СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка дистанционного урока

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка дистанционного урока по теме "Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций ". Урок закрепления знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка дистанционного урока»

Тема урока

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

Тип урока Урок закрепления знаний

Цели урока:

Обучающие:

-закрепление понятия дробно-рационального уравнения;

-составление математической модели задачи, перевод условия задачи с обычного языка на математический;

-проверка уровня усвоения темы путем проведения проверочной работы.

Развивающие:

-развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;

-развитие интеллектуальных умений;

-развитие умения принимать решения.

Воспитательные:

-воспитание познавательного интереса к предмету;

-воспитание самостоятельности при решении учебных задач;

-воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

Задачи:

1) актуализировать знание решения дробных рациональных уравнений, умение решать задачи при помощи рациональных уравнений; добиться усвоения алгоритма решения задач;

2) формировать основы логического и алгоритмического мышления;

развивать умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей; строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

3) развивать навыки сотрудничества со сверстниками, воспитывать чувство товарищества.

Формируемые результаты:

Предметные: формирование умений решать текстовые задачи на

движение с помощью рациональных уравнений.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание

применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: учащийся научится решать текстовые задачи на движение с помощью рациональных уравнений.

Основные понятия: математические модели реальных ситуаций.

Оборудование: презентация, конспект урока, компьютер, проектор.

Технологии:

Технология междисциплинарного обучения

Технология развития критического мышления

Технология развивающего обучения






Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня интегрированный урок, в котором мы соединим знания по физике, алгебре, литературе в одно понятие – урок. Слайд 1______


Любая работа будет эффективной, если она спланирована. Перед нами маршрутный лист. Первый пункт какой? Даем старт нашему уроку.

«Математика – царица всех наук» - часть знаменитой фраз принадлежит немецкому ученому 18-19 веков Карлу Гауссу. Но М.И. Ломоносов ее удивительным образом дополнил: « Математика – царица всех наук, но служанка физики».

1.

- Как можно истолковать слова М.И. Ломоносова?

Возможный ответ (далее В.О.) - физика занимается исследованием природных процессов и формулирует закон. Но ее развитие было бы невозможным без математического аппарата.

Именно знания в комплексе помогают решать различные жизненные ситуации.


  1. Постановка формируемых результатов и задач урока.

Определим ключевое слово нашего урока. Слайд 2_____

ВО( возможный ответ): - Задача

С каждым годом задачки становятся сложнее. Вот дошла очередь до задач, решаемых с помощью …….. дополни фразу:

ВО : составления рациональных уравнений.

Попробуем сформулировать цель нашего урока

ВО: увеличить объем своих знаний. Не бояться ошибок, приводя свои способы решения. Научиться решать задач с помощью рациональных уравнений.


  1. Проверка домашнего задания Слайд_3____________

Второй пункт в маршрутном листе называется как?

На какую тему были задачи из домашнего задания?

2.

ВО: задачи решаемые составлением рациональных уравнений по теме «Производительность труда»


  1. Актуализация Слайд_4__________

Третий пункт в нашем маршруте: «Отличный шанс» Слайды 5-16 Предлагаю ответить на вопросы, по типу игры «Кто хочет стать миллионером». Заметь, каждый пункт маршрутного листа имеет определенную оценку. Успешное прохождение этого участка маршрута оценивается 5 баллами.

-Как называется дробь, у которой числитель меньше, чем знаменатель

(правильная, неправильная, десятичная, обычная);

-Сравнить дроби и , при х0

-Уравнение, левая и правая части которого являются рациональными уравнениями называются ( равносильными, рациональными, дробными, квадратно-рациональными)

-Рациональным уравнением не будет ( = ; = 0; = 2;

)


по какой формуле вычисляется время?

t — время; s — расстояние; v — скорость:

t =

5.

t =

t = s+v

t = sv


Подведем итоги первых трех участков маршрута

  1. Закрепление изученного материала

Следующий пункт нашего маршрута?????? «Правила решения»

Работает ученица: Открываем РЭШ( «российская электронная школа» класс 8, предмет – алгебра, урок 32 ) Гиперссылка на РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1979/main/основная часть:

Вспомним кратко этапы работы над задачей на производительность труда ( 1 часть видео – просмотр видео)

Прокомментировать порядок решения уравнения по рассмотренной задаче.

