СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка курса "Основы потребительских знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка курса "Основы потребительских знаний"»

Основы потребительских знаний


Пояснительная записка


Программа элективного курса «Основы потребительских знаний» дает представление об основах потребительских знаний, способствует более быстрому и глубокому усвоению некоторых положений Закона РФ «О защите прав потребителей».

Данный курс призван помочь учащимся овладеть умениями и навыками грамотного поведения и защиты своих прав как потребителей в различных рыночных ситуациях. Настоящая программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Программой предусмотрено решение творческих задач и проблемных ситуаций, проведение деловых игр, практических занятий.

Данный элективный курс рассчитан на 12 часов и обеспечен учебно-методическим комплектом:

1. Крючкова, П. В., Кузнецова, Е. В. и др. Программа курса «Основы потребительских знаний» для учащихся 8–9 классов.

2. Крючкова, П. В., Кузнецова, Е. В. и др. Учебник «Основы потребительских знаний».

3. Крючкова, П. В., Кузнецова, Е. В. и др. Основы потребительских знаний. Методические рекомендации.


ЦЕЛИ:

– формирование у учащихся знаний и умений грамотного поведения и защиты своих прав как потребителей в различных рыночных ситуациях;

– воспитание у учащихся организованности, культуры потребления, самостоятельности и смелости в защите своих прав.

ЗАДАЧИ:

– подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей;

– познакомить с некоторыми положениями Закона РФ «О защите прав потребителей»;

– показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов;

– наглядно, в доступной игровой форме, вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуг.


Предполагаемые результаты изучения курса

Учащиеся должны:

– основные положения Закона РФ «О защите прав потребителей»;

– специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;

– свои права и обязанности как потребителей и то, куда следует обратиться в случае нарушения этих прав.

– защищать свои права в случае их нарушения;

– сравнивать различные ситуации, то есть выявлять их отличия и сходства;

– различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию.

Учебно-тематический план


урока

Название темы

Кол-во часов


Тема 1. Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»

2

1

Продавец и потребитель

1

2

Качество, информация

1


Тема 2. Защита прав потребителей при продаже им товаров

3

3–4

Если товар ненадлежащего качества

2

5

Права потребителя при покупке товара надлежащего качества

1


Тема 3. Защита прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг

2

6

Требования к качеству выполненной работы (услуги)

1

7

Ответственность исполнителя

1

8

Повторение. Игра «Защити свои права»

1


Тема 4 Защита прав потребителей

3

11

Правовые акты

1

12

Защита прав потребителей

1

13

Реклама и ее регулирование

1

14

Итоговое повторение. Деловая игра «Права потребителя и их законодательная защита»

1

Итого:

12


Содержание курса

Т е м а 1. Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей» (2 часа)

Общие положения взаимоотношений потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя). Порядок определения режима работы продавца. Понятия срока годности, срока службы, гарантийного срока. Сертификация товаров. Какую информацию потребитель может получить из сертификата. Безопасность товара (работы, услуги).

Требования к качеству товара, к информации об изготовителе (исполнителе, продавце), о товарах (работах, услугах). Имущественная ответственность продавца.

Т е м а 2. Защита прав потребителей при продаже им товаров. (3 часа)

Права потребителя при покупке товара ненадлежащего качества. Особенности удовлетворения требований потребителя в отношении технически сложных товаров. Порядок доставки товаров, подлежащих замене или возврату. Сроки устранения недостатков товаров. Сроки обмена товаров, подлежащих замене или возврату.

Права потребителя при покупке товара надлежащего качества. Особенности расчетов с покупателями в случае расторжения договора купли-продажи, если товар был продан в кредит.

Т е м а 3. Защита прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг. (2 часа)

Требования к качеству выполненной работы (услуги). Права потребителя при нарушении сроков начала и выполнения работы или оказания услуги. Права потребителя, если выполненная работа или оказанная услуга имеют ненадлежащее качество. Сроки устранения недостатков выполненной работы или оказанной услуги.

Ответственность исполнителя в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу).

Итоговое повторение. Игра «Защити свои права» (1,5 часа)

Механизм защиты прав потребителей. Взаимоотношения потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя).

Т е м а 5. Защита прав потребителей. (3 часа)

Правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей. Требования к качеству товаров. Защита прав потребителей при продаже товаров. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Права потребителей на защиту органами местного самоуправления. Реклама и ее регулирование.

Итоговое повторение. Деловая игра «Права потребителя и их законодательная защита» (1, 5 часа)

Основное содержание Закона РФ «О защите прав потребителей». Нарушения прав потребителей и их защита.


Литература

Для учащихся:

1. Белоусов, Е., Крючкова, П. и др. Закон о защите прав потребителей с практическим комментарием. – М., 1996.

2. Крючкова, П. В., Кузнецова, Е. В. и др. Основы потребительских знаний. – М., 1997.

3. Полячек, М. Потребитель в законе: самоучитель разумного потребительского поведения. – М., 1995.

Для учителя:

1. Долбилин, А. С. Защита прав потребителей. – М., 1997.

2. Журналы «Экономика в школе», «СПРОС» и др.

3. Закон РФ «О защите прав потребителей».

4. Крючкова, П. В., Кузнецова, Е. В. и др. Программа курса «Основы потребительских знаний» для учащихся 8–9 классов. – М., 1997.

5. Крючкова, П. В., Кузнецова, Е. В. и др. Основы потребительских знаний. Методические рекомендации. – М., 1997.


Тема 1. Содержание общих положений
закона РФ «О защите прав потребителей»

Ц е л и: учащиеся должны познакомиться с основными положениями Закона РФ «О защите прав потребителей», научиться правильно использовать содержащиеся в них понятия; уметь извлекать информацию о товаре (работе, услуге).

О с н о в н ы е п о н я т и я: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, срок годности, срок службы, гарантийный срок, стандарт, недостаток товара (работы, услуги), существенный недостаток товара (работы, услуги), безопасность товара (работы, услуги).

Первое занятие можно начать с вводной беседы.

Вопросы:

– Что вам известно о Законе?

– Как вы думаете, почему он был принят?

Учащимся предлагается составить словарь специальных терминов. Для этого они делятся на группы и получают карточки с терминами. После обсуждения учащиеся зачитывают свои варианты, а учитель знакомит их с определениями Закона.

В качестве закрепления и контроля знаний учащимся предлагается решить ряд задач.

Например:

1) Определите по упаковке товара срок годности.

