СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размещение и плотность населения. Закономерности расселения. Урбанизация

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Население… За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет тому назад, живут сегодня и будут жить в будущем. География населения, одна из основных составляющих экономической географии, приобрела в наше время небывалую актуальность. География населения исследует особенности размещения и территориальной организации населения, его место в процессе общественного производства и во взаимодействии общества с природным окружением.

Просмотр содержимого документа
«Размещение и плотность населения. Закономерности расселения. Урбанизация»

Тема: «Размещение и плотность населения. Закономерности расселения. Урбанизация»

Задачи урока Углубить представления учащихся об особенностях

расселения населения; выявить особенности городского

и сельского населения; выявить проблемы современных

городов и пути их решения.

Развивать умения анализировать различные источники

географической информации, выделять ключевые моменты

из текста и составлять опорный тезисный конспект.

Воспитывать интерес к предмету, осознание значимости

значимости получаемых знаний.

Тип урока изучение нового материала.

Оборудование политическая карта.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам.

1.Что такое плотность населения?

2.Какие факторы определяют размещение населения?

3.Что такое урбанизация?

4.Какие функции могут выполнять города?

III. Мотивация учебной деятельности.

Население… За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет тому назад, живут сегодня и будут жить в будущем. География населения, одна из основных составляющих экономической географии, приобрела в наше время небывалую актуальность. География населения исследует особенности размещения и территориальной организации населения, его место в процессе общественного производства и во взаимодействии общества с природным окружением.

IV. Изучение нового материала.

Учитель. - Ребята, посмотрите внимательно на карту плотности населения мира. В каких районах земли плотность населения выше, а какие районы практически не заселены?

Учащиеся делают запись в тетради.

Плотность населения — степень населенности конкретной территории, численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 км²)

Определить среднюю плотность населения мира.

Численность населения мира 7 млрд.,809 млн. человек.

Площадь суши (без Антарктиды) 135 млн. квадратных километров.

Плотность населения = 7809 млн. чел. : 135 млн. кв. км.= 58 чел. на 1 кв. км.

Учитель - Какие факторы влияют на размещение населения?

Размещение населения определяется такими факторами:

Поверхность Земли заселена очень неравномерно. Можно выделить ареалы высокой плотности населения и наиболее редкозаселённые ареалы.


Выписать в тетрадь ареалы высокой плотности населения.

Учитель - Объясните, что такое расселение? (Расселение – это совокупность населенных пунктов на какой – либо территории, сложившаяся в результате процесса ее освоения.)

В зависимости о места проживания население Земли разделяется на городское и сельское.

Работа с текстом учебника на стр. 81 – 82. Выписать в тетрадь

1.Что такое урбанизация?

2.Назовите главные черты урбанизации.

Главные черты урбанизации


1. Быстрые темпы роста городского населения

2. Концентрация населения преимущественно в больших городах

3. "Расползание" городов, расширение их территории

4.Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом населения города

5. Отрицательные черты:

- загрязнение атмосферы

- нехватка питьевой воды

- рост преступности

- усиление шумов

- транспортная проблема

- жилищная проблема

Учитель - Вспомните, что такое город?

- Что такое агломерация?

- Чем мегаполис отличается от агломерации?

(Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций. Крупнейшие мегалополисы расположены в США и Японии. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь - центра союза аркадских городов. Возник в 370 г. до н.э., в результате слияния примерно 35 поселений)

Учитель - Проанализируйте рис. 14, стр. 82 учебника и определите:

- Регион мира, где сосредоточена большая часть городских агломераций?

- Какие страны, развитые или развивающие, лидируют по количеству агломераций?

- Рассмотрите рисунок 15 на стр. 83 и скажите, как подразделяются страны по уровню урбанизации. Приведите примеры стран.

Учитель - Несмотря на быстрый рост городов, ½ население мира ещё живёт в сельской местности. С развитием земледелия возникли первые сельские поселения. Сельских населенных пунктов насчитывается в мире 15–20 млн. Сельские поселения – населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности.