1.

Переходим к тренировочным упражнениям « Восстановить порядок действий при решении задач» . Оценим себя.


Следующий участок маршрута «Гость урока- физика». Слайд17__________

Раскрою секрет: Мы сегодня будем решать задачи на движение с помощью рациональных уравнений». Чем нам может помочь физика – первый гость на уроке алгебры?

В: задачи на движение обычно содержат величины:

t - время,

v-скорость,

s- расстояние

Если нет специальных оговорок, то движение считается равномерным


Скорость считается положительной величиной


Любой переход с одного вида движения на другой считается происходящим мгновенно




Задача 1. ЯКласс

Моторная лодка проплыла по озеру 70 км от пристани до острова. На обратном пути она увеличила скорость на 2 км/ч и провела в пути на 4 ч. меньше. С какой скоростью плыла лодка от острова до пристани? Лодка плыла от острова до пристани со скоростью   км/ч.

Шаги решения (Запись решения ведем на слайде презентации)

Составляем таблицу.



Скорость (км/ч)

Расстояние (км)

Время (ч.)

Туда

x

70

70/x большая

Обратно

x + 2

70

70/x+2 меньшая

На обратном пути — время на 4 ч. меньше; составляем уравнение, используя разницу во времени.

Из большей дроби вычитаем меньшую (меньше та дробь, у которой знаменатель больше).  

t (туда)  t (обратно) = разница во времени.

- = 4

Слайд 19__Решение задачи ______


70(x+2)/x−70x/(x+2=4(x(x+2)/1.
Приводим к общему знаменателю и отбрасываем его.

x≠0,x+2≠0.
70(x+2)−70x=4(x2+2x);

70x+140−70x=4x2+8x;

4x2+8x−140=0.
Вычисляем корни квадратного уравнения:
D= b2−4ac = 82+44140 = 2304.
x1=(−8+√2304)/24=5(скорость до острова). x2=(−8−√2304)/24=−7(не подходит, т. к.−7 

Скорость на обратном пути равна 5+2 = 7 км/ч.

 

Лодка  от острова до пристани плыла со скоростью 7 км/ч.

3

Оценим себя.



На урок приглашена еще одна гостья – литература, с секретным конвертом. Открываем конверт. Слайд 20______видео.__

Видео-вопрос от одноклассника Тимофея.

Совсем недавно я прочитал произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Зачитаю отрывок из текста:

Глава 21. Полет

Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Она перерезала его в одно мгновение и тут же усвоила, что, даже будучи совершенно свободной и невидимой, даже и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной. Только каким-то чудом затормозившись, она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу. Увернувшись от него, Маргарита покрепче сжала щетку и полетела помедленнее, вглядываясь в электрические провода и вывески, висящие поперек тротуара.

Источник: https://lit-ra.su/mihail-bulgakov/master-i-margarita/glava-21-polet Видео

Я придумал задачку по алгебре на составление рационального уравнения с опорой на произведение М. Булгакова. и предлагаю Даше ее решить.

Задача 2. Слайд _21________Маргарита, пролетев 800 метров, чуть не врезавшись в столб, покрепче сжала щетку и полетела медленнее на 3 км/час. Пролетев еще 1200 м. она заметила, что время ее полета составило всего лишь дюжину минут. Найти скорость на первом участке ее полета.



Учитель: Проанализируем рассмотренную задачу с точки зрения её перевода на математический язык с обыденного. С чего начнем?


ВО: Начертим таблицу.

Вводим обозначение: x — искомая скорость. 

Применяя закон равномерного движения из физики t = s / v .


s

v

t

1 участок

800м = 0,8 км

x

0,8 / x

2 участок

1200м=1,2 км

x +3

1,2 / x +3


 

Вызов в Скайпе одноклассника для совместной работы. (Работа на он-лайн доске совместного использования)

Пусть Маргарита до вынужденного поворота летела со скоростью . Тогда после она летела со скоростью . До поворота она пролетела 800 метров , после — 1200 метров . Все время ее полета составляет 12 минут . Составим уравнение:

Решим уравнение:

Заметим, что знаменатель во всех дробях одинаков, поэтому от него можно избавиться.