2) Вставьте пропущенные слова:

В магазин привезли товар с просроченным (сроком годности). (Потребитель) приобрел (товар). Ознакомившись с информацией на обертке, гражданин понял, что продукт имеет (существенные недостаток) и не соответствует (стандарту). (Продавец) заявил, что у (товара) недавно закончился (срок годности), поэтому он (безопасен).

Второе занятие проводится в виде игры. Класс делится на две группы: «журналисты» и «юристы». Им выдаются листы с выдержками из Закона (ст. 3, гл. 1; ст. 7, гл. 1; ст. 9–10, гл. 1).

Ход игры

1. Учащиеся знакомятся со статьей 3 главы 1 Закона. Затем «журналисты» должны подготовить три вопроса по статье, а «юристы» быть готовыми ответить на них.

2. Группы получают следующее задание.

«Журналисты»:

В редакцию газеты пришло письмо, в котором гражданин Смирнов А. П. сообщает…

Продолжите рассказ о случае, когда товар (работа, услуга) вызывали сомнения в его безопасности. (Используйте ст. 7 гл. 1 Закона).

«Юристы»:

Прочитайте ст. 7 гл. 1 Закона и ответьте на письмо Смирнова А. П.

3. Группы получают задание:

«Журналисты»

Прочитайте ст. 9 гл. 1 Закона и составьте газетное объявление о создании нового предприятия (объявление должно содержать всю необходимую информацию).

«Юристы»:

Прочитайте ст. 10 гл. 1 Закона и составьте список требований к информации о товарах (работах, услугах).

4. Подведение итогов.

После обсуждения итогов игры учащиеся составляют «Памятку потребителя».


Тема 2. Защита прав потребителей
при продаже им товаров

Ц е л и: учащиеся должны получить знания о защите прав потребителей при покупке товаров; научиться самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и применять свои знания при решении практических задач.

О с н о в н ы е п о н я т и я: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, срок годности, срок службы, гарантийный срок, сертификат, стандарт, недостаток товара, существенный недостаток товара, безопасность товара.

Изучение темы учитель может начать с решения практических задач. Учащимся предлагается несколько ситуаций, которые они должны разрешить, используя собственный опыт.

Например:

1) Вы пришли на рынок, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации?

2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримете?

3) В киоске вы купили буханку хлеба. Дома, разрезав хлеб, вы обнаружили непромес. Что вы сделаете?

Обобщая ответы учащихся, учитель зачитывает выдержки из Закона (гл. 2). Учащиеся заполняют памятку «Если вы купили товар ненадлежащего качества».

Затем учащимся предлагается ролевая игра «Потребитель – продавец». В ходе игры учащиеся решают практические задания, опираясь на соответствующие статьи Закона.

Например:

– Вы купили банку сгущенного молока. Дома заметили, что товар просрочен. Что вы предпримете?

– Гражданин Семенов купил в подарок сыну механические часы. Подарив их через неделю, он заметил, что браслет погнут. Что может сделать Семенов?

– Власова А. П. приобрела в магазине телевизор. Через полгода телевизор сломался. Какие права имеет Власова?

В качестве закрепления и контроля знаний учащимся можно предложить тестовые задания.

Тема 3. Защита прав потребителей
при выполнении работ или оказании услуг

Ц е л и: учащиеся должны получить знания о защите прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг; научиться самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и применять свои знания при решении практических задач.

О с н о в н ы е п о н я т и я: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, срок годности, срок службы, гарантийный срок, стандарт, недостаток работы (услуги), существенный недостаток работы (услуги), безопасность работы (услуги).

Изучение данной темы можно начать с организации самостоятельной работы учащихся. Класс делится на три группы. Учащиеся получают листы с выдержками из Закона (глава III) и карточки с заданиями.

Например:

К а р т о ч к а № 1. Сроки выполнения работ (оказания услуг).

1. Как определяется срок исполнения работ?

2. Как могут быть изменены сроки выполнения работ (оказания услуг)?

3. В каких случаях сроки выполнения работ (оказания услуг) предусматриваются договором?

К а р т о ч к а № 2. Последствия нарушения сроков.

1. Что относится к нарушениям сроков выполнения работы (оказания услуги)?

2. Что вправе требовать потребитель, если были нарушены сроки выполнения работы (оказания услуги)?

3. Каков порядок расторжения договора?

К а р т о ч к а № 3. Права потребителей при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

1. Дайте определение: недостаток выполненной работы (оказанной услуги).

2. Каковы сроки предъявления претензий по поводу недостатков работы (услуги)?

3. Какова ответственность исполнителя в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)?

После обсуждения итогов работы составляется памятка «Если нарушены ваши права при выполнении работ или оказании услуг».

В качестве закрепления и контроля знаний учащимся предлагается решить ряд задач. Например:

– Гражданин Васильев заключил договор с фирмой на строительство дома. Когда 50 % работ было выполнено, Васильев решил достроить дом своими силами. Претензий к качеству работы у Васильева не было.

Имеет ли потребитель право на расторжение договора?

– Гражданка Тимофеева заключила договор с ателье на пошив платья. В договоре было указано, что ателье обязуется выполнить заказ к 25 мая 2004 года, но в этот срок платье не было готово.

Какие права имеет Тимофеева?

Итоговое повторение

Игра «Защити свои права»

Ц е л и: обобщить знания, умения и навыки учащихся.

Итоговый контроль знаний по Закону «О защите прав потребителей» можно провести в форме игры. Учащиеся делятся на две команды, выбираются жюри и ведущий. Игра проводится в несколько этапов.

Ход игры

I этап. Разминка

Учащимся предлагаются вопросы, ответ на которые должен быть моментальным. Его может дать любой член команды. За каждый правильный ответ – 1 очко.

II этап. «Ты мне, я тебе»

Команды готовят вопросы. Участники команды задают по одному вопросу участникам другой команды. Если ответ был неправильный или ответа не было вообще, то очко получает задающая вопрос команда.

III этап. «Реши задачу»

Учащиеся должны решить ситуационные задачи, которые требуют коллективной выработки ответов. За правильное решение каждой ситуации – 3 очка.

В конце игры жюри определяет итоговые оценки команд.

Тема 4. Государственная и общественная
защита прав потребителей

Ц е л и: учащиеся должны получить знания о защите прав потребителей федеральными и территориальными антимонопольными органами власти; получить практические навыки защиты своих прав как потребителей.

О с н о в н ы е п о н я т и я: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, срок годности, срок службы, гарантийный срок, иск, штраф.

Изучение темы можно провести в форме семинарского занятия. Класс делится на пять групп. Учащиеся получают задания.

