Самоанализ урока
по теме «Жизнь в океане» (6 класс)
Урок в 6 классе по теме «Жизнь в океане» является 2-ым в разделе «Биосфера – оболочка жизни», т.е. продолжением изучения распространения живых организмов в оболочках Земли, с последующим продолжением в теме «Жизнь на суше и в горах».
При планировании урока я старался реализовать следующую логическую взаимосвязь: от ТДЦ (три дидактическая цель), типу урока, структура урока – распределение времени.
Раскрою это более подробно.
Три дидактические цели урока: обучающая: сформировать у учащихся умение видеть закономерность влияния широты и глубины на распространение живых организмов в Мировом океане; развивающая: формирование пространственного воображения, логического мышления, умения сравнивать, анализировать и обобщать; воспитывающая: формирование культуры, умственного труда, его научной организации.
Тип урока – урок формирования знаний.
Структура урока: а) актуализация знаний; б) изучение нового материала; в) закрепление изученного.
Т. к. урок имеет временное ограничение – 30 минут, то большая часть урока была отведена изучению нового материала.
Урок проходил в незнакомом мне классе, поэтому не смог реализовать учет обученности, интересов и склонностей детей. Однако, зная психологические особенности учащихся данной возрастной группы, старался создать определенное мотивационное поле, применяя нестандартные методы и приемы обучения, а на этапе введения в тему использовал некий эмоциональный настрой на восприятие нового материала.
Реализация обучающей цели урока предусматривала решение трех задач: 1) от чего зависит распространение живых организмов в океане; 2) какие необходимы природные условия для жизни живых организмов; 3) как называются живые организмы, заселяющие пространство океана.
Соответственно цели и задачам провел отбор содержательного материала, а также методов обучения.
Урок построен в рамках метапредметной технологии «Знак», предусматривающей умение схематизации изучаемого материала с последующим выходом на обобщающую модель.
Соответственно главным инструментарием (приемом) является применение ГК т.е. определенных условных символов и знаков, и таких методов как: логические схемы, картографический эскиз, пояснительный рисунок.
Выше обозначенные прием и методы нашли свое применение в процессе главного этапа урока – изучение нового материала.
Этапы актуализации знаний изучения нового, закрепления, а также контроль имели четкую логическую, взаимосвязанную структуру.
Основной этап урока также был конструирован: учащиеся имели возможность разграничить такие факторы как широта и глубина (в процессе выстраивания пояснительного рисунка, а также в процессе составления вывода в виде логических схем, в этом бесспорную помощь им оказал раздаточный, наглядный, дидактический материал, а также презентация с обязательным выделением объекта главного и существенного в содержании учебного материала.
В процессе всего урока стремился активизировать деятельность учащихся, тем самым способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, помочь им раскрыть для себя личностный смысл изучаемого материала через индивидуальную, фронтальную, парную и групповую формы деятельности, через создание возможностей самостоятельной частично-поисковой деятельности (работа с учебником) и видеорядом представителей различных групп живых организмов.
Межпредметная координация учебного материала осуществлялась на уровне понятий из биологии: планктон, нектон, бентос, виды живых организмов.
Осуществить дифференцированный подход к учащимся на основе реальных учебных возможностей не смог, т.к. повторяюсь класс незнакомый, но как мне кажется удалось реализовать дифференциацию объема сложности и репродуктивности заданий и видов учебной деятельности учащихся, включая домашнее задание, которое состоит как из традиционной формы, так и из творческого задания.
Контроль за усвоением знаний имел как промежуточный характер (на этапе составления выводов в виде логических схем), так и итоговый в процессе выполнения теста, что позволило судить о результативности усвоения материала.
Как мне кажется, мне удалось установить контакт с учащимися и обратную связь в процессе всего урока.
Осуществление перегрузки учащихся складывается из самой технологии (схематизация позволяет избежать заучивания большого объема материала).
Физминутки не предусматривалось, т.к. у учащихся только один урок, на который отводится всего 30 минут.
Я полагаю, на уроке были созданы благоприятные психологические, эстетические и гигиенические условия.
Четко следовал замыслу плана урока, на мой взгляд, мне удалось реализовать поставленную цель и задачи урока.