Перенесем правую часть уравнения в левую, при этом меняя знаки изменяемых слагаемых на противоположный:

С положительным коэффициентом A вычислять проще, поэтому заменим все знаки уравнения на противоположные:

Найдем дискриминант получившегося квадратного уравнения:

Найдем все возможные корни уравнения:

Если скорость до поворота равна , то скорость после поворота равна , что невозможно, так как скорость является векторной величиной.

Значит, скорость Маргариты на первом участком пути равна .



Ответ: .





Творческая работа

Следующий пункт маршрута «Проба пера» Слайд___________

Задание. Составить задачу по уравнению.


- =


ВО: Расстояние от Балабаново до Сухинич 150 км. Мы с мамой ехали с некоторой скоростью. На обратном пути решили ехать быстрее и увеличили скорость движения машины на 10 км/час. В результате в дороге мы были на 30 минут меньше. Какая скорость была в начале поездки ?


Решение:

Составляем таблицу.


Скорость (км/ч)

Расстояние (км)

Время (ч.)

Туда

x

150

150 / x большая

Обратно

x + 10

150

150 / x+10 меньшая


t (туда)  t (обратно) = разница во времени. 30 минут или ½ часа

150 2 (х+10) - 2 150 х = х (х+10)

300х+3000-300х= +10х

+10х-3000=0


Д=102+4 3000=12100

12100= 121 100=11 10=110

х 1 = -10+110/2=50 х2=-60 Не подходит по условию задачи.


Учитель: Обсудим ответ. Почему средняя скорость движения получилась не очень большой.

ВО: Математические модели задач идеализированы. Не учитываются периоды остановки, замедления, времени торможения. -



3

Оценим себя по 6 пункту маршрутного листа


  1. 3

    Повторение. Слайд__23_________

Следующий пункт. Время подвести итоги

– Каковы этапы решения задач на составление рационального уравнения.

ВО: Анализ текста задачи;

Введение неизвестных величин;

Установление связи между величинами;

Составить таблицу;

Составить уравнение

Решить уравнение

Ответить на вопрос задачи

(записать ответ).


– Каков алгоритм решения рационального уравнения?

ВО: Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
Решить получившееся целое уравнение.
Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Записать ответ.

– Как проводится интерпретация полученных решений?

3

ВО: необходимо оценить что мы принимаем за неизвестную переменную и какой величиной она может быть
– В каких случаях полученные корни уравнения могут не удовлетворять условию задачи?

ВО: скорость отрицательная, время выполнения работы меньше нуля


7. Домашнее задание. Слайд__24__________

Задача . От Тимофея

Маргарита полетела на шабаш ведьм. На расстоянии 228 км от дома, ее догнали служанка Наташа и сосед Николай Иванович. Наташа рассказала, что они начали движение через полчаса после вылета Маргариты и преодолели одинаковое с ней расстояние. Николай Иванович заметил, что средняя скорость Маргариты была на 25 км/ч меньше его постоянной скорости. Какова скорость Маргариты?


s

v

t

Маргарита

228 км

x

228 / x

Наташа

228 км

x +25

228 / x 25



Решение Тимофея

Пусть скорость Маргариты равна . Тогда Наташа и Николай Иванович летели со скоростью . Они начали движение на 30 минут позже Маргариты. Расстояние от дома (точки вылета) до места их встречи составляет . Составим уравнение:

Решим уравнение:

Заметим, что знаменатель во всех дробях одинаков, поэтому от него можно избавиться.

Перенесем правую часть уравнения в левую, при этом меняя знаки изменяемых слагаемых на противоположный:

Найдем дискриминант получившегося квадратного уравнения:

Найдем все возможные корни уравнения:

Скорость является векторной величиной, поэтому не может быть отрицательной.

Значит, средняя скорость Маргариты равна .

Ответ: .

Ознакомиться с буктрейлером по книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» https://youtu.be/GrREflAkDw4


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке Слайд__________

На уроке работала

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

довольна/не довольна

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

устала/ не устала

Материал урока мне был

понятен/ не поеятен


полезен/бесполезен


интересен/скучен

Домашнее задание

легкое/ трудное


интересное/не интересное


3




Используемая литература:

  1. Алгебра:8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2017.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!