Г р у п п а 1.

Изучите ст. 40, 41 Закона РФ «О защите прав потребителей» и заполните таблицу «Полномочия федерального антимонопольного органа. Обязанность изготовителя по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу».

Г р у п п а 2.

Изучите ст. 42 Закона РФ «О защите прав потребителей» и заполните таблицу «Полномочия федеральных органов исполнительной власти».

Г р у п п а 3.

Изучите ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» и выпишите санкции, налагаемые федеральным антимонопольным органом и другими федеральными органами исполнительной власти на недобросовестных производителей.

Г р у п п а 4.

Изучите ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» и составьте схему «Защита прав потребителей органами местного самоуправления».

Г р у п п а 5.

Изучите ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и выпишите права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

После обсуждения итогов работы составляется памятка «Государственная и общественная защита прав потребителей».

В качестве закрепления и контроля знаний учащимся предлагается решить ряд задач. Например:

– Покупатель Столяров А. К. приобрел 2 марта видеокамеру в магазине «Техника». Через месяц, то есть в течение гарантийного срока, видеокамера вышла из строя. Столяров потребовал замены неисправной видеокамеры на новую немедленно или в течение месяца. Директор магазина в просьбе А. К. Столярову отказал.

Каковы дальнейшие действия потребителя в данной ситуации?

Тема 5. Защита прав потребителей

Ц е л и: учащиеся должны научиться самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами; применять свои знания при решении практических задач.

О с н о в н ы е п о н я т и я: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, срок годности, срок службы, гарантийный срок, сертификат, стандарт, недостаток товара, существенный недостаток товара, безопасность товара.

Данная тема предусматривает отработку учащимися полученных знаний. Во вводной беседе учащие вспоминают основные положения Закона РФ «О защите прав потребителей». Затем они приступают к решению практических задач. Класс можно разделить на две группы, выбрать экспертов. Учитель по очереди задает вопросы, эксперты оценивают ответы и делают пояснения, опираясь на Закон. Состав команд может меняться; важно, чтобы все учащиеся смогли поработать с документами.

Примеры задач:

– Покупатель приобрел комплект постельного белья 6 июня. Данный товар не понравился членам семьи по расцветке. Имеет ли покупатель право на обмен? Если да, то при каких условиях и в какие сроки?

– П. С. Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция на корейском и английском языках. Фирма предложила покупателю сделать перевод за его деньги. Каковы права покупателя в данной ситуации?

В качестве закрепления и контроля знаний учащимся можно предложить тест.

Тема 6. Штриховое кодирование товара

Ц е л и: учащиеся должны получить знания о системе кодирования, изучить товарные знаки и их назначение; научиться использовать свои знания при покупке товаров.

О с н о в н ы е п о н я т и я: штриховой код, знаки качества, символы.

Первое занятие по этой теме можно провести в форме лекции. Для лучшего усвоения материала учащимися желательно использовать наглядность.

В ходе второго занятия происходит отработка полученных знаний. Класс можно разделить на две группы. Группы получают карточки с заданиями.

Примеры заданий:

– Для кого предназначена информация, заложенная в штриховом коде; как ее можно использовать?

– Расшифруйте следующие знаки, нанесенные на упаковках конфет: Е-123, Е0171. Сделайте вывод.

– Возможно ли нанесение одной только «зебры», без цифрового сопровождения?

После завершения работы учитель обобщает ответы учащихся.

Итоговое повторение
Деловая игра «Права потребителя и их законодательная защита»

Ц е л и: обобщить знания, умения и навыки учащихся.

Для проведения деловой игры класс делится на четыре группы: менеджеры-администраторы, менеджеры-коммерсанты, менеджеры персонала и юристы. Проводится семинар по применению Закона РФ «О защите прав потребителей». Учащиеся выполняют задания согласно выбранной роли. Главное в игре – обмен мнениями, итоговое обсуждение.

Примеры заданий:

З а д а н и е 1.

Как менеджер-администратор, подготовьте консультацию для покупателей по качеству и потребительским свойствам соков, минеральных вод.

1. Дайте разъяснения по применению статьи «Качество товаров», исходя из содержания Закона.

2. Определите обязанности продавца соков и минеральной воды по предоставлению информации о товаре и изготовителе.

3. Определите по образцам, из чего сделаны сухие фруктовые напитки.

З а д а н и е 2.

Как юрист, определите стратегию по защите прав потребителей.

1. Какие последствия продажи товаров с недостатками определены Законом?

2. Составьте перечень товаров, которые не обмениваются.

3. Определите права и обязанности покупателя при обращении в суд.

З а д а н и е 3.

Как менеджер магазина, окажите помощь покупателям в расшифровке различных видов маркировки.

1. Расшифруйте код товаров по образцам: 50180441181834, 8009647000666.

2. Как можно использовать информацию штрихового кода?

3. Расшифруйте некоторые знаки качества и специальной маркировки.

З а д а н и е 4.

Как менеджер-коммерсант, подготовьте информацию о пищевых добавках в производстве товаров.

1. Расшифруйте индексы: Е-440, Е-330, Е-221.

2. Какие организации дают разрешение на применение в производстве природных соединений и химических веществ?

3. Какие добавки запрещены к применению в пищевой промышленности? Почему?

Занятие заканчивается анализом учителем итогов игры, действий каждой группы. В завершение игры каждому участнику выставляется оценка.

Приложение

Основные понятия курса

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).



Теоретические задания

1. Перечислите правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.

2. В каких случаях отношения в области защиты прав потребителей регулируются международными договорами?

3. Как определяются требования к качеству товаров?

4. Дайте определение следующим понятиям:

а) срок службы;

б) срок годности;

в) гарантийный срок.

5. Каким образом изготовитель обеспечивает возможность использования товара в течение срока его службы?

6. Что понимают под безопасностью товара (работы, услуги)?

7. Назовите срок, в течение которого изготовитель обязан обеспечить безопасность товара (работы).

8. Какие товары (работы, услуги) подлежат обязательной сертификации?

9. Дайте понятие информации:

а) необходимой;

б) достоверной.

10. Какие сведения должны быть указаны на вывеске розничного торгового предприятия?

11. Каковы обязательные требования к информации об индивидуальном предпринимателе?

12. Каковы требования к информации о продуктах питания?

13. Порядок определения режима работы продавца (исполнителя).

14. Возможные последствия ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге).

15. Права потребителя в случае предоставления ему ненадлежащей (недостоверной, недостаточно полной) информации.

16. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей.

17. В каких случаях продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств?

