«Многогранный мир профессий»
Цель: развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии, приложение творческих способностей к той или иной деятельности.
Задачи:
объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;
проверить их склонность к какому-либо типу профессий;
познакомить с классификацией профессий, с конкретными профессиями;
способствовать принятию личностью нравственно ценных идей;
Оборудование: Карточки с заданиями, презентация, листы, клей, фломастеры.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, сегодня на нашем уроке знаний речь пойдет о профессиях. В мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.
Эпиграфом нашего урока будут слова Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»
Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Поэтому очень важно, вовремя и правильно определится со своими интересами.
Профессии типа « Человек – природа», « Человек – техника», « Человек – знаковая система», « Человек – художественный образ», « Человек – человек»
Человек.
К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.
Техника.
К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
Знак.
К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Искусство.
К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Природа.
К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.
ПРОФЕССИЯ
- устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.
Специальность
– это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.
Должность
– это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Так, участковым врачом в поликлинике имеет право только тот, чья профессия – врач-терапевт. Но некоторые должности могут быть занимаемы и представителями различных профессий. Скажем, менеджером по кадрам на предприятии бывает и психолог и юрист.
Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.
Конкурс «Эрудит».
Разбейте слова на 3 группы: Профессия, специальность, должность.
Стоматолог, директор, врач, скрипач, учитель литературы, отолоринголог, учитель, педиатр, хореограф, преподаватель, главврач, музыкант, министр.
Профессии- учитель, врач, преподаватель, музыкант.
Специальности- скрипач, учитель музыки, хирург, педиатр, хореограф.
Должность- директор, главврач, министр
I задание: «Покажи профессию».
Каждой команде выдаётся карточка (Приложение 1) Задача участников – без слов изобразить указанный вид деятельности, так, чтобы другие команды догадались, какая это профессия.
Жюри оценивает показ участников, точность и коллективность.
II задание: «Угадай профессию».
За неделю был дан словарь профессии (Приложение 2) для подготовки к конкурсу. Ведущий показывает презентацию (Приложение 3), а команды должны угадать данную профессию и записать её в карточку. Как только команды готовы, они сдают карточки жюри.
(Художник Писатель Балерина Конструктор Журналист Сантехник Музыкант Химик Астроном Врач Плотник Лётчик)
III задание : : «Самая – самая» (Приложение 4).
Ведущий предлагает интересные характеристики профессий. Команды должны назвать профессию и пояснить, почему данная профессия подходит под эту характеристику.
Самая детская профессия; Воспитатель( учитель)
Самая волосатая профессия; Парикмахер
Самая зелёная профессия; Агроном
Самая сладкая профессия; Кондитер
Самая денежная профессия; Бухгалтер
Самая весёлая профессия; Актёр
Самая опасная профессия; Пожарный
Самая общительная профессия; Психолог
Самая бумажная профессия. Писатель
IV задание: «Профголоволомки» ( Приложение 5).
Ведущий раздаёт карточки с ребусами, команды по очереди отгадывают и называют зашифрованные профессии.
Vзадание: « Закончи пословицу» ( Приложение 6).
Подведение итогов.
Приложение 1
Кондитер
Официант
Манекенщица
Парикмахер
Приложение 2
Словарь профессии
Агроном – изучает биологические особенности растений, ведёт работу по выращиванию высококачественных сортов растений.
Актёр – создаёт художественный образ с использованием сценической техники, различных выразительных средств.
Архитектор – осуществляет проектирование зданий, сооружений, разработку проектов реставрации архитектурных памятников.
Бухгалтер – выполняет работу по различным документам, осуществляет приём, контроль, обработку первичной документации.
Водитель автотранспорта – управляет транспортом, устраняет мелкие неисправности, контролирует соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки.
Врач – занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний в соответствии со своей специализацией.
Геолог – выявляет и оценивает месторождения полезных ископаемых в процессе съёмки, поиска и разведки.
Главный бухгалтер – осуществляет организацию учёта финансовой деятельности, контроля правильного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Дизайнер – проектирует промышленные изделия, мебель, интерьеры квартир и офисов, творчески и гармонично совмещая пользу, удобство и красоту.
Журналист – пишет статьи для газет и журналов, выезжает на место событий, берёт интервью.
Инспектор дорожного движения – осуществляет контроль соблюдения правил дорожного движения, обеспечивает регулирование движения транспорта и пешеходов на улице.
Кондитер – изготавливает сладости, различные виды теста, кремов, начинок.
Лесник – охраняет лес, участвует во всех лесохозяйственных работах, контролирует качество этих работ.
Манекенщица – демонстрирует модели одежды на показах, стремясь подчеркнуть их преимущества, участвует в рекламных съёмках, в рабочих примерках.
Мастер по ремонту и пошиву одежды – принимает заказы, намечает новые конструктивные линии при ремонте одежды, проводит инструктаж портных, швей.
Метеоролог – собирает и анализирует сведения о погодных явлениях; даёт краткосрочный и долгосрочный прогнозы погоды, изучает климат, составляет карты погоды.
Механик – занимается эксплуатацией механического оборудования, машин, аппаратуры, организует и проводит монтаж, наладку, испытание, ремонт и обслуживание техники.
Оператор ЭВМ – проверяет состояние и готовность машины к работе, чёткость печати знаков, наличие шифров на материалах, подлежащих обработке, осуществляет обработку информации.
Официант – сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает и выполняет заказы, производит расчёт, собирает использованную посуду.
Парикмахер – создаёт образы новых причёсок, выполняет образцы сложных причёсок, подбирает причёски, исходя из особенностей лица.
Повар – занимается приёмом сырья и его переработкой, приготовлением холодных и горячих блюд, напитков, их оформлением.
Преподаватель – проводит обучение учеников, студентов, используя эффективные формы, методы и средства обучения.
Продавец – обслуживает покупателей, производит отбор, взвешивание, демонстрацию, оценку, упаковку товара.
Психолог – оказывает помощь по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально – психологического климата в коллективах.
Судья – рассматривает уголовные и гражданские дела вместе с народными заседателями.
Фармацевт – готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, оказывает доврачебную помощь.
Фотограф – проводит документальную и художественную фотосъёмку людей и объектов.
Хореограф – разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены, определяет музыку.
Экскурсовод – готовит экскурсии: изучает литературу, анализирует архивные документы, проводит их.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Ответы к заданию « Угадай профессию».
Художник Писатель Балерина Конструктор Журналист Сантехник Музыкант Химик Астроном Врач Плотник Лётчик
Ответы к заданию « Самая - самая».
Агроном
Кондитер
Бухгалтер
Парикмахер
Воспитатель( учитель)
Актёр
Психолог
Судья
Пожарник
Писатель
«Профголоволомки»
Врач
Полевод
Наборщик
Ветеринар
Заправщик
Повар
Дворник