СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» 3-4 классы. 27 февраля 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» 3-4 классы. 27 февраля 2023 г. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» 3-4 классы. 27 февраля 2023 г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

3-4 классы

27 февраля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Цель занятия: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопомощи друг другу.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, взаимопомощь и взаимоуважение, преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • осознавать первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений в семье;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;

  • понимать необходимость проявления взаимоуважения и взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

  • анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей;

  • формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать своё мнение;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2014/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1973/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1972/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-presentation1.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-34-1/index.html?back_url=/topic/39/grade/34/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-34-2/index.html?back_url=/topic/39/grade/34/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-34-3/index.html?back_url=/topic/39/grade/34/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вводная беседа на основе анализа сюжета картин русских художников позволяет актуализировать центральное понятие занятия - дружная, крепкая семья.

Часть 2. Основная

Просмотр видеоматериала - центральный элемент основной части занятия. После просмотра видеоматериала организуется познавательная беседа, выполняются интерактивные задания.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов состоявшегося обсуждения.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Рассмотрите картины художников. Кто на них изображён? Как, одним словом, можно назвать всех людей за столом? Почему? Объясните.

(Ответы детей: семья).


Учитель.

А что вы можете рассказать об этих семьях? Чем они похожи? Сколько поколений семьи встретилось за столом? Может ли современный художник написать похожую картину?

(Ответы детей).

Учитель.

Семья — это начало и продолжение любого человека, но при этом каждая семья - уникальна, ведь у каждой семьи своя уникальная история и традиции. От каждого члена семьи зависит то, насколько радостно и уютно в семье, потому что семья — это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события. Об этом мы сегодня и поговорим.

Часть 2. Основная

Учитель.

Расскажите о своих близких и родных.

(Ответы детей).

Учитель.

Все семьи очень разные, большие и маленькие, но очень важно, чтобы в каждой семье были любовь и взаимопонимание. Есть в нашей стране и особый праздник - День семьи, любви и верности, который отмечается - 8 июля.

Давайте узнаем об истории этого праздника.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Было это много лет назад. В древнем русском городе Муроме, которым правил князь Павел, случилась беда - появился змей крылатый. Пётр, младший брат муромского князя, придумал, как побороть чудище. Он нашёл чудесный меч и убил змея. Вот только капли крови крылатого существа попали на юношу, и он тяжело заболел.

Никто из местных лекарей не мог вылечить Петра. И вот однажды он увидел во сне, что живёт на Рязанской земле - в селе Ласково - добрая, красивая и мудрая девушка Феврония, которая знает необычные свойства трав и умеет лечить разные болезни.

Отправился Пётр к Февронии. Вылечила девушка будущего князя, полюбили они друг друга, стали мужем и женой и начали жить в мире и согласии. Но впереди их ждали новые испытания.

Когда после кончины брата, княжение перешло к Петру, знатные люди велели ему оставить Февронию и выбрать себе богатую и знатную жену. Но князь добровольно отказался от власти и богатства и вместе с любимой покинул Муром.

Плохо стало в городе. Одумалась знать и позвала князя обратно. Пётр и Феврония вернулись, а после долго и счастливо правили Муромом. Их союз выдержал много испытаний, стал символом любви, уважения и преданности друг другу.

Пётр и Феврония учат, как понимать и поддерживать друг друга, сохранить мир в семье и не предать её ради власти и денег, прийти на помощь близким, уступать друг другу.

Учитель.

Какие качества проявили Пётр и Феврония? Что вы можете рассказать об их семье, какие слова подберёте, чтобы ответить на вопрос «Какая это была семья?»

(Ответы детей).

Учитель.

В память об этом удивительном союзе во многих городах нашей страны установлены памятники. А в День семьи, любви и верности семьям, которые долгими годами доказали прочность своей любви (прожили не менее 25 лет вместе), воспитали достойных детей, вручается медаль «За верность и любовь». Рассмотрите её. Что и кто на ней изображён?

(Ответы детей).


Учитель.

С одной стороны медали изображена ромашка - издавна символ любви и чистоты на Руси. А с другой стороны - изображены Пётр и Феврония со словами: «За любовь и верность. Семья - единство помыслов и дел». Как слова на медали помогают нам понять, какие качества важны для создания и сохранения семьи?

Выполним интерактивное задание.