18. Права потребителя в случае, если продавец (изготовитель, исполнитель) не удовлетворит его требования в добровольном порядке.

19. Порядок возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя.

20. Кто, кроме потребителя, может требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)?

21. В каких случаях изготовитель (продавец, исполнитель) освобождается от ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)?

22. Какие права имеет потребитель, если ему продан товар с недостатком?

23. Каковы особенности удовлетворения требований потребителя в отношении технически сложных товаров?

24. В чем заключаются особенности прав потребителей при покупке товаров с недостатками в комиссионном магазине?

25. Укажите порядок предъявления и удовлетворения требований потребителя по товарам, приобретенным с недостатками?

26. Что является основанием для предъявления потребителем требований к продавцу?

27. Каков порядок исчисления гарантийного срока товара, а также срока его службы?

28. Укажите особенности исчисления этих сроков для сезонных товаров.

29. Какие установлены сроки предъявления покупателями требований по поводу недостатков, обнаруженных в купленных товарах?

30. Какие установлены сроки устранения недостатков, обнаруженных в купленных товарах?

31. Назовите сроки обмена товаров, купленных с недостатками.

32. Укажите размер неустойки за невыполнение требований покупателей.

33. Как производятся расчеты с потребителем в случае приобретения им товаров с недостатками?

34. Охарактеризуйте права потребителя в случае приобретения им товара надлежащего качества.

35. Охарактеризуйте порядок расчетов с покупателями в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.

36. Особенности расчетов с покупателями в случае расторжения договора купли-продажи, если товар был продан в кредит.

37. Кем утверждаются правила отдельных видов договоров купли-продажи товаров?

38. Каким требованиям должно соответствовать качество выполненной работы?

39. Права потребителя, если исполнитель не приступил своевременно к выполнению работы.

40. Ответственность исполнителя в случае нарушения сроков начала и выполнения работы или оказания услуги.

41. Права потребителя, если выполненная работа или оказанная услуга имеют ненадлежащее качество.

42. Права потребителя, если исполнитель нарушает сроки устранения недостатков выполненной работы или оказанной услуги.

43. Ответственность исполнителя в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя.

44. В каких случаях исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя?

45. Охарактеризуйте порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу).

46. Какие предписания могут направлять изготовителю (исполнителю, продавцу) федеральный антимонопольный орган или его территориальные органы?

47. Каково содержание исков, которые в интересах потребителей может направлять в суд федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы)?

48. Назовите органы, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

49. Каков размер штрафа, налагаемого на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний федерального антимонопольного органа или его территориальных органов?

50. В чью пользу направляются суммы штрафов, взыскиваемых с изготовителя (исполнителя, продавца)?

51. Права органов местного самоуправления в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной информацией или с просроченными сроками годности.

52. Назовите, какие вы знаете общественные объединения потребителей.



Ситуативные задания

1. Покупательница И. П. Снегирева приобрела в магазине оттеночный шампунь германского производства. Придя домой, не обнаружила аннотации на русском языке. Снегирева вернулась в магазин и потребовала русский текст к товару. Продавец сказала, что аннотаций на русском языке у нее уже нет: «Были – все раздала».

Объясните права И. П. Снегиревой, обязанности и ответственность продавца в данной ситуации.

2. 10 августа покупательница М. С. Петрова купила в магазине 20 м атласной ленты шириной 18 мм. Через день М. С. Петрова пришла в магазин и попросила обменять ленту на кружево, так ей посоветовали в ателье, где она заказала комплект постельного белья. Однако заведующая секцией отказалась удовлетворить требование М. С. Петровой.

Права ли заведующая секцией? Дайте обоснование ответа.

3. Потребитель Н. заключил со строительной фирмой договор на строительство дачного дома. После того, как 50 % работ было выполнено, потребитель Н. решил достроить дом своими силами. Претензий к качеству работы, выполненной строителями, у потребителя не было.

Имеет ли потребитель Н. право на расторжение договора? Определите меру его ответственности в данной ситуации.

4. 25 марта покупатель П. И. Харитонов купил в магазине «Рубин» часы наручные механические стоимостью 62 тысячи рублей. 28 марта обнаружил, что в паспорте на часы отсутствует штамп магазина.

Охарактеризуйте действия покупателя и продавца в данной ситуации.

5. Покупатель В. И. Петров купил в магазине без примерки полуботинки для сына стоимостью 32 тысячи рублей. 22 февраля этого же года обратился к директору магазина с требованием обменять полуботинки, ссылаясь на то, что они не подошли сыну по размеру.

Каковы действия директора магазина в данной ситуации?

7. 5 мая покупательница В. С. Дымова купила в магазине 3,5 метра шерстяной ткани. 7 мая пришла в магазин и попросила обменять этот отрез на другой – 4-метровый, так как в ателье сказали, что на пальто нужно 4 метра данной ткани. Однако директор магазина отказалась удовлетворить просьбу покупательницы.

Права ли директор? Ответ обоснуйте.

8. Покупателю А. К. Семенову был продан батон пшеничного хлеба, который оказался некачественным: в его разрезе обнаружен непромес. Покупатель принес батон обратно и потребовал заменить его.

Как должен поступить в данной ситуации продавец?

9. Покупатель купил комплект постельного белья 1 марта. Данный товар не понравился членам семьи по расцветке.

Имеет ли покупатель право на обмен? Если да, то каков срок обмена?

10. П. С. Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила П. С. Иванову сделать перевод за 50 долларов.

Права покупателя в данной ситуации.

11. Магазин не может устранить дефекты мебели в 20-дневный срок или предложить аналогичную мебель в течение 7 дней из-за ее отсутствия.

Охарактеризуйте права потребителя в данной ситуации.

12. Покупатель настаивает на обмене телевизора, купленного два месяца назад. Свое требование он мотивирует тем, что телевизор имеет плохое изображение, не подлежащее настройке, о чем подтверждает справка гарантийной мастерской. Продавец не соглашается с требованием покупателя и предлагает ему произвести гарантийный ремонт.

Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте.

Если продавец в данной ситуации считает, что недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации телевизора, то кто должен доказать этот факт?

13. Покупательница приобрела холодильник, который сломался на десятом месяце гарантии. Она сдала его в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок службы холодильника кончился.

Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.

14. Покупательница купила механический будильник по цене 80 рублей в октябре 2003 года. А в феврале 2004 года принесла его в магазин с просьбой вернуть его стоимость, так как в будильнике имеется производственный брак, подтвержденный ремонтной мастерской. Цена будильника на момент возврата 100 рублей.