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока географии по теме:«Жизнь в океане» (6 класс)»
Самоанализ урока
по теме «Жизнь в океане» (6 класс)
Урок в 6 классе по теме «Жизнь в океане» является 2-ым в разделе «Биосфера – оболочка жизни», т.е. продолжением изучения распространения живых организмов в оболочках Земли, с последующим продолжением в теме «Жизнь на суше и в горах».
При планировании урока я старалась реализовать следующую логическую взаимосвязь: от ТДЦ (три дидактическая цель), типу урока, структура урока – распределение времени.
Раскрою это более подробно.
Три дидактические цели урока: обучающая: сформировать у учащихся умение видеть закономерность влияния широты и глубины на распространение живых организмов в Мировом океане; развивающая: формирование пространственного воображения, логического мышления, умения сравнивать, анализировать и обобщать; воспитывающая: формирование культуры, умственного труда, его научной организации.
Тип урока – урок формирования знаний.
Структура урока: а) актуализация знаний; б) изучение нового материала; в) закрепление изученного.
Т. к. урок имеет временное ограничение – 30 минут, то большая часть урока была отведена изучению нового материала.
Урок проходил в незнакомом мне классе, поэтому не смогла реализовать учет обученности, интересов и склонностей детей. Однако, зная психологические особенности учащихся данной возрастной группы, старалась создать определенное мотивационное поле, применяя нестандартные методы и приемы обучения, а на этапе введения в тему использовала некий эмоциональный настрой на восприятие нового материала.
Реализация обучающей цели урока предусматривала решение трех задач: 1) от чего зависит распространение живых организмов в океане; 2) какие необходимы природные условия для жизни живых организмов; 3) как называются живые организмы, заселяющие пространство океана.
Соответственно цели и задачам провела отбор содержательного материала, а также методов обучения.
Урок построен в рамках метапредметной технологии «Знак», предусматривающей умение схематизации изучаемого материала с последующим выходом на обобщающую модель.
Соответственно главным инструментарием (приемом) является применение ГК т.е. определенных условных символов и знаков, и таких методов как: логические схемы, картографический эскиз, пояснительный рисунок.
Выше обозначенные прием и методы нашли свое применение в процессе главного этапа урока – изучение нового материала.
Этапы актуализации знаний изучения нового, закрепления, а также контроль имели четкую логическую, взаимосвязанную структуру.
Основной этап урока также был конструирован: учащиеся имели возможность разграничить такие факторы как широта и глубина (в процессе выстраивания пояснительного рисунка, а также в процессе составления вывода в виде логических схем, в этом бесспорную помощь им оказал раздаточный, наглядный, дидактический материал, а также презентация с обязательным выделением объекта главного и существенного в содержании учебного материала.
В процессе всего урока стремилась активизировать деятельность учащихся, тем самым способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, помочь им раскрыть для себя личностный смысл изучаемого материала через индивидуальную, фронтальную, парную и групповую формы деятельности, через создание возможностей самостоятельной частично-поисковой деятельности (работа с учебником) и видеорядом представителей различных групп живых организмов.
Межпредметная координация учебного материала осуществлялась на уровне понятий из биологии: планктон, нектон, бентос, виды живых организмов.
Осуществить дифференцированный подход к учащимся на основе реальных учебных возможностей не смогла, т.к. повторяюсь класс незнакомый, но как мне кажется удалось реализовать дифференциацию объема сложности и репродуктивности заданий и видов учебной деятельности учащихся, включая домашнее задание, которое состоит как из традиционной формы, так и из творческого задания.
Контроль за усвоением знаний имел как промежуточный характер (на этапе составления выводов в виде логических схем), так и итоговый в процессе выполнения теста, что позволило судить о результативности усвоения материала.
Как мне кажется, мне удалось установить контакт с учащимися и обратную связь в процессе всего урока.
Осуществление перегрузки учащихся складывается из самой технологии (схематизация позволяет избежать заучивания большого объема материала).
Физминутки не предусматривалось, т.к. у учащихся только один урок, на который отводится всего 30 минут.
Я полагаю, на уроке были созданы благоприятные психологические, эстетические и гигиенические условия.
Четко следовала замыслу плана урока, на мой взгляд, мне удалось реализовать поставленную цель и задачи урока.