СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал при изучении темы БИОСФЕРА. 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал поможет учителю легко объяснить тему и ребятам составить опорный план-конспект. Может быть использован для самостоятельной работы  детьми с текстом

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал при изучении темы БИОСФЕРА. 11 класс»

БИОСФЕРА

  1. Впервые термин был употреблен в 1802 г. Ж.Б. Ламарком в книге «Гидрология»

  2. В научном мире слово «биосфера» появилось в книге «Лик Земли» в 1875 г., его применил австралийский геолог Э. Зюс.

  3. Получил широкое распространение с 1926 г., после выхода в свет книги В. И. Вернадского «Биосфера».

  4. Определение БИОСФЕРЫ (В.И. Вернадский):

БИОСФЕРА – область распространения жизни, включая наряду с живыми организмами и среду их обитания.

  1. Современное определение:

БИОСФЕРА – это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

В.И. Вернадский: Самая существенная особенность биосферы – это биогенная миграция атомов химических элементов, вызываемая лучистой солнечной энергией Солнца и проявляющаяся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов. Эа МИГРАЦИЯ подчинена двум биогеохимическим принципам:

- стремится к максимальному проявлению: возникает повсеместность жизни;

- приводит к выживанию организмов, увеличивающих биогенную миграцию атомов.

  1. БИОСФЕРА включает:

ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО (совокупность живых организмов на планете)

КОСНОЕ ВЕЩЕСТВО (совокупность веществ на планете, в образовании которых живые организмы не участвуют)

БИОГЕННОЕ ВЕЩЕСТВО (вещество, которое создается и перерабатывается совокупностью живых организмов, в нем живые организмы малодеятельны)

БИОКОСНОЕ ВЕЩЕСТВО (вещество, которое одновременно создается живыми организмами и косными процессами)

  1. Границы БИОСФЕРЫ зависят от физико-химических условий: определенный уровень кислорода и углекислого газа, определенный уровень содержания воды, благоприятный температурный режим, наличие элементов минерального питания.

  2. СРЕДА ОБИТАНИЯ – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное действие.

  3. ГИДРОБИОНТЫ (нейстон, плейстон, гипонейстон, планктон, нектон, бентос).

  4. ТЕРРАБИОНТЫ, АЭРОБИОНТЫ

  5. ПЕДОБИОНТЫ, ЭДАФОБИОНТЫ

  6. ЭНДОБИОНТЫ, ЭКТОБИОНТЫ

  7. Границы БИОСФЕРЫ пролегают непосредственно под озоновым экраном и в толще земной коры на глубине 4-5 км

  8. Освоение каждой из четырех сред обитания требуют разнообразных экологических приспособлений.

  9. ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО – самое активное вещество в БИОСФЕРЕ.

  10. ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО характеризуется: весом (1/ 11 000 000 часть всей земной коры, биомасса Земли равна 2,423 * 1012 т, из них на растения приходится 97%), химическим составом , энергией, геохимической активностью.

  11. ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО – открытая система, для которой характерны: рост, размножение, распространение, обмен веществ и энергии с внешним миром.

  12. Особенные свойства ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА:

Обладает огромными запасами энергии, быстротой протекания химических реакций способностью заполнить собою любое свободное пространство, устойчивостью только в живых системах, химическим разнообразием, огромным диапазонам в размерах, способностью существовать на Земле в виде непрерывного чередования поколений, генетической связью с живым веществом прошлых эпох.

  1. ФУНКЦИИ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА:

- ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ (в основе лежит фотосинтез: аккумулирование солнечной энергии, благодаря которой протекают все жизненные явления на Земле)

- ГАЗОВАЯ (осуществляет миграцию газов и их превращение, обеспечивает газовый состав в биосфере)

- КОНЦЕНТРАЦИОННАЯ (накопление организмами в своих телах химических элементов)

- ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ (регулирование кислородного режима и создание благоприятных условий для растворения и осаждения металлов, а также круговоротов элементов в природе)

- ДЕСТРУКТИВНАЯ (обуславливает процессы, связанные с разложением организмов после их гибели и минерализации органического вещества)

- СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ (преобразование физико-химических параметров среды)

- ТРАНСПОРТНАЯ (обеспечивают перенос вещества против силы тяжести)

- БИОГЕОХИМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСИВА (техногенез, форма созидания и превращения веществ в биосфере)

ЗАДАНИЯ:

  1. Ученые – ихтиологи сталкиваются с определенными проблемами: поднятые на палубу корабля глубоководные рыбы буквально взрываются, что вызывает нарушение их наружных и внутренних органов. Почему это происходит?

  2. На большой глубине в океане почти нет растений, но обитают различные животные, например, губки, гидроиды, глубоководные кораллы, брюхоногие моллюски, кольчатые черви и т.д. Как объяснить отсутствие растений и что служит первичным источником энергии живущим здесь животным?

  3. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой? Ответ поясните.

  4. В каждом ряду вычеркните лишний организм, поясните причины его исключения из ряда

Личинка майского жука, дождевой червь, клубеньковые бактерии, майский жук, крот

Паук-серебрянка, окунь, щука, паук-крестовик, дафния, спирагира, карась, хлорелла

Комар, личинка комара, стрекоза, слепень, кузнечик, цикада, саранча, пчела, клоп

Глисты, печеночный сосальщик, бычий цепень, вошь, дизентерийная амеба, лямблии

  1. С чем связано неравномерное распределение живого вещества на нашей планете?

- Где живого вещества больше: в тропиках, или средней полосе?

- Где живого вещества меньше: в Антарктиде, или на Чукотке?

- Какая среда обитания заселена более всего?

- Есть ли живое вещество в горячих источниках?

- Среда обитания и место обитания, это слова-синонимы?

  1. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды, это…

  2. Биологические катализаторы, это…., по природе они….

  3. Организмы, обитающие в присутствии свободного кислорода, это….

  4. Совокупность всех видов животных, это…..

  5. Разделение растительного сообщества на «этажи», это…

  6. Процесс разрушения и выноса водой или ветром плодородного слоя почвы, это…

  7. Список находящихся в опасности видов растений и животных, это….

  8. Участок, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми для их существования условиями, это…

  9. Организмы, разлагающие органическое вещество биосферы до минеральных веществ, это….

  10. Элементарная структура биосферы, это

  11. Совокупность всех живых организмов биосферы, это….

  12. Свет относится к группе факторов…..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!