Возможно ли удовлетворить просьбу покупательницы? Если да, то какую сумму она должна получить?

15. Покупатель купил мужскую сорочку. Через два часа вернулся и попросил взять сорочку назад и вернуть ему деньги. Заведующий секцией отказался вернуть деньги.

Прав ли он? Ваши действия в качестве заведующего секцией.

16. Покупательница обратилась с просьбой обменять сумку, которая не подошла дочери по цвету. Сумка новая (сохранен ярлык и товарный чек, куплена в данном магазине неделю назад).

Как должен поступить заведующий магазином?

17. Покупатель обратился в магазин с просьбой обменять пододеяльник, который не подошел по расцветке. Был куплен накануне.

Как должна поступить заведующая секцией? Ответ обоснуйте.

18. 30 ноября 1995 года в фирме «Самсунг» П. С. Иванов купил импортную посудомоечную машину «Аристо-457». В январе 1996 года машина вышла из строя, и П. С. Иванов сдал ее в магазин на гарантийное обслуживание под расписку. Прошло полгода, но машину не вернули.

Какие права имеет покупатель в данном случае?

19. Поступает много жалоб от покупателей телевизоров «Панасоник», «Сони», видеокассет, которым при покупке вручаются инструкции на различных иностранных языках.

В чем заключаются обязанности продавца?

Какие права имеют покупатели в данных ситуациях?

20. Видеомагнитофон сломался в течение гарантийного срока. Покупатель обратился в магазин с просьбой о замене. Продавец согласился заменить видеомагнитофон в течение месяца со дня обращения покупателя в магазин.

Проанализируйте соблюдение прав покупателя по срокам замены.

21. 20 февраля 1996 года В. И. Сидорова сдала в мастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила за ремонт 200 рублей. Когда в назначенный день Сидорова пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеряны. Стоимость утерянных туфель работники мастерской возместить отказались.

Определите права В. И. Сидоровой по Закону РФ «О защите прав потребителей».


Деловая игра «Защити свои права»

Итоговый контроль знаний по Закону РФ «О защите прав потребителей» проводится по типу телевизионной игры «Счастливый случай». Общее время проведения игры зависит от контингента обучающихся.

Группа обучающихся делится на две команды. Работает жюри. Ведет викторину ведущий (не обязательно преподаватель).

В самом начале занятия проводится инструктаж, где объясняется цель занятия, содержание, организация проведения и порядок подведения итогов.

Командам предлагается вытянуть жребий, чтобы выяснить, кто начинает первым.

В первом гейме (разминка) обучающимся предлагаются вопросы (по 5 каждой команде). Ответ должен быть моментальным, его может дать любой член команды. За каждый правильный ответ – 1 очко.

Второй гейм «Ты мне, я тебе». Условия игры: командам дано домашнее задание – подготовить по пять вопросов. Каждый участник команды задает по одному вопросу участнику другой команды. За правильный ответ команда получает одно очко. Если ответ был неправильный или ответ не был дан, то очко получает задающая вопрос команда.

В случае подсказки с команды снимается очко. Начинает второй гейм команда, получившая в первом гейме большее количество очков.

Домашнее задание может быть и другого варианта. Например, реклама товара, включающая информацию о нем и его демонстрацию. При оценке учитывается актуальность темы, соответствие содержания требованиям законов «О рекламе», «О защите прав потребителей», оригинальность защиты и оформление.

В третьем гейме за 10 минут предлагается ответить на максимальное количество вопросов, охватывающих все четыре раздела Закона РФ. В качестве примера приводятся вопросы по 2-му разделу, а также ответы на них для счетной комиссии. Этот гейм осуществляется в виде фронтального опроса, проверяющего знания каждого участника игры.

Учитывается время, точность ответов, количество правильных ответов. За каждый правильный ответ – 2 очка.

Четвертый гейм представлен ситуационными задачами, которые требуют коллективной выработки ответов. За правильное решение каждой ситуации – 3 очка.

В конце игры жюри определяет итоговую оценку, команду-победительницу и оценки отдельным участникам игры.

Сценарий деловой игры по теме

«Права потребителя и их законодательная защита»

Для проведения учебной деловой игры выбран супермаркет, магазин самообслуживания, торгующий преимущественно продовольственными товарами. Маркетинговый отдел планирует провести семинар с персоналом магазина по применению Закона РФ «О защите прав потребителей».

Ц е л ь с е м и н а р а: раскрыть через содержание Закона РФ «О защите прав потребителей» истинное отношение к профессиональному долгу и профессиональной чести продавца (изготовителя, исполнителя товара); повысить профессиональные навыки работников магазина по применению Закона РФ «О защите прав потребителей» в практике организации торгового обслуживания; выработать навыки максимальной заботы о потребителях на основе анализа конкретных ситуаций «Покупатель – продавец»; создать благоприятный имидж компании по высокому качеству сервисного обслуживания потребителей.

Участники игры и их функции

Группа делится на 4–5 подгрупп, разыгрывающих роли специалистов маркетингового отдела.

Структура маркетингового отдела:

менеджер-коммерсант (коммерческий директор);

менеджер-администратор;

менеджер персонала;

юрист.

Особенности и некоторые качества личности, которыми должны обладать данные специалисты:

Менеджер-коммерсант (коммерческий директор) управляет всеми процессами реализации товаров. В его функции входит: продажа и сбыт, содействие продаже, реклама, работа по связям с потребителем, транспортировка, пред- и послепродажное обслуживание.

Н е о б х о д и м ы е к а ч е с т в а л и ч н о с т и: гибкость; умение рисковать; творческое, нестандартное мышление; принципиальность и высокие моральные качества; умение убеждать, влиять на окружающих, добиваться доверия; коммуникабельность.

Менеджер-администратор организует работу плановых и бухгалтерских служб, планирует ее, управляет коллективом и поддерживает высокую дисциплину труда.

Н а и б о л е е в а ж н ы е к а ч е с т в а: педантизм, организованность, развитый самоконтроль и дисциплина, лидерские качества.

Менеджер персонала. В его обязанности входит работа с персоналом магазина. Он должен: четко сформулировать задачи; создать команду для их решения; проследить, чтобы задачи дошли до конкретных исполнителей; следить за обучением персонала; организовать контроль внутри фирмы; разрешать конфликтные ситуации; и т. д.

Н а и б о л е е н е о б х од и м ы е к а ч е с т в а: доброта; умение ценить индивидуальность и эрудицию в людях; знание людей; совместимость с другими людьми.