Интерактивное задание №1 «Крепкая семья».

Содержание задания: обучающимся необходимо собрать ромашку, размещая на её лепестках важные качества для крепкой семьи. После правильного выбора качеств и сбора ромашки, появляется видео о семье.

Дикторский текст.

На фотографии мы смотрим и с гордостью произносим: «Это моя семья». Семья - это самое важное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании и доверии, любви и заботе друг о друге. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Семья - это опора и поддержка каждого человека, поэтому важно знать и беречь историю своей семьи.

Учитель.


Если спросить любого человека, что главное в семье, сразу ответят — любовь. Немного подумав, добавят — верность. А те, чей семейный стаж насчитывает не один десяток лет, скажут — понимание и помощь. И все будут правы. Потому что семья — это сплав таких понятий, как любовь, верность, доверие, уважение, взаимопонимание, общие цели и общие интересы.

Конечно, в жизни семьи могут возникать и ссоры, и разногласия, но главное - уметь договариваться, быть внимательными и слышать друг друга.

И с этой темой связаны многие пословицы. Выполним интерактивное задание.

Интерактивное задание №2 «Пословицы о семье».


Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц (путем наложения одного облака на другое). Педагог обращает внимание на значение каждой из представленных пословиц.



Учитель.

Ребята, мы с вами познакомились с пословицами о семье, а какие праздники в нашей стране, посвященные семье, мамам, папам, бабушкам и дедушкам, вы знаете?

(Ответы детей).

Учитель при необходимости дополняет ответы детей (День матери, День отца, 8 Марта, День пожилых людей, День любви, семьи и верности - 8 июля, День семьи - 15 мая).


Учитель.

А я приведу вам ещё одну пословицу: «Мама в доме - что солнышко на небе». Почему так говорят? Объясните.

(Ответы детей).

Учитель.

Издавна считалось, что женщина в семье - это хранительница семейного очага, основа семьи. Как вы думаете, почему? Какие дела есть у наших мам? (Ответы детей).

Учитель.

Да, у женщины много забот по дому, создание в семье тёплой, уютной обстановки. Не зря говорят: «Мамины руки не знают скуки». И нам важно поддерживать и помогать нашим любимым и дорогим мамам. А как мы можем помочь нашим мамам, бабушкам? Расскажите.

(Ответы детей).

Прослушивание песни о маме. Фрагмент песни «Мама - первое слово» из кинофильма «Мама».

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною

Мама потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок её,

Лишь под утро мама уснёт.

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Часть 3. Заключительная Учитель.

И скоро замечательный праздник.

В марте есть такой денёк,

С цифрой, словно кренделёк.

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра что обозначает? (О.Высотская)

(Ответы детей).


Учитель.

Это праздник наших мам, бабушек и всех женщин! Давайте всех наших любимых и дорогих близких поздравим с праздником: составим поздравительную открытку.

Интерактивное задание №3 «Поздравительная открытка».

Содержание задания: обучающиеся совместно с педагогом составляют текст поздравительной открытки.

Текст открытки редактируется, итоговый вариант можно распечатать.


Учитель.

Вот и подходит к завершению наше занятие. Мы сегодня говорили о семье, чувствуя поддержку своих родных, мы растём и развиваемся. Близкие верят в нас и дают нам силы. Забота родных и близких даёт чувство защищенности. Какие традиции есть в вашей семье?

(Ответы детей).

Учитель.

Спасибо вам, что поделились рассказами о своей семье. Чем больше у вас таких совместных воспоминаний и каких-то общих дел: приготовления семейных блюд, игр, встреч с родными, тем сильнее чувство любви и привязанности друг к другу. Так возникают семейные традиции. Пусть вас всегда согревает родительское тепло.








РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

3-4 классы

27 февраля 2023 г



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Цель занятия: воспитывать уважение к семейным ценностям и традициям, осознавать необходимость выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопомощи друг другу.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, взаимопомощь и взаимоуважение, преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • осознавать первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений в семье;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;

  • понимать необходимость проявления взаимоотношения и взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

  • анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей;

  • формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать своё мнение;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2014/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1973/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1972/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-presentation1.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-34-1/index.html?back_url=/topic/39/grade/34/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-34-2/index.html?back_url=/topic/39/grade/34/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/familyvalues-34-3/index.html?back_url=/topic/39/grade/34/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Целью этой части является введение в тему занятия через организацию познавательной беседы на основе работы с картинами русских художников: Н. П. Богдан-Бельский «Чаепитие» (1913 г.) и В. С. Баюскин «За обедом» (1950 г.). Предлагая рассмотреть две картины, педагог подводит обучающихся к выводу, что на них изображены семьи, собравшиеся вместе за столом, представлены три поколения семьи. Дополнительно педагог может сообщить, что одна картина была написана в начале, а другая в середине двадцатого века, и спросить, что мог бы изобразить на картине современный художник, если бы он рисовал семью. Очень важно помочь детям прийти к выводу, что изменится внешняя обстановка, одежда людей, предметы на столе, а вот внутреннее настроение не изменится, картина будет передавать то же настроение - радость от того, что все собрались вместе.

Подводя итог обсуждения, педагогу очень важно подчеркнуть, что семья — это начало и продолжение любого человека, но при этом каждая семья - уникальна, ведь у каждой семьи своя история и традиции. От каждого члена семьи зависит то, насколько радостно и уютно в семье, потому что семья — это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события.

Часть 2. Основная

В начале основной части предлагается обратиться к личному опыту обучающихся: рассказать о своей семье. Очень важно, чтобы высказались только те, кто хочет, если желающих в этот момент занятия в классе не будет, то ни в коем случае не нужно настаивать на ответах. Педагогу в этом случае нужно сказать, что он понимает ребят, семья - это самое дорогое, а именно о самом дорогом рассказывать трудно, поэтому предлагает договориться, что если желание появится, то в конце занятия обязательно оставит время для того, чтобы послушать тех, у кого желание появилось.

Следующий содержательный блок основной части занятия связан с сообщением о празднике «День семьи, любви и верности» и с просмотром видеоматериалов. Начинается этот блок с введения педагога: «Все семьи очень разные, большие и маленькие, но очень важно, чтобы в каждой семье были любовь и взаимопонимание. Есть в нашей стране и особый праздник - День семьи, любви и верности, который отмечается - 8 июля. Давайте узнаем об истории этого праздника, посмотрев видеоматериал».


Демонстрация видео (дикторский текст).

Было это много лет назад. В древнем русском городе Муроме, которым правил князь Павел, случилась беда - появился змей крылатый. Пётр, младший брат муромского князя, придумал, как побороть чудище. Он нашёл чудесный меч и убил змея. Вот только капли крови крылатого существа попали на юношу, и он тяжело заболел.

Никто из местных лекарей не мог вылечить Петра. И вот однажды он увидел во сне, что живёт на Рязанской земле - в селе Ласково - добрая, красивая и мудрая девушка Феврония, которая знает необычные свойства трав и умеет лечить разные болезни.

Отправился Пётр к Февронии. Вылечила девушка будущего князя, полюбили они друг друга, стали мужем и женой и начали жить в мире и согласии. Но впереди их ждали новые испытания.

Когда после кончины брата, княжение перешло к Петру, знатные люди велели ему оставить Февронию и выбрать себе богатую и знатную жену. Но князь добровольно отказался от власти и богатства и вместе с любимой покинул Муром.

Плохо стало в городе. Одумалась знать и позвала князя обратно. Пётр и Феврония вернулись, а после долго и счастливо правили Муромом. Их союз выдержал много испытаний, стал символом любви, уважения и преданности друг другу.

Пётр и Феврония учат, как понимать и поддерживать друг друга, сохранить мир в семье и не предать её ради власти и денег, прийти на помощь близким, уступать друг другу.

Прежде всего, просмотр видеоматериала о православных святых Петре и Февронии должен вызвать эмоциональный отклик в сердцах ребят. Для осмысления же содержания педагог задает несколько вопросов: «Какие качества проявили Пётр и Феврония? Что вы можете рассказать об их семье, какие слова подберёте, чтобы ответить на вопрос „Какая это была семья?“».

Далее педагог сообщает об одной из традиций праздника «День семьи, любви и верности» - награждение медалью «За верность и любовь» тех семей, которые долгими годами доказали прочность своей любви (прожили не менее 25 лет вместе), воспитали достойных детей.

Педагог предлагает рассмотреть медаль, прочитать, что написано, и что изображено на медали.

