СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размножение птиц

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Размножение птиц»

Тема урока: Размножение и развитие птиц.

Цель урока: сформировать представление о размножение и развитие птиц.

Задачи урока:

  • Коррекционно-образовательные:

-обобщить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, связанных с полетом;

-продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;

-познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;

-познакомить учащихся со строением яиц птиц ;

познакомить с типами развития птенцов.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать устную монологическую речь учащихся при ответах на вопросы учителя;

  • составлять связные высказывания о размножении птиц;

  • развивать аналитическое мышление при сравнении птиц с пресмыкающимися;

  • развивать произвольное внимание при выполнении заданий с использованием заданий в рабочих тетрадях и электронного пособия.

Коррекционно-воспитывающие:

  • прививать любовь к природе;

  • воспитывать бережное отношение к птицам;

  • расширить кругозор и познавательный интерес учащихся

  • развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Оборудование: мультимедийное оборудование; ноутбук; видеофрагменты: «Развитие утенка в яйце» ; «Образование пар»; презентация; на каждую пару: сырые яйца, чашка Петри, препаровальные иглы, лупы, пинцеты, карточки для индивидуальной работы.

Тип урока – комбинированный

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи, практикум.

Методы обучения и методические приемы: проблемно – поисковый, рассказ, беседа, работа с карточками и компьютером.

Формы работы: в парах, индивидуальная.

ХОД УРОКА
I. Организация класса.



II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала (входной контроль).

Урок начинается с фронтальной беседы.

Какую группу животных мы изучали на предыдущих уроках? (птицы)

Назовите представителей птиц.

Вспомните, чем птицы отличаются от других ранее изученных животных?

Слайд 2. Выберите основной признак, который отличает птиц от других животных?

Для чего нужны птицам перья?

Слайд 3. Определение вида пера. Какую функцию выполняют?

В полете птицы проводят большую часть своей жизни. В полете добывают пищу, воду, могут даже спать (стрижи 200 дней не опускаться на землю)

Слайд 4.Учащимся, предлагается вспомнить, какие приспособления к полету выработались у птиц.

-тело покрыто перьями, имеет обтекаемую форму тела;

-передние конечности- крылья;

-кости легкие, заполнены воздухом.

Слайд 5. Какие изменения происходят у птиц в пищеварительной системе в связи с полетом?

-челюсти и зубы заменены легким клювом;

-зоб;

-желудок переваривает и измельчает пищу.

Слайд 6. Чем отличается кровеносная система птиц от кровеносной системы пресмыкающихся.

-2 круга кровообращения;

-сердце 4-х камерное;

-теплокровные.

Слайд 7.*определите по карточке в раб. тетради каким животным принадлежат изображенные сердца. Почему сердце птиц более совершенно?

Слайд 8. В чем особенность дыхательной системы птиц?

-воздушные мешки, двойное дыхание.

Слайд 9. В чем особенность в строении головного мозга?

Слайд 10.Давайте, еще раз перечислим основные черты приспособленности птиц к полету.

Все эти черты дают нам основание сделать вывод, что в процессе эволюции птицы достигли более высокого уровня организации по сравнению с пресмыкающимися.

Оказывается это не все черты. Итак, наша с вами задача найти черты приспособления птиц к полету и жизни на суше при изучении темы урока: «Размножение и развитие птиц».

III. Изучение нового материала.

Давайте вспомним, как размножаются пресмыкающиеся? (откладывают яйца в кучи листьев, теплый песок, навоз…; сразу все; работу о потомстве практически не проявляют). У птиц процесс размножения значительно отличается, хотя они, как и пресмыкающиеся размножаются яйцами.

На какое время года приходится пора размножения?

Слайд 11.

А) Прилет птиц, образование пар, гнездование.

б) Образование яйца в организме птицы

- Самки птиц откладывают яйца, которые образуются у них в яичнике. Яйца развиваются не все сразу, как у пресмыкающихся, а по одному. Если бы они развивались все одновременно, то самки не могли бы летать.

Яйца птиц различаются по величине и окраске. (Слайд 20-21).

- Для того, чтобы лучше узнать строение яйца, проведём лабораторную работу. (Слайд 7).

- Вспомним правила техники безопасности при проведении лабораторных работ.

Инструктаж:

Требования безопасности перед началом лаб. работы:

  1. Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.

