СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размножение и развитие млекопитающих

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Размножение и развитие млекопитающих»

Тема: «Размножение и развитие млекопитающих».


Цели:

- ознакомить учащихся с особенностями размножения млекопитающих на примере представителей разных подклассов, выяснить особенности развития и роста детёнышей;

- развивать понятие о причинно следственной связи строения и функций, умение работать с дополнительной литературой, сравнивать и анализировать;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к женщине, как к продолжательнице рода.


Оборудование: таблицы, плакаты, справочная литература.


Ход урока.


І. Актуализация.


- какое строение имеет головной мозг?

- как происходит развитие органов чувств у млекопитающих?

- каковы особенности поведения млекопитающих?



ІІ. Изучение нового материала.


  1. Начло размножения – брачный период.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем самое большое и величайшее таинство природы – рождение нового организма.


Маме на радость, папе в отраду

Ты появился, малыш – отрада

Родной, несмышленый, пуговки – глазки,

Тебе всё внимание, забота и ласки.


Да, именно таким рождается на свет детёныш млекопитающего. Но процесс его появления длителен и начинается задолго до этого.

Давайте вспомним:

- какой тип размножения характерен для млекопитающих?

- какими животными по полу являются млекопитающие?

- какими органами представлены женская и мужская половые системы?

- какой тип оплодотворения у млекопитающих?

- в чьём организме происходит развитие нового организма?


(ответы обобщаются).


Итак, продолжательницей рода является самка, и поэтому началом размножения можно считать брачный период, когда происходит формирование пар. Образование пары у животных – это целый ритуал, главенствующая роль в нём принадлежит самке. Именно она выбирает себе партнера. В этот период самцы вступают в единоборство друг с другом за право быть избранным, стремясь доказать самке свою любовь. Причём знаки внимания могут быть весьма различны. Я думаю, что самец мог бы выразить свои чувства следующими словами


Ты для меня не угасимый свет,

Тот край родной, что только небу равен,

Тот самоцвет, который сотни лет,

Сверкал в глазах у всех красавиц.

Но вот выбор сделан, любовные игры закончились, и в организме самки, будущей матери, зажглась искра новой жизни.

Однако развитие зародыша у млекопитающих может происходить различными способами, точнее сказать, тремя. О том, какие это способы, мы с вами узнаем, посетив родильный дом в царстве Природы-матушки. Результатом нашей экскурсии будет заполненная вами таблица


Развитие млекопитающих


Название подкласса

Особенности размножения и развития

Представители





Итак, в путь

(трое учащихся заранее готовят доклады на заданную тему, их рассказ сопровождается демонстрацией картинок, открыток, таблиц).


  1. врач – акушер: Эта пациентка прибыла к нам из Австралии. Относят её, так же как и утконоса, к подклассу яйцекладущих. Размножаются эти звери путём откладывания яиц, в которых находятся наполовину сформировавшиеся эмбрионы. Заканчивается развитие зародыша при вынашивании в сумке яйца у ехидны или высиживании у утконоса. Самочка ехидны откладывает одно или два, что очень редко, яйца величиной с крупную горошину. Потом она ложиться на спину и длинным рыльцем осторожно катит яйцо по брюху. А к этому времени у неё на животе образуется сумка (потом она пропадает). Вот в эту-то сумку самка и закатает яйцо. Вскоре из яйца появляется маленький зверёныш, совсем голый, без единой колючки. Малыш питается очень густым молоком, которое выделяется из десятков мельчайших отверстий молочной железы самки прямо на кожу. Детёныш слизывает его длинным и тоненьким языком прямо с поверхности кожи. Растёт он довольно быстро. Уже через 6-8 недель, после того как самочка спрячет яйцо к себе в сумку, малыш выходит из неё. Он уже там не помещается.

  2. врач – акушер: эта пациентка так же прибыла к нам из Австралии, хотя представители этой систематической группы, а их около 250-ти видов, встречаются так же и в Америке. Все они относятся к подклассу сумчатых. У них плацента развита очень слабо или вообще отсутствует. В связи с этим внутри утробное развитие длиться недолго (у гигантского кенгуру всего 30 суток). Они рождают очень слабых и недоразвитых детёнышей, которые более похожи на зародышей, чем на молодых зверят. Например, у кенгуру детёныш длиной 3 см. и весом два грамма при росте мамы 2 метра. Однако этот малыш способен с быстротой улитки проползти по животу матери к отверстию сумки, отыскать сосок и прикрепиться к нему ртом. Кенгурёнок слаб и не может сам сосать: молоко впрыскивается ему в рот матерью при помощи сокращения особой мышцы-сжимателя молочной железы. Находить дорогу к сумке слепому, глухому и беспомощному малышу, помогает мать, старательно вылизывая на животе узкую дорожки ко входу в сумку. Кенгурёнок ползёт, цепляясь передними лапками, словно работая вёслами. Они развиты сильнее, чем задние, и вооружены коготками. Новорожденный добирается до сумки, в которой повисает ртом на соске. И висит так почти два месяца. Тёплой сумкой матери кенгурёнок пользуется почти год, до тех пор, пока не научиться бегать.

  3. врач – акушер: эта роженица относится к под классу плацентарных. Представители этой группы широко представлены на нашей планете. Основной отличительной чертой этих животных является наличие плаценты, через которую питательные вещества и кислород поступают в организм зародыша из тела матери. Она образуется в месте внедрения многочисленных выростов (ворсинок) на наружной поверхности эмбриона в слизистую оболочку матки, где сложная сеть капелляров-ворсинок находится в тесном соседстве с кровеносными сосудами матки. Благодаря такому их расположению питательные вещества и кислород из материнского организма осмотически поступают в сосуды пупочного канатика и далее в тело зародыша, а из него тем же путём выносятся продукты жизнедеятельности. Плацента обеспечивает эмбриону возможность относительно долго оставаться в матке самки. В связи с этим плацентарные рождают детёнышей, способных самостоятельно сосать молоко из сосков матери. Сроки беременности различны и зависят от размеров животных и образа их жизни. Детёныши рождаются разные. Некоторые сразу способны к восприятию окружающего мира. Другие слепы, голы и беспомощны. Вскармливание молоком происходит из сосков, находящихся на груди или брюхе матери.

  4. учитель: ребята, давайте скажем спасибо за интересную экскурсию. А теперь давайте выясним, какие заметки для себя вы сделали?

(проверка правильности заполнения таблицы, если необходимо, то таблица корректируется и дополняется)

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали, как происходит размножение и развитие млекопитающих.



ІІІ. Закрепление нового материала.


- на какие три группы по особенностям размножения и развития можно поделить млекопитающих?

- в чём выражаются особенности подкласса Плацентарных?

- чем отличаются яйцекладущие от других млекопитающих?

- с чем связано наличие сумки у Сумчатых?


ІV. Задание на дом: § 69.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!