Учитель - Дома вы должны выписать в тетрадь определения: деревня, село, фазенда, ранчо, ферма, поселок, аул?

V. Закрепление.

Беседа по вопросам.

1.Какие факторы влияют на размещение населения?

2.Чем бы вы объяснили, что наибольшая численность населения в четырёх регионах?


IV. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике текст на стр. 76 – 87. Пользуясь Интернетом, выписать в тетрадь определения: деревня, село, фазенда, ранчо, ферма, поселок, аул?
















Тема: «Промышленность - как отрасль материального производства»

 

Задачи урока:

1. Создать условия для определения состава промышленности и изучения

структуры, принципов и факторов размещения;

2. Способствовать поднятию мотивации к самообразованию и

самореализации при изучении отрасли промышленности;

3. Содействовать проявлению активной гражданской позиции, высоких

патриотических чувств

Тип урока: комбинированный

производства.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Промышленность — важнейшая отрасль хозяйства. Она способствует

развитию транспорта, обеспечивает основную часть экспортных

поступлений, способствует повышению благосостояния населения, является

наиболее важным фактором научно-технического прогресса. Весомый вклад

промышленности в экономику определяет ее ведущую роль в обеспечении

важнейших стратегических интересов государства.

3. Актуализация опорных знаний

Учитель — Какие промышленные предприятия работают в вашей местности?

— Какую продукцию они производят?

— Какая продукция используется непосредственно населением, а которая

поступает на другие предприятия?

III. Актуализация опорных знаний

Учитель — Какие промышленные предприятия работают в вашей местности?

— Какую продукцию они производят?

— Какая продукция используется непосредственно населением, а которая

поступает на другие предприятия?

IV. Изучение нового материала.

Промышленность – ведущая и крупнейшая отрасль народного хозяйства.

Промышленность охватывает добычу и заготовку материальных благ,

имеющихся в природе, и дальнейшую обработку материальных благ, как

добытых самой промышленностью, так и произведенных в сельском

хозяйстве.

Промышленность объединяет две подотрасли:

 добывающую;

 перерабатывающую.

Первая занята добычей продуктов природы, которые не могут быть

изготовлены человеком. Т.е. характерным признаком добывающей

промышленности является то, что ее предмет труда уже существует в

природе (это и добыча ПИ – угольная, нефтедобывающая, рудодобывающая

и т.п. отрасли, и охота, и рыболовство, и заготовка древесины и т.п.), в то

время как в обрабатывающей промышленности предмет труда является

продуктом предшествующего труда. Ко второй принадлежат предприятия,

которые перерабатывают промышленное и сельскохозяйственное сырье в

новый продукт, а также по ремонту изделий промышленности.

Отрасль промышленности – это совокупность промышленных предприятий и

производственных объединений, однородных, прежде всего, по назначению

вырабатываемой ими продукции.

Составление схемы отраслевой структуры промышленности:


Классификация отраслей промышленности необходима для изучения

соотношений и связей отраслей внутри промышленности и с другими

отраслями народного хозяйства; для систематического наблюдения за

состоянием и развитием тех отраслей промышленности, которые

обеспечивают технический прогресс и экономический рост национальной

экономики.

Факторы размещения - это совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развития хозяйства районов.

Виды факторов размещения производства :

а) сырьевой

б) топливный

в) энергетический

г) трудовой

д) потребительский (рыночный)

е) транспортный

ж) экологический

V. Закрепление материала

Задание 1. Найдите соответствие между отраслями промышленности и

группами отраслей.

1. Нефтяная 2. Деревообрабатывающая 3. Швейная 4. Горнохимическая

5. Фармацевтическая 6. Угольная 7. Нефтеперерабатывающая 8.

Лесозаготовительная.

добывающая

обрабатывающая




VI. Домашнее задание. 

Выучить основные отрасли промышленности и ее классификацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!