СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Моя родословная" - 5 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка "Моя родословная" 

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Моя родословная" - 5 класс»

МО «Хоринский район»

Центральный образовательный округ № 1

Окружная научно - практическая конференция

«Я – личность!»

МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»









Тема: «Родословная моей семьи»

Направление: Краеведение







Выполнил: Луценко Тимофей

МБОУ «Санномыская СОШ», 5 класс

Руководитель: Нагуманова Оксана Леонидовна,

учитель истории













Санномыск

2023 год


Оглавление

Введение
1. Генеалогия. Генеалогическое древо.
1.1 Определение понятия.
1.2 Виды генеалогических древ.
2. Практическое исследование.
2.1 Анкетирование класса.
2.2 Составление генеалогического древа моей семьи.
2.3 Традиции моей семьи.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Родина, Отечество, Отчизна. Каждый раз, когда мы произносим эти слова, мы испытываем гордость и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и близких, что такое Родина, и они ответят по-разному. Одни скажут, что Родина – это место, где родился, вторые скажут, что это твой родной дом, где сделал первый шаг и сказал первое слово. Третьи скажут, что Родина- это семья и начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало с, отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.

Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок. Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может быть достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи. В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи.

Меня интересует история моей семьи, собственные корни. Думаю, что каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, каким был род деятельности.

Гипотеза:  я постараюсь собрать информацию о своих родственниках, что позволит мне составить родословную.

Актуальность темы: родословная человека. Для чего же, нужно знать её? Чем поможет мне знание о ней сегодняшней жизни? Откуда я родом? Вопросы простые, но на самом деле имеют очень глубокий смысл. Актуальность данной темы очевидна. Незнание своей родословной — это неуважение к своим корням. А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

Цель:

узнать больше о своих родных и предков, о семейных традициях;

составить своё генеалогическое древо.

Задачи:

собрать информацию о родных и предков, входящих в генеалогическое древо;

Объект исследования: родословная.

Предмет исследования: изучение истории семьи.

Методы: сбор информации, опрос родителей, поиск в Интернет – сети.

Оборудование: родословная.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода, по возможности буду дополнять и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример.


  1. Генеалогия. Генеалогическое древо

    1. Генеалогия 

1) Раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов.

2)История рода, родословие.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля -:

Генеалогия – наука родословная, родословие: поколенная роспись лишь одного рода.

Генеалогия - это своеобразное познание мира. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох.

Генеалогическое дерево - это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. Чтобы его «вырастить» приходится приложить немало усилий. Порой на это требуются годы. Иногда удается заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий.

Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

1.2 Виды генеалогических древ
Генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны Л.М. Савеловым.

В восходящем древе главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения. Начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д. Этот вид древа составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.

Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к составлению нисходящего древа, т.е. начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это древо более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачиваясь до последних дней.

Восходящие и нисходящие древа бывают мужские и смешанные.

В мужском нисходящем древе указывается все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские представительницы рода представлены именами своих супругов.

Смешанно-нисходящее древо указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее, как от мужчин, так и от женщин. Это древо не является древом одной фамилии потому, что охватывает большое количество родов. Оно необходимо для выяснения родственных связей между боковыми родственниками.

Мужское восходящее древо будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.

Смешанно-восходящее древо указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линиям. Подобное древо всегда имеет довольно правильную форму в графическом плане, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометрической прогрессии. Причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом - уже шестнадцати и т.д.

Таким образом, имеются следующие виды генеалогических древ:

нисходящее мужское древо – самое распространенное и единственно принятое в научных работах;

нисходящее смешанное древо – указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления родственных связей;

восходящее мужское древо – указываются лишь прямые предки по мужской линии;

восходящее - смешанное древо – указываются прямые предки по мужской и женской линиям, т.е. бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и т.д.

Вывод:

Генеалогия - это наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми.

Генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны Л.М. Савеловым.

  1. Практическое исследование

2.1 Анкетирование класса

Я провел анкетирование учеников 5 класса МБОУ «Санномыская СОШ», на тему «История моей семьи». (Приложение 1) Результаты опроса:

Первый вопрос. Это- Знаком ли ты с историей своей семьи? Большинство детей частично знакомы с историей своей семьи.

