - имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска для дисководов гибких дисков (дискет) - А: и В: C:, D: для подключаемой к компьютеру флэш-памяти - имя, следующее за последним именем оптического дисковода (например, F :) C (C:) D (D:) DVD RW дисковод (E:) Съемный диск (F:) A  (A:)

Логические имена устройств внешней памяти

Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя .

В ОС Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия:

В ОС Linux приняты другие правила именования дисков и их разделов. Например:

  • логические разделы, принадлежащие первому жёсткому диску, получают имена hda1 , hda2 и т. д.;
  • логические разделы, принадлежащие второму жёсткому диску, получают имена hdb1 , hdb2 и т. д.
  • для жёстких дисков и их логических разделов –
  • для оптических дисководов - имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска
  • для дисководов гибких дисков (дискет) - А: и В:

C:, D:

  • для подключаемой к компьютеру флэш-памяти - имя, следующее за последним именем оптического дисковода (например, F :)

C (C:)

D (D:)

DVD RW дисковод (E:)

Съемный диск (F:)

A (A:)

Файл Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения . Собственно имя файлу даёт пользователь. Расширение имени обычно задаётся программой автоматически при создании файла.  Файл - это поименованная область внешней памяти. Файловая система - это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации. Тип файла Системный файл Примеры расширений drv, sys Текстовый файл txt, rtf, doc, docx, odt Графический файл bmp, gif, jpg, tif, png, pds Web -страница htm, html Звуковой файл wav, mp3, midi, kar, ogg Видеофайл avi, mpeg Архив zip, rar Электронная таблица Код (текст) программы xls, ods bas, pas Файл Документ Приложение Прикладная программа Графический Текстовый Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью файлов-приложений.

Файл

Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения . Собственно имя файлу даёт пользователь. Расширение имени обычно задаётся программой автоматически при создании файла.

Файл - это поименованная область внешней памяти.

Файловая система - это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации.

Тип файла

Системный файл

Примеры расширений

drv, sys

Текстовый файл

txt, rtf, doc, docx, odt

Графический файл

bmp, gif, jpg, tif, png, pds

Web -страница

htm, html

Звуковой файл

wav, mp3, midi, kar, ogg

Видеофайл

avi, mpeg

Архив

zip, rar

Электронная таблица

Код (текст) программы

xls, ods

bas, pas

Файл

Документ

Приложение

Прикладная

программа

Графический

Текстовый

Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью файлов-приложений.

Каталоги Каталог - это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом . В ОС Windows корневые каталоги обозначаются добавлением к логическому имени соответствующего устройства внешней памяти знака «\» (А:\, C:\, D:\, E:\) В ОС Linux каталоги жёстких дисков не являются корневыми каталогами. Они «монтируются» в каталог mnt. Другие устройства внешней памяти (гибкие, оптические и флэш-диски) «монтируются» в каталог media. Каталоги mnt и media, в свою очередь, «монтируются» в единый корневой каталог, который обозначается знаком «/».

Каталоги

Каталог - это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом .

В ОС Windows корневые каталоги обозначаются добавлением к логическому имени соответствующего устройства внешней памяти знака «\» (А:\, C:\, D:\, E:\)

В ОС Linux каталоги жёстких дисков не являются корневыми каталогами. Они «монтируются» в каталог mnt. Другие устройства внешней памяти (гибкие, оптические и флэш-диски) «монтируются» в каталог media.

Каталоги mnt и media, в свою очередь, «монтируются» в единый корневой каталог, который обозначается знаком «/».

Файловая структура диска Файловая структура диска - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. A:\ d1.txt   d2.txt  d3.txt  d4.txt  d5.txt --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- ---------

Файловая структура диска

Файловая структура диска - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов.

A:\ d1.txt

d2.txt

d3.txt

d4.txt

d5.txt

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

Файловая структура диска Файловая структура диска - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. E:\ видеозапись .avi  график .xls  тексты буква .txt  цифры .txt  изображения  фото  Бия .jpeg   Катунь .jpeg  Онегин. doc аквариум .bmp    мелодия. mp3 ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом .

Файловая структура диска

Файловая структура диска - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов.

E:\ видеозапись .avi

график .xls

тексты буква .txt

цифры .txt

изображения фото Бия .jpeg

Катунь .jpeg

Онегин. doc аквариум .bmp

мелодия. mp3

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом .

Файловая структура диска В Windows каталоги на разных дисках могут  образовывать несколько отдельных деревьев. В Linux каталоги объединяются в одно  дерево, общее для всех дисков. Древовидные иерархические структуры можно изображать вертикально и  горизонтально. bin home  usr var   …  shogun metohody bin etc doc …  -filename-with- text

Файловая структура диска

В Windows каталоги на разных дисках могут образовывать несколько отдельных деревьев.

В Linux каталоги объединяются в одно дерево, общее для всех дисков. Древовидные иерархические структуры можно изображать вертикально и горизонтально.

bin home usr var

shogun metohody bin etc doc

-filename-with- text

Полное имя файла Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл. В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого  подкаталога ставится обратный слэш: Е:\изображения\фото\Катунь.jpeg В ОС Linux путь к файлу начинается с имени единого корневого каталога; после  имени каждого подкаталога ставится прямой слэш: /home/methody/text Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла . Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.

Полное имя файла

Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш:

Е:\изображения\фото\Катунь.jpeg

В ОС Linux путь к файлу начинается с имени единого корневого каталога; после имени каждого подкаталога ставится прямой слэш:

/home/methody/text

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла . Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.

Задача 1 Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Механика . Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен , в котором находится файл Вопросы.doc . Каков путь к этому файлу? Решение:  Поднявшись ещё на один уровень вверх он оказался в каталоге: Поднявшись на один уровень вверх он оказался в каталоге: Пользователь работал с каталогом После этого он спустился в каталог Экзамен : C : Физика Задачи Экзамен Механика Полный путь к файлу имеет вид: C:\Физика\Экзамен .

Задача 1

Пользователь работал с каталогом

C:\Физика\Задачи\Механика . Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен , в котором находится файл Вопросы.doc . Каков путь к этому файлу?

Решение:

Поднявшись ещё на один уровень вверх он оказался в каталоге:

Поднявшись на один уровень вверх он оказался в каталоге:

Пользователь работал с каталогом

После этого он спустился в каталог Экзамен :

C :

Физика

Задачи

Экзамен

Механика

Полный путь к файлу имеет вид: C:\Физика\Экзамен .

Задача 2 Учитель работал в каталоге D:\Уроки\7 класс\Практические работы . Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение.ppt . Каково полное имя файла, который удалил учитель? Решение.  Пользователь работал с каталогом: В каталоге Презентации он удалил файл Введение. Спустившись на один уровень вниз он оказался в каталоге Презентации : Поднявшись на один уровень вверх он оказался в каталоге: D : Уроки 7 класс Практические работы Презентации Полное имя удалённого файла: D:\Уроки\7 класс\Презентации\Введение.ppt

Задача 2

Учитель работал в каталоге

D:\Уроки\7 класс\Практические работы .

Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение.ppt . Каково полное имя файла, который удалил учитель?

Решение.

Пользователь работал с каталогом:

В каталоге Презентации он удалил файл Введение.

Спустившись на один уровень вниз он оказался в каталоге Презентации :

Поднявшись на один уровень вверх он оказался в каталоге:

D :

Уроки

7 класс

Практические работы

Презентации

Полное имя удалённого файла:

D:\Уроки\7 класс\Презентации\Введение.ppt

Работа с файлами Создаются файлы с помощью систем программирования и прикладного программного обеспечения. Основные операции с файлами: копирование (создаётся копия файла в другом каталоге или на другом носителе); перемещение (производится перенос файла в другой каталог или на другой носитель, исходный файл уничтожается); переименование (производится переименование собственно имени файла); удаление (в исходном каталоге объект уничтожается). При поиске файла можно использовать маску имени файла - последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в том числе: ? (вопросительный знак) - означает ровно один произвольный символ; * (звездочка) - означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины. Например, по маске n?.* будут найдены файлы с произвольными расширениями и двухбуквенными именами, начинающимися с буквы « n ».

Работа с файлами

Создаются файлы с помощью систем программирования и прикладного программного обеспечения.

Основные операции с файлами:

  • копирование (создаётся копия файла в другом каталоге или на другом носителе);
  • перемещение (производится перенос файла в другой каталог или на другой носитель, исходный файл уничтожается);
  • переименование (производится переименование собственно имени файла);
  • удаление (в исходном каталоге объект уничтожается).

При поиске файла можно использовать маску имени файла - последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в том числе:

? (вопросительный знак) - означает ровно один произвольный символ;

* (звездочка) - означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины.

Например, по маске n?.* будут найдены файлы с произвольными расширениями и двухбуквенными именами, начинающимися с буквы « n ».