С одной стороны медали изображена ромашка - издавна символ любви и чистоты. А с другой стороны - изображены Пётр и Феврония со словами: «За любовь и верность. Семья - единство помыслов и дел».

Вопрос о том, как слова на медали напоминают о важных качествах семьи, продолжается во время выполнения Интерактивного задания №1 «Крепкая семья». Обучающимся необходимо собрать ромашку, размещая на её лепестках важные качества для крепкой семьи. После правильного выбора качеств и сбора ромашки, появляется видео о семье.

Интерактивное задание №1 «Крепкая семья».

Содержание задания: обучающимся необходимо собрать ромашку, размещая на её лепестках важные качества для крепкой семьи. После правильного выбора качеств и сбора ромашки, появляется видео о семье.

Дикторский текст.

На фотографии мы смотрим и с гордостью произносим: «Это моя семья». Семья - это самое важное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании и доверии, любви и заботе друг о друге. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Семья - это опора и поддержка каждого человека, поэтому важно знать и беречь историю своей семьи.


Если по каким-то причинам педагог не будет включать в занятие выполнение этого интерактивного задания, важно, чтобы он сам произнес текст, который звучит в конце этого задания: «На фотографии мы смотрим и с гордостью произносим: „Это моя семья. Семья - это самое важное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании и доверии, любви и заботе друг о друге. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Семья - это опора и поддержка каждого человека, поэтому важно знать и беречь историю своей семьи“».

Следующий содержательный блок основной части помогает продолжить разговор о том, какие качества должен воспитывать в себе каждый член семьи, чтобы семья была дружной, любящей. Безусловно, и до этого занятия ребята часто слышали такие слова, как любовь, верность, доверие, уважение, взаимопонимание, общие цели и общие интересы. Но важно помочь им глубже проникнуть в значение этих слов, убедить в важности именно этих качеств для крепкой и дружной семьи.

Интерактивное задание №2 построено на материале пословиц о семье. Обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц. После того как пословицы будут соединены, обязательно уточняется понимание этих пословиц.

Интерактивное задание №2 «Пословицы о семье».

Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц. Педагог обращает внимание на значение каждой из представленных пословиц.



Еще один содержательный блок основной части посвящён роли мамы в семье. Начинается этот блок с обсуждения значения пословицы «Мама в доме - что солнышко на небе».

Педагогу очень важно включить ребят в разговор о том, почему издавна считалось, что женщина в семье - это хранительница семейного очага, хранительница настроения семьи. Упоминание о большом количестве дел в семье очень важно для укрепления желания помогать мамам и бабушкам. Многие современные дети даже не задумываются, как много времени тратит мама на то, чтобы в семье было уютно, тепло, чтобы был вкусный обед, добрый разговор. На этом этапе занятия можно предложить послушать фрагмент песни «Мама - первое слово» из фильма «Мама».

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною

Мама потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок её,

Лишь под утро мама уснёт.

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

В тот момент занятия, когда педагог предлагает ребятам вспомнить, как можно помочь нашим мамам, бабушкам, важно избежать формальных стандартных ответов, помочь каждому задуматься, что помочь можно пониманием, улыбкой, тем делом, которое важно именно в той семье, в которой растет ребенок. Один из способов проведения этого фрагмента занятия: попросить детей посидеть в тишине, и каждому для себя определить, как он может помочь, какой помощи особенно обрадуется мама и бабушка.

Часть 3. Заключительная

Педагог предлагает рассказать о том, какие традиции есть в семье. Если у ребят не будет пока желания рассказать, педагог говорит, что о семейных традициях разговор будет продолжен, потому что чем больше совместных воспоминаний, общих дел: приготовления семейных блюд, игр, встреч с родными, тем сильнее чувство любви и привязанности друг к другу. Так возникают семейные традиции.

Фрагмент стихотворения Ольги Высотской поможет напомнить детям о предстоящем замечательном празднике.

В марте есть такой денёк,

С цифрой, словно кренделёк.

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра что обозначает?

А выполнение интерактивного задания №3 «Поздравительная открытка» позволит составить искренний и добрый текст открытки для любимых и дорогих мам и бабушек.


Подводя итог, педагог еще раз подчеркивает, что именно в семье мы получаем поддержку, растём и развиваемся. Близкие верят в нас и дают нам силы. Забота родных и близких даёт чувство защищенности. Родительское тепло согревает и даёт силы самим стать сильнее.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!