  2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.

  3. Получить учебное задание у учителя.

Требования безопасности во время лаб. работы:

  1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

  2. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте к соседу по парте

  3. Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.

  4. Соблюдать порядок и дисциплину.

Требования безопасности по окончании занятий

  1. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность



- Ознакомимся с порядком проведения лабораторной работы.

(Параллельно чтению инструкции выполняется лабораторная работа.)



Инструктивная карточка.

Тема: Изучение строения куриного яйца.

Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования.

Оборудование: лабораторные инструменты, живой объект.

Ход работы:

1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? ( Скорлупой)

2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри.

3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры –

канатики. От какой части яйца они отходят? 

4. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск или зародыш. Где он расположен?

5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь? С помощью ручной лупы найдите в скорлупе маленькие отверстия – поры.  

6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

 

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру.

Словарная работа: скорлупа, белок, желток, канатики, зародышевый диск (зародыш), подскорлуповая оболочка.

IV.Физминутка

*выполнение задания в рабочей тетради стр.33 №13

Перед откладкой яиц большинство птиц строит гнезда. Одни из птиц гнездятся на земле, другие на деревьях и кустарниках или среди камней. Грачи, например, строят гнезда на деревьях. Они таскают прутья, небольшие ветки, складывают их, и получается широкая корзина. Внутри гнездо грачи выстилают перьями, сухими стебельками травы. В отличие от грачей чибисы делают гнездо на земле - углубление в почве выстилают сухими травинками и соломинками.

Некоторые птицы не строят гнёзда, и тогда им на помощь приходят люди. Скворцы, синицы, воробьи, стрижи с удовольствием поселяются в деревянных домиках

Слайд 25-26. Отложенные яйца птицы насиживают, согревают теплом своего тела. Под влиянием тепла внутри яиц развиваются зародыши. Желток и белок служат им источником пищи и воды. Дышат зародыши кислородом воздуха, который поступает через поры в скорлупе яиц. Птенцы развиваются быстро. У грачей, например, они выклёвываются из яиц через 17-18 дней после начала насиживания, у кур – через 21 день

Слайд 28.Видиофрагмент «Развитие утенка в яйце»

- За счёт чего питается зародыш? - Что служит источником воды для зародыша? - Какие условия необходимы для развития зародыша?

Слайд 28-31 Сообщение о гнездовых и выводковых птицах.

У гнездовых птиц птенцы появляются на свет слепыми, голыми, беспомощными (у грачей, воробьев, ласточек, дятлов).

Родители приносят различных насекомых, личинок и суют их в широко раскрытые рты птенцов.

Благодаря заботе родителей птенцы быстро растут и вскоре вылетают из гнезд.

У выводковых птиц (у уток, гусей, кур) птенцы появляются, на свет зрячими, покрытыми густым пухом.

Такие птенцы, едва обсохнув, могут бежать за родителями. Пищу птенцы склевывают сами, а взрослые птицы помогают лишь найти ее.

Слайд 32-33 забота о потомстве.

Сообщение : Плохая ли кукушка мать.

V. Закрепление

Выберете правильный ответ (для птиц, пресмыкающихся)

  • 1. Зародыш развивается в яйце.

  • 2.Яйца имеют кожистую оболочку.

  • 3. Яйца покрыты известковой скорлупой.

  • 4.Для откладывания яиц строят гнезда.

  • 5.Яйца откладывают в песок, гниющий мусор, листья.

  • 6.Детеныши вскармливаются насекомыми, полупереваренной пищей, некоторые самостоятельно.

  • 7.Детеныши сразу питаются самостоятельно.

  • 8.Родители долго ухаживают за потомством, обучая их.

  • 9.Животные появляются на свет с голой кожей или с перьевым покровом.

  • 10.У животных тело покрыто роговыми чешуйками.

VI. Заключение

1. Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрыты рядом оболочек;

2. Для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества;

3. Сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о их родстве.

4. Размножение птиц более совершенно, чем у изученных ранее позвоночных. Благодаря этому особи успешно и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям обитания.

Рефлексия

  1. Что нового мы узнали на уроке?

  2. Что понравилось при изучении нового материала?

  3. Можно ли сказать, что на уроке вы чувствовали себя уверенно?

Запишите домашнее задание: стр. 101-104. Ответить на вопросы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!