Самое главное Файл - это поименованная область внешней памяти. Имя файла , состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла  и  расширения . Каталог - это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом . Файловая структура диска - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими). Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл. Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла .  Полное имя файла уникально.

Самое главное

Файл - это поименованная область внешней памяти.

Имя файла , состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения .

Каталог - это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом .

Файловая структура диска - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл. Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла .

Полное имя файла уникально.

Вопросы и задания

Файл Пушкин. doc хранится на жёстком диске в каталоге ПОЭЗИЯ , который является подкаталогом каталога ЛИТЕРАТУРА . В таблице приведены фрагменты полного имени файла:

Укажите, какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ? ese * ie. ? t*

Из перечня имён выберите (отметьте галочкой) те, которые удовлетворяют маске ? l * ck.*t ?

Из перечня имён выберите (отметьте галочкой) те, которые НЕ удовлетворяют маске ? l * ck * .* ?:

Саша работал с каталогом:

D:\ УРОКИ\ИНФОРМАТИКА\ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ .

  • seseie.ttx
  • esenie.ttx
  • eseie.xt
  • sesenie.txt

Он поднялся на два уровня вверх, затем спустился в подкаталог АЛГЕБРА и создал в нём файл Квур. txt . Каково полное имя файла, который создал Саша?

Пользователь работал с каталогом:

D:\ ДОКУМЕНТЫ\ФОТО\2011\ВЕСНА .

Сначала он поднялся на три уровня вверх, потом спустился в каталог ЭКЗАМЕН и после этого спустился в каталог ИНФОРМАТИКА . Укажите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь.

  • D:\ ДОКУМЕНТЫ\ФОТО\ИНФОРМАТИКА
  • D:\ ДОКУМЕНТЫ\ИНФОРМАТИКА\ЭКЗАМЕН
  • D:\ ДОКУМЕНТЫ\ЭКЗАМЕН\ИНФОРМАТИКА
  • D:\ ДОКУМЕНТЫ\ФОТО\2011\ВЕСНА\ЭКЗАМЕН\ИНФОРМАТИКА

Перечислите основные операции, совершаемые с файлами.

Каковы основные правила именования файлов в операционной системе, установленной на компьютерах в вашем классе?

Что такое полное имя файла?

Назовите имена известных вам программ, открывающих файлы со следующими расширениями: txt, doc, bmp, rtf, arj.

Что такое файл?

Назовите логические имена устройств внешней памяти на компьютере, к которому вы имеете доступ.

Что такое каталог?

Какой каталог называют корневым?

Как могут быть организованы файлы во внешней памяти?

Что такое путь к файлу на диске?

Как называется графическое изображение иерархической файловой структуры?

click.txt

black.ppt

lock.sts

clock.tt

blink.uta

applock.stu

blocker.htm

elpack.ty

blocker.html

_ click.txt

black.ppt

lo3ck.sts

clock.tt

blink.uta

applock.stu

blocker.htm

elpack.ty

blocker.html

А

ЛИТЕРАТУРА

Б

С:

В

Пушкин

Г

\

Д

Е

. doc

ПОЭЗИЯ

Восстановите полное имя файла и закодируйте его буквами (запишите последовательность букв без пробелов и запятых).

Опорный конспект Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя  ( A: B: C: D: E: F: … ) Файл – это поименованная область внешней памяти Поиск  файла Полное имя файла Адрес  Имя файла  диск:\путь  имя.расширение  Тип файла Системный файл Примеры расширений Текстовый файл drv, sys txt, rtf, doc, docx, odt Графический файл Звуковой файл bmp, gif, jpg, tif, png, pds Видеофайл wav, mp3, midi, kar, ogg Архив avi, mpeg Электронная таблица zip, rar xls, ods Файловая структура диска Простая Иерархическая

Опорный конспект

Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет

логическое имя ( A: B: C: D: E: F: … )

Файл – это поименованная область внешней памяти

Поиск

файла

Полное имя файла

Адрес

Имя файла

диск:\путь

имя.расширение

Тип файла

Системный файл

Примеры расширений

Текстовый файл

drv, sys

txt, rtf, doc, docx, odt

Графический файл

Звуковой файл

bmp, gif, jpg, tif, png, pds

Видеофайл

wav, mp3, midi, kar, ogg

Архив

avi, mpeg

Электронная таблица

zip, rar

xls, ods

Файловая

структура

диска

Простая

Иерархическая


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!