Музыка в формировании и становлении своего «Я»
Цель: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном
восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
Способствовать развитию креативного мышления у учащихся.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей праздника Дня Музыки;
-закрепить знание музыкальных инструментов;
-познакомить с различными музыкальными жанрами и их исполнителями.
Оборудование:
аудио и видео материалы, плакаты с загадками, презентация.
У-ль: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы
пришли в гости, на праздник. Музыка — величайшее изобретение человечества, существующее на земле многие тысячи лет. Она является неотъемлемой частью быта и самовыражения людей, отражает культурные традиции и обычаи разных народов. Язык музыки прост и понятен каждому, независимо от национальности и языковой принадлежности. Как никакое другое искусство, музыка способна проникать в душу, сердце и разум человека, наполняя их ощущениями и эмоциями. Неудивительно, что у этого поистине уникального языка культуры существует свой праздник — Международный день музыки.Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович. Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в
сокровищницу мировой культуры.Но с музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках
изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не
услышим той музыки, но когда
-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.
В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных
инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань.
Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей,
равнодушных к музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее
состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут
произносить потомки. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько
будет существовать человек.
Как вы уже поняли, речь на нем пойдет о музыке. Мы с вами поговорим о
том, какой бывает музыка, какую роль она играет в нашей жизни, послушаем
музыку. Наша цель сегодня это доказать, что любая музыка интересна и
прекрасна. Как вы думаете, какую роль играет музыка в нашей жизни?
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии
она является художественным (образным) отражением жизни. Музыка
служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство
родства.
Маленький ребенок начинает свое знакомство с музыкой с относительно
простых мелодий, пробуждающих в нем чувство радости, стремление
двигаться, улыбаться, незаметно для себя оказаться на пути, который
приведет его к пониманию всего лучшего, что передумало и пережило
человечество.
Как вы думаете, услышав одну и ту же музыку, разные люди
испытывают одни и те же чувства, представляют себе одни и те же картины?Разные люди испытывают разные ощущения.Сейчас мы это проверим. Вы послушаете музыку и скажите, что каждый из вас представил себе: природу, картину, человека.
Прослушивание М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва реке» из оперы «Борис Годунов».
(ответы учеников) А кто исполнял произведение? Симфонический оркестр. Давайте
вспомним,какие музыкальные инструменты вы знаете?
А теперь давайте суммируем все инструменты, которые вы
знаете, и, может быть, не знаете, и разберемся, какие из них принадлежат к какой группе инструментов.
Какие инструменты являются струнными? (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) Какие духовыми?
(флейты, гобои, кларнеты, фагот, валторны, трубы, тромбоны, туба, саксофон, фанфара)
Какие клавишными и ударными? (рояль, синтезатор, барабан, ксилофон)
А теперь я попрошу вас отгадать музыкальные загадки:
В руки ты еѐ возьмѐшь,
То растянешь, то сожмѐшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (Гармонь)
Я стою на трѐх ногах,
Ноги в чѐрных сапогах.
Зубы белые,педаль.
Как зовут меня? (Рояль).
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его... (фортепиано).
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поѐт-заливается. (Скрипка)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ноты)
А всего то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадайка
Это наша(Балалайка)
Хорошо. Мы с вами выяснили, что в разное время музыка была разной,
отсюда и такое разнообразие направлений в музыке. Все вы, наверное, знаете
такие направления, как народная музыка, классическая музыка, рок-н-ролл, джаз, металл, поп музыка, диско.Что вы можете сказать об этих направлениях, чем они отличаются друг от
друга?А теперь давайте рассмотрим направления подробнее. Джаз - род современного искусства, возникший на рубеже 19 - 20 вв. в
Южных штатах США в среде американских негров, потомков африканских рабов. Джаз - искусство, основанное на импровизации.
Народная музыка - дошедшая до нас устно, из поколения в поколение.
Классическая музыка -прошедшая испытание временем.
(Прослушивание А.Вивальди «Гроза» оригинал и современную обработку)
Рок-н-ролл-Rock and roll «качайся и катись» - жанр популярной музыка, родившийся в 1950 - хгодах в
США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки
(Просмотр видиозаписи Билл Хейли «Рок эраунд клок»)
Метал – от англ. Metal — жанр рок – музыки , сформировавшийся из хард – рока в начале и середине
1970 – х гг., преимущественно в Англии и Соединѐнных Штатах Америки. Основные отличия жанров метала от других жанров рок - музыки это — искажѐнные эффектом дисторшн электрогитары , затяжные гитарные соло, агрессивный ритм , как правило шести - , восьми - или двух – дольный размер такта, облегчѐнные риффы. Метал имеет достаточно большое число стилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал или такие поджанры, как пауэр – метал ) до весьма
«тяжѐлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей ( дэт – метал , блэк – метал , грайндкор и т. п.). (Прослушивание «Лед Зеппелин»)
Популярная музыка - отдельный жанр популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.
Основные черты поп - музыки как массовой культуры — простота, мелодичность, вокал и ритм, с меньшим вниманием к инструментальной части. Основная и практически единственная форма
композиции в поп – музыке — песня. Тексты поп - музыки обычно незамысловаты и посвящены личным чувствам.
А сейчас нам нужно выполнить следующее задание. На доске написаны названия музыкальных направлений. Сейчас я буду включать магнитофон, где на кассете записаны отрывки, относящиеся к этим направлениям, а вы должны определить, какая по счету музыка относиться к какому
направлению.
Народная музыка
Классическая музыка
Тяжелый металл
Рэп
Джаз
Поп музыка
А в заключении я бы еще хотела сказать, что сейчас есть музыка, которая помогает людям отдохнуть, это музыка, обладающая успокаивающим эффектом, так как она записана вместе с природными звуками, например, с шумом моря, дождя. Послушав эту музыку, человеку становиться лучше.
(Учащиеся слушают музыку «Шум дождя»)