СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал по теме "Глагол. Постоянные признаки глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован как дополнение к презентации и предназначается для учеников 4-5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по теме "Глагол. Постоянные признаки глагола"»

Урок 19. Глагол. Постоянные признаки глагола.

I. И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Прочитайте слова из стихотворения А.С. Пушкина. Какое из слов, по вашему мнению, употреблено здесь в непривычном для вас значении? Как вы его понимаете? А какое значение глагол имеет сейчас? 

Действительно, слово «глагол» в старославянском языке  означало «слово». Существовало и слово «глаголати». Сейчас мы не говорим: "Что ты мне глаголишь?"

Глагол – одна из главных, ведущих частей речи.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Начальная форма глагола имеет своё название - ИНФИНИТИВ. От начальной формы других частей речи её отличает то, что сама по себе она формы не имеет. Это неизменяемая форма. Сравните.

Начальная форма ИС

Начальная форма ИП

Инфинитив

В единственном числе именительного падежа

В единственном числе мужского рода именительного падежа

___________



Основными постоянными признаками глагола являются спряжение и вид.

II. Перед вами 2 глагола : писать – написать . Задайте к ним вопросы. Какой признак вы определили? 

Вид глагола – его постоянный признак. Вид определяется по вопросу.

Что делать? – несовершенный вид

Что сделать? – совершенный вид



1. Запишите пары глаголов, обозначая их вид. Почему видовые пары глаголов разделены на 4 группы?

  1. Стелить – постелить, бежать – пробежать, путать – перепутать

  2. Решать – решить, вспахивать – вспахать, освещать – осветить

  3. Вырезать – вырезать, насыпать – насыпать

  4. Положить – класть, ловить – поймать.

2. Какие глаголы указывают на продолжительное, повторяемое действие?

1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида.

3. Какие глаголы указывают на однократно совершаемое, завершённое действие, результативное действие?

1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида.

4. От указанных глаголов образуйте как можно больше родственных глаголов совершенного вида.

Работать, читать, писать, говорить, учить.

III. Спряжение.

Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

Спряжение глагола определяется по:

- форме 3-го лица множественного числа (если окончание ударное);

- по неопределённой форме глагола (если окончание в форме 3-го лица множественного числа безударное).

Ко II спряжению относятся:

все глаголы на -итъ, кроме брить, стелить, зиждиться;

семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть

и образованные от них с помощью приставок: рассмотреть, подсмотреть, увидеть, возненавидеть, вытерпеть и т. д.;

четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать

и образованные от них с помощью приставок и постфикса -ся(-сь): пригнать, задержать, услышать, подышать, задержаться, гнаться и др.

К I спряжению относятся:

все остальные глаголы (на -оть, -атъ, -ять и др.)

три глагола на -итъ: стелить, брить, зиждиться.

11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:

Гнать, держать, дышать, зависеть,

ненавидеть и обидеть,

а еще терпеть, вертеть,

слышать, видеть и смотреть.

5. Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Вот вы наход…те друга и покида…те дом. Вы черт…те план, став…те задачи и начина…те работу. Вы поднима…те морковь, собира…те, груз…те ящики и тащ…те тележку. Вы вер…те в себя и не трат…те нервы, дел…те радость с другом, вместе бор…тесь с трудностями и слыш…те похвалу, наде…тесь на лучшее и всё получ…те. 

Почему он не уч…тся, не пыта…тся, не напряга…тся, не тревож…тся, не стара…тся? Он вер…т в свою неповторимость и рассчитыва…т на удачу. Кто зна…т, может, всё сбуд…тся? Может, он обнаруж…т в себе талант и стан…т писателем? 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!