Второй вопрос Кто тебе её рассказал? Моим одноклассникам про историю своей семьи рассказывали старшие члены семьи.

Третьим вопросом был. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо». Большинство ответили, нет. У меня же есть, пусть пока небольшое, генеалогическое древо моей семьи (Приложение 2).

2.2.Составление генеалогического древа моей семьи

Для исследовательского проекта мне подошел восходящий - смешанный вариант генеалогического древа, т.к. он вмещает более полную информацию о предках, как по мужской, так и по женской линиям.

Мне удалось собрать информацию о предках, живших в 20 веке. На сегодняшний день, к сожалению, многие фотографии и документы не сохранились.

Ход составления древа:

Я изучил старые документы и фотографии.

Опрос родственников – это бабушка, мама – их воспоминания особенно ценны для исследования.

Оформление генеалогического древа семьи. В восходящее - смешанной схеме предполагается возведение во главу древа ребёнка, от которого в стороны будут расходиться две ветви – отец и мать. От каждого из родителей будут тянуться ещё по две ветви (их родители, т.е. бабушки и дедушки ребёнка) и т.д. Такой формат древа позволяет объединить прямых предков одного конкретного человека.

Моего папу зовут Луценко Олег Петрович, 30.04.1968 г.р.

Мама - Луценко (Снеткова) Валентина Александровна – 25.03.1969 г.р.

Дедушка (по отцовской линии) – Луценко Пётр Елифорович – 1937 г.р.

Бабушка ( по отцовской линии) – Луценко (Краснопеева) Евдокия Георгиевна - ?

Дедушка (по маминой линии) – Снетков Александр Васильевич - ?

Бабушка ( по маминой линии) – Снеткова(Машанова) Александра Павловна – 19.04.1946 г.р.

Прабабушка (по бабушкиной – маминой линии) Машанова (Хайдукова) Наталья Евдокимовна-?

Прадедушка (по бабушкиной – маминой линии) – Машанов Павел Иванович - ?

Прабабушка (по бабушкиной – маминой линии) – Снеткова Матрена Васильевна -?

2.3. Традиции моей семьи.
В каждой семье есть свои традиции, которые передаются от старшего поколения к младшему. Семейные традиции способствуют воспитанию уважения к старшим, укреплению дружбы между членами семьи. Благодаря этим традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее, потому что чаще проводит вместе свое свободное время, потому что каждый заботится и беспокоится друг о друге.

В нашей семье, как, наверное, во многих других семьях, традицией стали домашние праздники. Это, прежде всего дни рождения родных, к которым мы готовимся заранее.

Ведь всегда приятно не только получать подарки, а и преподносить их. Подарки мы подбираем долго: хочется приятно удивить и порадовать близкого человека. И необязательно подарок должен быть дорогим. Ведь не зря же в народе говорят, что главное – внимание.

Вывод:

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи в первую очередь от бабушек и дедушек, потом уже от своих родителей. Но родословную своей семьи практически имеют единицы.

Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей России.

Заключение

Изучение родословной – это настоящее исследование. Я совершил пока небольшое, но увлекательное путешествие в прошлое.

Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.

Многое для меня еще остается тайной. Мы смогли с мамой добраться в исследовании до 4 колена. Я точно знаю, что на этом моя работа не окончена, наш род продолжает жить и процветать, а значит, надо будет постоянно дополнять родовое дерево. Самое главное я понял, что все уходит в историю. Передо мной стоит задача узнать годы жизни, кем работали и где проживали. Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной. Я вырасту, и родословная, составленная мной, будет передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д., значит, память о нашем роде останется бессмертной.

Список литературы

Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005

Ресурсы Сети Интернет.

Запись интервью Снетковой Валентины Александровны, Снетковой Александры Павловны.































Приложение 1. Анкетирование класса.

Я провел анкетирование учеников 5 класса МБОУ»Санномыская СОШ» на тему «История моей семьи».

Результаты данного опроса вы видите ниже.

  1. Знаком ли ты с историей своей семьи?



  1. Кто тебе её рассказал?







  1. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!