Перечисленные качества личности и содержание работы членов маркетингового отдела совпадают с требованиями высшей квалификационной характеристики. Надеемся, что деловая игра поможет вам закрепить и углубить теоретические знания и умения, применить их к практической деятельности, выработать умения постановки и решения задач в самостоятельной работе; будет способствовать развитию таких качеств, как профессионализм, информированность, творческая активность и инициатива, умение убеждать, умение ценить индивидуальность и эрудицию в людях, ответственность за результаты работы.

Дидактические материалы по обеспечению деловой игры:

Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.1996 г.

Закон РФ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РСФСР», 1996 год.

Правила продажи различных групп товаров.

Задания. Ситуации.

Консультации.

Ход игры

Группа разделена на 4 подгруппы, которые выполняют задания согласно выбранной роли. В ходе игры преподаватель непосредственно в игре не участвует, не вмешивается в ее ход.

Особенностями деловой игры являются самонастрой и самообучение. В ходе поиска решения учащиеся могут пользоваться советами и консультациями преподавателя, дидактическими материалами. Разработанные варианты решений публично защищаются в группе. Участие нескольких соревнующихся групп в разработке одной и той же проблемы вызывает дискуссию участников игры по поводу каждого решения.

Анализ результатов деловой игры и подведение итогов

Занятие по разыгрыванию ролей заканчивается анализом преподавателем итогов игры, действий каждой группы и отдельных участников. Главное в обсуждении – обмен мнениями, итоговое обсуждение.

В завершение деловой игры каждому участнику выставляется оценка.

З а д а н и е 1

Как менеджер-администратор, подготовьте консультацию для покупателей по качеству и потребительским свойствам соков, минеральных вод.

1. Дайте разъяснения по применению статьи «Качество товаров», исходя из содержания Закона.

2. В продаже имеется большой ассортимент фруктовых и овощных соков. Как отличить натуральные соки от напитков?

3. Определите по образцам, из чего сделаны сухие фруктовые напитки.

4. Оцените качество напитка «Зуко». Соответствует ли оно по свойствам телевизионной рекламе и информации на упаковке?

5. В магазинах появилось большое количество разнообразной импортной минеральной воды, но в тексте на русском языке не указано, для каких целей эта вода применяется. Как разобраться?

6. Определите обязанности продавца соков и минеральной воды по предоставлению информации о товаре и изготовителе на основе предложенных образцов.

7. Какие безалкогольные напитки отечественного производства наиболее полезны для здоровья человека? Приведите примеры.

З а д а н и е 2

Как юрист отдела маркетинга, определите стратегию по защите прав потребителей, принятию обоснованных конкретных решений при возникновении конфликтных ситуаций и достижению компромисса. Для разработки стратегии работы проанализируйте следующую ситуацию, поставив себя на место покупателя.

Допустим, вы купили холодильник, и в течение гарантийного срока он у вас сломался. Если вы не сомневаетесь, что поломка произошла не по вашей вине, то вы можете обратиться в магазин, где купили холодильник, с заявлением.

1. Какие последствия продажи товаров с недостатками определены Законом? Если администратор магазина в информации для покупателя разместил объявление «Проданный товар не обменивается и возврату не подлежит», как можно оценить это объявление с точки зрения Закона?

2. Составьте перечень товаров, которые не обмениваются.

3. Что более предпочтительно для покупателя – возврат денег или замена? Почему? Разъясните условия замены товара.

4. Оформите заявление с просьбой о возврате денег или замене.

5. Если покупатель не удовлетворен действиями администрации по срокам замены товара и неуважительным и даже оскорбительным отношением к нему, какие аргументы можно привести в разговоре с покупателем по урегулированию конфликта в досудебном порядке?

6. Определите права и обязанности покупателя при обращении в суд.

7. Составьте текст искового заявления.

8. Определите юридические последствия подписания мирного соглашения для покупателя и магазина.

9. Если ответчик не является в суд, может ли судья рассмотреть дело без него?

З а д а н и е 3

Как менеджер магазина, окажите помощь покупателям в расшифровке различных видов маркировки (штриховой, буквенной, цифровой), которая наносится на упаковку отечественных и импортных товаров.

1. Расшифруйте код товаров по абзацам и следующим номерам: 50180441181834, 8009647000666.

2. Как можно использовать информацию штрихового кода?

3. Расшифруйте некоторые знаки качества и специальной маркировки.

4. Охарактеризуйте порядок получения кода предприятиями любой формы собственности.

5. Приведите примеры нанесения других видов маркировки, обоснуйте целесообразность их использования.

З а д а н и е 4

Как менеджер-коммерсант, подготовьте информацию для персонала и покупателей магазина о пищевых добавках, их происхождении, классификации, разрешенных и запрещенных химических веществах в производстве товаров.

В сознании многих покупателей укрепилась информация о том, что на наш рынок поступают продукты, содержащие запрещенные пищевые добавки, которые вызывают различные заболевания, от сыпи и расстройства желудка до рака.

Например, шоколадный батончик «Баунти» содержит добавки: Е-322, Е-422, Е-471; джем клубничный (штриховой код 64168120800279) содержит добавки: Е-440, Е-330, Е-221, Е-202.

1. Расшифруйте перечисленные индексы, сделайте заключение о целесообразности использования данных пищевых добавок в производстве.

2. Какие организации дают разрешение на применение в производстве природных соединений и химических веществ?

3. Можно ли верить рекламе, утверждающей, что жевательная резинка «Стиморол» без сахара с ксилитом защищает от кариеса?

4. Чем можно объяснить профилактическое воздействие сахарозаменителей – ксилита и сорбита – в жевательных резинках?

В некоторых жевательных резинках для детей страны Южной Африки, Турция, Испания используют бутадиен, или стирольный каучук. Ваше отношение к закупке и реализации данной продукции.

6. Какие добавки запрещены к применению в пищевой промышленности? Почему?






Тестовые задания
Тест по Закону РФ «О защите прав потребителей»

1. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе требовать:

а) возмещения такого вреда;

б) возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя;

в) возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя, если вред причинен и окружающей среде.

2. Если потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы товара и возможных последствиях при невыполнении указанных действий:

а) вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения;

б) вред подлежит возмещению, если товар по истечении срока службы представляет опасность для жизни и здоровья;

в) вред подлежит возмещению, если причинен после истечения срока службы товара.

3. Размер компенсации морального вреда определяется:

а) судом;

б) судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда;

в) судом в зависимости от размера возмещения имущественного вреда.

