СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Размножение, развитие и происхождение млекопитающих"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта "Размножение, развитие и происхождение млекопитающих", построенная в сооответствии с требованием ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Размножение, развитие и происхождение млекопитающих"»

Тема

Размножение, развитие и происхождение млекопитающих

Тип урока

Комбинированный

Цель

Формирование представлений об особенностях размножения и развития млекопитающих. Знакомство с происхождением млекопитающих

Задачи

Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий: размножение и развитие млекопитающих, матка, плацента через применение опорных понятий: размножение, развитие, зародышевые оболочки; проанализировать черты сходства и различий пресмыкающихся и млекопитающих.

Развивающие: овладение умениями оперировать с понятиями, формулировать вопросы – суждения, выявлять противоречия; обеспечить овладение специальными умениями: устанавливать связь между строением функцией органов размножения.

Воспитательные:

Формирование диалектического мировоззрения через выявление единства плана строения зародышей позвоночных животных и обнаружения черт прогрессивного их строения у млекопитающих.

Планируемые результаты

Предметные:

Описывать особенности размножения зверей. Различать на рисунках и таблицах органы полового размножения самки млекопитающих. Объяснять преимущества развития зародыша в матке. Сравнивать зародышей позвоночных животных, устанавливать их сходство и различие. Объяснять причины рождения беспомощных и самостоятельных детёнышей разных млекопитающих. Приводить доказательства происхождения современных млекопитающих от древних рептилий

Метапредметные (УУД):

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Проводить сравнение биологических объектов и выделять их существенные признаки.

Личностные УУД: эстетическое восприятие природы. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения

Личностные:

Познавательный интерес к изучению биологии. Представление о родстве всех позвоночных животных на основании знаний о происхождении млекопитающих

Основные понятия

Матка. Плацента (детское место). Молочные железы. Зверозубые ящеры

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


Учебник, печатная тетрадь

Изображения первозверей, реконструкция первых млекопитающих, фрагмент фильмов «Эволюция жизни. Освоение суши», «Жизнь. Звери», интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, компьютер.

Межпредметные связи

География, история, физика


Этап урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Подготовить учащихся к работе

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

Приветствуют учителя

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

Каким образом строение половых клеток связано с развитием зародыша?


Почему яйцеклетки млекопитающих имеют микроскопические размеры?(0,5- 0,4 мм)

Выявите противоречие.

Формулирование темы, цели и задач урока


Подвижные сперматозоиды, маленькие размеры яйцеклетки.


Запас питательных веществ небольшой, питание эмбриона за счет матери.

III.Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Установите соответствие между понятиями 

(3 балла)

 

 

 

размножение

увеличение числа особей

 

 

 

развитие

изменение зародыша

оплодотворение

вырабатывание половых клеток

образование органов у зародыша

фильтрация продуктов обмена

дробление яйцеклетки

















Какая функция оказалась лишней. Почему?

Сформулируйте понятия: размножение, развитие, найдите родовые и видовые понятия. (2+ 2 балла)












Выполняется самопроверка. Баллы за задание выставляются самостоятельно.

Фильтрация продуктов обмена не является функцией развития и размножения.


Размножение- процесс увеличения количества особей, способствующий выживанию вида

Развитие – процесс качественного изменения организма от оплодотворения до смерти

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение.

В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы:

(Работа в группах, отчет групп)



















































Сроки беременности у млекопитающих различны

Вид

Длительность беременности (мес.)

Человек

9

Индийский слон

21

Шимпанзе

8

Домашняя собака

2

Крупный рогатый скот

9

Кошка

2

Свинья

4

Овца

5

Морская свинка

2

Кролик домашний

0,7

Мышь

0,7

Чем различается размножение мелких и крупных зверей?

Приведите примеры инстинктов заботы о потомстве среди млекопитающих.


1. Яйцекладущие, или первозвери, не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос (!) и ехидны (!), обитающие в Австралии и на прилегающих островах.

Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому – то зверю. Ещё более изумились все, когда выяснилось, что утконос… откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако выяснилось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Млечные железы не имеют сосков. Поэтому молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его.

Ехидны по внешности несколько напоминают ежа с очень длинными иглами. Они тоже откладывают яйца, но не насиживают их, а вынашивают в сумке на брюхе. Так же как у утконоса, детеныши слизывают молоко, выделяющееся по всей поверхности живота. Температура тела 25 – 30 градусов.

2. Сумчатые – это млекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными (например, у кенгуру ростом в 2 м детеныш рождается длиной всего 3 смекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными ()та. теныш слизывает его.

. итель предлага). Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. В сумке находятся млечные железы с сосками. Новорожденный детеныш обычно висит на соске, не выпуская его изо рта. Подрастая, он начинает вылезать из сумки и питаться той же пищей, что и взрослые животные. Однако еще детеныш в случае опасности прячется в сумку и опять подкрепляется молоком, хотя в это время на другом соске уже может висеть его младший братец.

3. Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матке плацентой (детское место). В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери и зародыша. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена.

Процесс внутриутробного развития зародыша живородящих животных и человека называют беременностью.

(Таблицы лежат на столах)
















Длительность беременности.

У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Особенно развита забота о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными. У многих видов млекопитающих в воспитании потомства принимают участие не только самки, но и самцы (рассказ учителя с использованием компьютерной технологии.)

V. Первичная проверка понимания

Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся.

Работа с заданиями печатной тетради


VI. Первичное закрепление

Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.



VII.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Каждый правильный ответ – 1 балл

1.Из предложенных ниже понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два друг с другом.

Пресмыкающиеся: яйцекладущие = настоящие звери:

1) откладывают икру 3) плацентарные

2) яйцеживородящие 4) гермафродиты

2. Развитие эмбриона у волчицы происходит в:

1) матке 2) плаценте

3) яйцеводах 4) пуповине

3. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему:

1) пищеварения 2) кровообращения

3) дыхания 4) выделения

3.) Ответьте на вопрос к сегодняшнему уроку. Что позволило млекопитающих так широко распространить по земной коре?

(для размышления на данную тему просмотрим кадры видеофильма BBC “Жизнь млекопитающих” 4 минуты.)


















Млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме, развит инстинкт заботы о потомстве.

VIII.Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету

Параграф 5 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа.

Делают записи в дневниках.

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки.

благодарность за урок,

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.


Подводят итог работы на уроке.





Отвечают несколько учеников.

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

За урок я…

. Мое настроение...

Материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется…



1. Организация класса:

Выбор

2)

3. Изучение нового материала:

1)

Яйцевод пресмыкающихся.

Вывод: в половой системе млекопитающих появился новый орган.

3) - Каким образом маленькая оплодотворенная яйцеклетка, лишенная запаса питательных веществ растет и развивается в организме млекопитающих? (слайд №12,13)

4) Конструирование матки, плаценты, через актуализацию знаний о зародышевых оболочках пресмыкающихся, птиц, их функциях. (слайд №14,15,16)

Введение новых понятий – матка, плацента.

5) Работа самостоятельная:

Выявите противоречия в развитии зародыша млекопитающих.(индивидуально, в группе, защита работы.) (слайд №18)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!