4. Продавец (исполнитель) не вправе:

а) без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги;

б) без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату;

в) без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги, если иное не предусмотрено договором.

5. Если потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, расторгает договор купли-продажи, то:

а) он обязан возвратить продавцу товар с недостатками;

б) он обязан возвратить продавцу товар с недостатками по его требованию;

в) он обязан возвратить продавцу товар с недостатками по его требованию и за его счет.

6. Потребитель вправе потребовать замены товара на товар надлежащего качества:

а) в случае обнаружения недостатков товара;

б) в случае обнаружения недостатков товара, за исключением технически сложных и дорогостоящих товаров;

в) в случае обнаружения недостатков товара, за исключением технически сложных и дорогостоящих.

7. Отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара:

а) является основанием для отказа рассмотрения требований потребителя;

б) не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя;

в) не является определяющим условием для удовлетворения требований потребителя.

8. Потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, если в результате экспертизы товара установлено:

а) что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец;

б) что его недостатки возникли после передачи товара потребителю;

в) не обязан возмещать.

9. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, если:

а) не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю или по причинам, возникшим после этого момента;

б) не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы;

в) потребитель докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.

10. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если:

а) не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю или по причинам, возникшим после этого момента;

б) потребитель докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента;

в) не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

11. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования в отношении недостатков товара:

а) если недостатки товаров обнаружены в течение гарантийного срока;

б) в пределах двух лет со дня передачи их потребителю;

в) в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

12. Гарантийный срок исчисляется:

а) со дня продажи;

б) со дня передачи товара потребителю;

в) со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором.

13. При продаже сезонных товаров срок службы товара исчисляется:

а) со дня продажи товара потребителю;

б) с момента наступления соответствующего сезона;

в) со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором.

14. Гарантийные сроки на комплектующие изделия:

а) устанавливаются отдельно;

б) считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором;

в) считаются меньше гарантийного срока на основное изделие.

15. Может ли потребитель предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатков товара по истечении гарантийного срока:

а) нет;

б) да, в случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, и были обнаружены потребителем в пределах двух лет;

в) да, в случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

16. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом):

а) в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара;

б) незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме;

в) незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в нотариальной форме.

17. В отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) обязан при предъявлении потребителем требования об устранении недостатков товара:

а) в 7-дневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар;

б) в 3-дневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар;

в) незамедлительно и безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар.

18. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент:

а) его замены;

б) предъявления требования о замене;

в) покупки товара.

19. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если указанный товар:

а) не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению;

б) не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;

в) не может быть использован потребителем по назначению.

20. В случае, если выполнение работы осуществляется по частям в течение срока действия договора о выполнении работ:

а) по соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки);

б) в договоре должны быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки);

в) сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки) указываются в договоре в соответствии со стандартами на выполнение указанных работ.

21. При расторжении договора о выполнении работы вследствие нарушения исполнителем сроков ее выполнения исполнитель:

а) вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы, предусмотренной договором о выполнении работ;

б) не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за выполненную работу;

в) не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за выполненную работу.

22. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги):

а) в течение гарантийного срока;

б) если они обнаружены в течение гарантийного срока;

в) в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы.

23. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) в недвижимом имуществе, при отсутствии гарантийного срока:

а) в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы;

б) в разумный срок в пределах пяти лет со дня принятия выполненной работы;

в) в разумный срок в пределах десяти лет со дня принятия выполненной работы.

24. Вправе ли исполнитель требовать увеличения твердой сметы?

а) Да, если в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов;

б) нет;

в) да, если в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ.

25. При отказе потребителя увеличить смету при существенном возрастании стоимости услуг, оказываемых исполнителю третьими лицами:

а) исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;

б) исполнитель не вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;

в) исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.

26. Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы:

а) исполнитель вправе отказаться от исполнения договора;

б) исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, но не может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу;

в) исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и может требовать от потребителя уплаты стоимости выполненной работы.

27. Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы:

а) вправе требовать увеличения приблизительной сметы через суд;

б) обязан исполнить договор и может требовать от потребителя уплаты стоимости выполненной работы;

в) обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы в пределах приблизительной сметы.

28. Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя:

а) могут снизить качество выполняемой работы;

б) могут снизить качество выполняемой работы или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок;

в) могут повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

29. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу:

а) после ее принятия потребителем;

б) по окончании ее, если иное не установлено договором между потребителем и исполнителем;

в) по окончании ее.

30. Положение о порядке рассмотрения федеральным антимонопольным органом дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утверждается:

а) Правительством Российской Федерации;

б) федеральным антимонопольным органом;

в) Министерством юстиции Российской Федерации.

31. Штраф, налагаемый федеральным антимонопольным органом:

а) взыскивается в безакцептном порядке;

б) уплачивается в 30-дневный срок;

в) уплачивается в 2-месячный срок.

32. Общественные объединения потребителей вправе:

а) налагать на хозяйствующие субъекты административные взыскания;

б) подавать в суд иски о защите прав неопределенного круга лиц;

в) проверять документацию хозяйствующего субъекта.

33. Продажа лекарственных препаратов осуществляется в соответствии:

а) с Законом РФ «О защите прав потребителей»;

б) с Федеральным законом «О лекарственных средствах» и Законом РФ «О защите прав потребителей»;

в) с Федеральным законом «О лекарственных средствах» и с учетом особенностей, определенных Правилами продажи отдельных видов товаров.

34. Информация о животных и растениях, предлагаемых к продаже, дополнительно должна содержать:

а) их видовое название;

б) их видовое название и сведения об особенностях содержания и разведения;

в) их видовое название, сведения об особенностях содержания и разведения, месте происхождения.

35. При покупке домашнего животного вместе с товаром покупателю передается:

а) ветеринарное свидетельство (ветеринарная справка), удостоверяющее, что животное здорово;

б) товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указывается видовое название и количество животных;

в) товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указывается видовое название и количество животных, а также ветеринарное свидетельство (ветеринарная справка), удостоверяющее, что животное здорово.

36. На кормовые добавки распространяются нормы, действующие:

а) для продажи пестицидов и агрохимикатов;

б) для продажи продовольственных товаров;

в) для продажи лекарственных препаратов.

37. Предлагаемые к продаже товары бытовой химии:

а) могут быть сгруппированы по видам в зависимости от их назначения;

б) должны быть сгруппированы по видам в зависимости от их назначения;

в) должны быть сгруппированы таким образом, чтобы обеспечить удобство их выбора.

38. Информация о пестициде дополнительно должна содержать сведения:

а) о классе его опасности, концентрации действующего вещества, массе нетто или объеме, дате изготовления;

б) о номере и дате выданного свидетельства о государственной регистрации пестицида, классе его опасности, концентрации действующего вещества, массе нетто или объеме, дате изготовления;

в) о номере и дате выданного свидетельства о государственной регистрации пестицида, классе его опасности, концентрации действующего вещества, массе нетто или объеме, дате изготовления, первой помощи при отравлении.

39. При продаже экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеоносителях, просмотр фрагментов фильма:

а) не производится;

б) производится по требованию покупателя;

в) производится в обязательном порядке перед передачей товара потребителю.

40. Предпродажная подготовка оружия:

а) может включать сборку и регулировку;

б) включает сборку и регулировку;

в) не предусматривает сборку и регулировку.

41. Оружие демонстрируется покупателю:

а) в собранном состоянии;

б) в собранном и технически исправном состоянии;

в) в действии.

42. Продажа оружия осуществляется при предъявлении покупателем следующих документов:

а) документа, удостоверяющего личность;

б) лицензии на приобретение определенного вида и типа оружия и лицензии либо разрешения на хранение и ношение оружия;

в) документа, удостоверяющего личность, лицензии на приобретение определенного вида и типа оружия, лицензии либо разрешения на хранение и ношение оружия.



Тестовое задание для письменного зачета по теме 4

«Защита прав потребителей»

1. Покупатель купил комплект постельного белья 1 марта. Данный товар не понравился членам семьи по расцветке. Имеет ли потребитель право на обмен?

а) Да, в течение 7 дней;

б) да, в день покупки;

в) да, в течение 14 дней;

г) обмену не подлежит.

2. П. С. Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском, японском языках. Фирма предложила сделать перевод за 50 долларов США. Права покупателя в данной ситуации (ст. 10, 15, 18 Закона).

а) Покупатель вправе потребовать от магазина перевода инструкции безвозмездно;

б) сделать перевод за свой счет и взыскать эти деньги с магазина;

в) передать дело в суд о возмещении морального ущерба;

г) возвратить телевизор обратно и потребовать возврата уплаченной суммы.

3. Сроки обмена обуви, не подошедшей покупателю по размеру:

а) в день покупки;

б) в 7-дневный срок;

в) в течение 14 дней;

г) в течение месяца.

4. Сроки предъявления потребителем требований по недостаткам товаров с гарантийными сроками службы:

а) в течение гарантийного срока службы;

б) по истечении гарантийного срока в случае выявления существенных недостатков;

в) в течение 10 дней;

г) в течение 20 дней со дня предъявления требования покупателя.

5. Условия обмена непродовольственных товаров надлежащего качества на аналогичный товар:

а) если товар куплен в данном магазине и это подтверждается товарным или кассовым чеком;

б) если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства;

в) в течение 14 дней, не считая дня покупки;

г) в течение 20 дней, не считая дня покупки.

6. Права покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества:

а) безвозмездное устранение недостатков;

б) уменьшение покупной цены с согласия продавца;

в) замена товара на аналогичный или другой марки;

г) расторжение договора и возврат денег.

7. Обмену не подлежит:

а) постельное белье;

б) чулки, носки;

в) ткани;

г) ковры, меха.

8. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков сезонных товаров:

а) в течение 20 дней после покупки сезонных товаров;

б) за 10 дней до наступления сезона;

в) с момента покупки сезонных товаров;

г) с момента наступления сезона.

9. Можно ли обменять золотое кольцо на равноценное, но большего размера и в какой срок?

а) Обмену и возврату не подлежит;

б) в течение 14 дней при наличии чека магазина;

в) в течение 14 дней, если вещь не была в употреблении, сохранился товарный чек;

г) можно в течение 14 дней, если есть дата продажи на чеке.

10. Порядок расчетов с покупателями, купившими товар ненадлежащего качества, при условии его замены; порядок расчетов с покупателем при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки.

а) При замене на аналогичный товар перерасчет цены не производится;

б) Если цена товара подлежащего замене ниже цены товара, предоставленного взамен, производится доплата потребителем;

в) Если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставляемого взамен, разница выплачивается потребителю;

г) Расчет производится исходя из цен на день удовлетворения требований покупателя.

11. Сроки для замены товара ненадлежащего качества со дня предъявления такого требования:

а) замена производится в 7-дневный срок со дня предъявления требований потребителя;

б) в 20-дневный срок, если требуется дополнительная проверка качества;

в) в течение месяца, если товар для обмена отсутствует;

г) по договору с покупателем.

12. Срок годности выполняет следующие функции:

а) выполняет роль гарантийного срока, аналогичен ему.

б) устанавливает возможность предъявления претензий в течение срока годности

в) устанавливает срок использования товара

г) запрещает продажу товара при истечении срока годности

13. Магазин не может устранить дефекты мебели в 20-дневный срок или предложить аналогичную мебель в течение 7 дней из-за ее отсутствия. Права потребителя в данной ситуации:

а) расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы;

б) в течение месяца заменить на аналогичный товар;

в) купить дорогую мебель за меньшую цену с согласия продавца;

г) потребовать на период замены аналогичный товар для использования.

14. Содержание товарного или кассового чека на товар, купленный на ярмарке:

а) дата продажи;

б) наименование и адрес товарного предприятия;

в) Ф.И.О. продавца;

г) стоимость товара.

15. Информация о товаре доводится до сведения покупателя:

а) через различные виды маркировки;

б) знаком соответствия стандарту;

в) в лицензии изготовителя товара;

г) в технической документации.

16. Какие товары не подлежат обмену?

а) Верхний трикотаж;

б) браслеты, кулоны;

в) ткани;

г) чулочно-носочный трикотаж.

17. С какого дня исчисляется гарантийный срок на товары?

а) Со дня обмена;

б) со дня продажи;

в) со дня выпуска;

г) со дня эксплуатации.

18. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть установлены продавцом, гарантийной мастерской в сроки (ст. 20 Закона):

а) в течение гарантийного срока;

б) в течение 7 дней;

в) в течение месяца, при условии предоставления на период ремонта аналогичного товара;

г) в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требований об устранении недостатков товара.

19. Возможности и условия обмена товара ненадлежащего
качества с недостатками, купленного в комиссионном магазине (ст. 18 Закона):

а) обменять нельзя;

б) можно в течение 14 дней;

в) можно заменить на такой же товар другой марки с согласия продавца;

г) можно приобрести за меньшую сумму с разрешения продавца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!